Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лекарства будут у 10 пациентов из ста

Общественность ожидает утверждения программы борьбы с ВИЧ/СПИДом. И найдутся ли средства в бюджете, когда цены на препараты выросли в два-три раза, а иностранные компании не делают для Украины никаких скидок
6 августа, 2014 - 12:01
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Недавно в Мельбурне проходила международная конференция, посвященная борьбе с ВИЧ-СПИДом, гепатитом и туберкулезом. Представители Украины дали здесь о себе знать собственными акциями протеста. Когда во время выступлений один из представителей фармкопаний рассказывал о новом препарате против гепатита С, курс лечения которым обойдется украинцам в 80 тысяч долларов, то наши активисты выступление иностранца просто сорвали. В первую очередь, руководствовались интересами наших пациентов, которым этот препарат может спасти жизнь и вылечить от вируса всего за три месяца. Но за такую высокую цену никто из наших соотечественников его не сможет приобрести, тем более рассчитывать на то, что препарат закупит для них государство. В настоящее время у нас насчитывается 3,5 миллиона больных гепатитом С, а в условиях войны и финансового кризиса «лишние» 280 миллионов гривен вряд ли найдутся. Между тем в Украине проводятся тендеры на закупку лекарств за счет государственных средств, если в торгах будут принимать участие компании с такой же позицией, то разговоры о спасении тяжелобольных, вероятно, будут неуместны.

ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРЕПАРАТ УКРАИНЕ ПРОДАЮТ ЗА 80 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ, А ЕГИПТУ — ЗА ДВЕ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ

Чем закончилась поездка в Мельбурн украинских экспертов, «День» расспросил у Ольги Стефанишиной, исполнительного директора БФ «Пациенты Украины». Она рассказывает, что такими высокими ценами возмущены не только украинцы: «Я лично разговаривала с этим человеком, он сказал, что Украину не хотят включать в список государств, которые получат препарат по низким ценам, потому что мы — это Европа. Например, Египту лекарства будут продавать за две тысячи долларов. На конференции мы предприняли первый публичный шаг, чтобы заявить, что такая политика нецелесообразна, украинцы не смогут покупать такие дорогостоящие препараты, а Украина окажется изгнанником в доступе к ним. В сотрудничестве с Минздравом мы хотим дожать эту компанию и добиться скидок».

Поскольку этот препарат — новинка на фармацевтическом рынке, украинские производители выпускать его не могут и собственных аналогов тоже не имеют. Чтобы запустить собственное производство, нужно получить разрешение от компании. Что интересно, у иностранных производителей-авторов есть перечень из 60 стран мира, которые уже имеют разрешение на производство препарата. Однако Украина в этот список не входит.

«Этот препарат очень эффективный, дает возможность не употреблять интерфероны, которые вызывают побочную реакцию у людей: и депрессии, и психические расстройства, и высыпания на коже. Он намного легче переносится, быстрее лечит и более действенный, потому что дает 80 — 90% гарантии на полное выздоровление», — добавляет Ольга Стефанишина.

НА СОБСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ БОРЬБЫ СО СПИДОМ НУЖНО 6,4 МИЛЛИАРДА ГРИВЕН

Пока наши эксперты узнавали, какую выгоду будут иметь украинцы от мельнбурнской конференции, в Кабинете Министров утвердили Общегосударственную целевую социальную программу противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу на 2014 — 2018 годы. Теперь ее должны рассмотреть в Верховной Раде. Даже если депутаты за программу проголосуют, то эксперты не знают, где власть будет брать деньги на реализацию? Как сказано на сайте Минздрава, на выполнение программы необходимо 6,4 миллиарда гривен на пять лет: из средств государственного и местного бюджетов, а также Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Объем финансирования Программы из государственного бюджета будет определяться ежегодно, в соответствии с конкретными заданиями и имеющимися средствами. То есть если в этом году денег на программу не будет, то никакой профилактики и никаких лекарств не следует ожидать.

Ольга СТЕФАНИШИНА, исполнительный директор БФ «Пациенты Украины»: «...Украину не хотят включать в список государств, которые получат препарат по низким ценам, потому что мы — это Европа. Например, Египту лекарства будут продавать за две тысячи долларов. На конференции мы предприняли первый публичный шаг, чтобы заявить, что такая политика нецелесообразна, украинцы не смогут покупать такие дорогостоящие препараты, а Украина окажется изгнанником в доступе к ним».

Дмитрий Шерембей, эксперт «Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ/СПИД», говорит, что если программу не профинансировать, то последние 12 лет активной борьбы с эпидемией будут сведены на нет. И здесь уже зарубежные дорогостоящие препараты будут ни при чем. «Сама программа несовершенна тем, что рассчитана по курсу доллара 2013 года. И это ее основное слабое звено, — добавляет Дмитрий. — Министерству финансов нужно будет найти возможности и механизмы, как компенсировать разницу в этой программе. Во-вторых, она никогда не выполнялась на сто процентов, в ней финансировались всего две статьи расходов — таблетки и тесты на ВИЧ/СПИД. Мы рассчитываем, что за эту программу проголосуют в Верховной Раде, еще больше рассчитываем на то, что Минфин таки найдет средства на ее выполнение, чтобы наши усилия не были напрасными только по причине недальнозоркой финансовой политики».

Разумеется, что при нынешних условиях экономить государству приходится на всем, в том числе на программах относительно здравоохранения. В настоящий момент Минздрав просит у правительства дофинансировать государственные программы на девять миллиардов гривен, чтобы закупить лекарства в полном объеме и не допустить их дефицита. Однако пока от Кабмина нет никаких обещаний о таком перераспределении средств.  Поэтому и выполнение программы относительно борьбы с ВИЧ/СПИДом эксперты ставят под сомнение. По словам Ольги Стефанишиной, нефинансирование подобных проектов уже стало закономерностью: «Почему-то никогда здравоохранение для государства не было приоритетом. Сейчас уже заканчиваются тендеры, и мы видим, что идут колоссальные переплаты, фармацевтические компании в два-три раза увеличили цены по сравнению с прошлым годом, хотя обещали этого не делать.  Поэтому готовим письма всем главным офисам компаний, принимающим участие в тендерах (в том числе и иностранным), что во время войны фармацевтические компании наживаются на Украине. Я не знаю, что ожидает нас в конце этого года, когда мы получим медикаменты для больниц, и их хватит на десять пациентов из ста».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ