По данным, которые приводят World Health Organization и ООН, в Украине 55% людей удовлетворены состоянием своего здоровья, в то время как в Великобритании — 85%, во Франции — 84%, в Польш — 72%, на Кубе — 76%. Также, начиная с 1990 года, количество врачей на 10 тысяч населения увеличились с 44 до 48 человек, при этом качество услуг или состояние здоровья украинцев от этого не улучшилось: за это время коэффициент смертности на одну тысячу населения вырос с 12 до 16, а продолжительность жизни снизилась с 71 года до 68.
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОДЕЛИ
Практически все участники дебатов сошлись на том, что противопоставлять частную и государственную медицину не нужно. В то же время нужно сделать так, чтобы они, не конкурируя, сосуществовали и дополняли друг друга. По мнению Татьяны Бахтеевой, в настоящее время нам нечем гордиться — ни частной, ни государственной моделями. Государственной — потому, что того финансирования, которое в настоящее время идет на здравоохранение, явно недостает, частной — потому что основная цель частных врачей — не здоровье человека, а собственное обогащение. Правда, что касается собственного обогащения, то это, к сожалению, касается и врачей, работающих в государственных клиниках.
— Постоянное недофинансирование украинской медицины в течение долгих лет привело к созданию «серой» экономики, которая выражается в неформальной или формальной оплате пациентами услуг, — говорит директор благотворительного Фонда «Развитие Украины» Анатолий Заболотный. По его мнению, ситуацию можно улучшить, если вывести из тени «серый» бюджет, отказаться от закупки некачественных и ненужных лекарств и рационально использовать оборудование. Также Анатолий Заболотный заметил, что когда их фонд инициирует какой-то проект в отрасли медицины (туберкулез, онкозаболевания и тому подобное), то все-таки в партнеры выбирают государственные клиники. А это о чем-то свидетельствует.
В интересах государственной медицины аргументы еще такие — «ни один частный врач не занимается туберкулезом, ни один частный врач не занимается семейной медициной, ни один частный врач не занимается инфекционными заболеваниями». Так говорит Татьяна Бахтеева.
— 1—4 тысячи гривен — это плата за день пребывания в частных клиниках в Украине, — констатировала она.
Поэтому, по словам председателя комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, «только государство может обеспечить доступ всего населения к медицинской помощи, не в зависимости от социального статуса и уровня доходов». Именно уровень доходов граждан, по мнению многих экспертов, не дает им возможности пользоваться услугами частной медицины.
Но это — лишь полуправда. Даже дети у нас знают, что бесплатной медицины в Украине нет в принципе.
— Я приезжаю в Украину уже почти 20 лет, провожу здесь операции на мозге и могу сказать, что разницы между государственными и частными больницами нет, потому что платят везде, — говорит основатель Международного центра нейрохирургии, член Лондонского Королевского колледжа нейрохирургов Генри Марш. — Не раз я сталкивался с тем, что пациентам в Украине назначают дорогие, но ненужные лекарства, которые не дают никакого результата. К сожалению, когда мы болеем, то не можем выбирать то, что хотим, и нами легко манипулировать и эксплуатировать... Думаю, вам нужно отказаться от тезиса, что государственная медицина лучше частной, и подумать, как соединить эти две модели.
«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНЫ
Как утверждает основатель клиники персонализированной медицины «Евролаб» Андрей Пальчевский, частная медицина лучше тем, что здесь используются более инновационные технологии, врачи больше «раскрываются» на работе и есть персонализированная ответственность за здоровье пациента. «В отличие от ответственности государства за здоровье», — говорит Андрей Пальчевский.
Эксперты сошлись во мнении, что «минусом» частной медицины является то, что клиники могут наживаться на болезнях людей, а врачам выгодно, чтобы люди болели и использовали более дорогие препараты. Директор института экогигиены и токсикологии им. Л. Медведя Николай Проданчук считает, что это — этап, который мы должны пройти.
— В большинстве стран частное не означает прибыльное. Большинство частных клиник «живут» на пожертвования благотворителей. Так, например, заведено в США. Поэтому в Украине нужно внедрить такую практику, и задача государства — обеспечить такие условия, — убежден Николай Проданчук.
Эту мысль активно подхватил Андрей Пальчевский, который считает, что нужно думать, «что ты будешь делать в третьей части жизни». Он имеет в виду богатых людей, которые могут вкладывать средства в больницы, быть спонсорами разнообразных медицинских программ и т. д. И в то же время он вспоминает, как несколько лет назад, при предыдущей власти, у него возникла идея создать хоспис. Власть навстречу не пошла.
ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Все и даже больше о состоянии медицины знает Ольга Богомолец, директор частной клиники «Институт дерматокосметологии доктора Богомолец», профессор дерматологии и венерологии Национального медицинского университета. Она предлагает вначале разделить понятие «медицина» и «здравоохранение», и, по ее мнению, медицина должна быть частной, а здравоохранение — государственным.
— Цель частной медицины — получить прибыль, цель же системы здравоохранения — получить здорового налогоплательщика. Государство должно быть заинтересовано в этом, — говорит Ольга Богомолец. — Но в настоящее время государство не выполняет этой задачи — сохранить здоровье человека, налогоплательщика. По-моему, путь реформирования — в экономической плоскости. Начать нужно с того, что отделить здравоохранение от политики: чтобы независимо от того, кто пришел к власти, продолжались реформы и финансировались программы. Потом нам нужно развивать агропромышленный комплекс: чтобы у нас были свои овощи, фрукты, мясо-молочная продукция. Качественная еда — залог здоровья. Я много езжу по Украине, много общаюсь с людьми и вижу, что у людей нет надежды, люди не хотят жить, потому что не видят будущего в этой стране.
Представитель государственной системы здравоохранения Татьяна Бахтеева считает, что цель государства — меньше болезней, и потому оно должно быть заинтересовано в профилактике и эффективном лечении, а также гарантировать право каждому человеку на медицинскую помощь. По ее мнению, улучшить финансирование государственной системы здравоохранения можно только введением страховой медицины. Кстати, по данным Николая Проданчука, в настоящее время государство может профинансировать медицину только на 20% от потребностей. Поэтому эксперты сошлись на том, что реформа медицины — это глобальный вопрос, касающийся экономических вопросов, социальных, политических, также вопросов экологии, обучения будущих медиков и их качества, благотворительности, ответственности государства перед своими гражданами и многого другого.
Тем не менее, в Украине уже начались пилотные проекты реформирования медицинской отрасли — по реструктуризации лечебных учреждений. Речь идет о пилотном эксперименте в Донецкой, Винницкой и Днепропетровской областях. Он запланирован на три года, поэтому в настоящий момент говорить о его эффективности или неэффективности, а также целесообразности или нецелесообразности рановато. По мнению заместителя главы Администрации Президента Украины Ирины Акимовой, среди других позитивов, которые ожидаются от этого пилотного проекта, «реформы должны проверить новые финансовые механизмы: как правильно и эффективно использовать бюджетные деньги, — дадут стимулы работать врачам лучше, возобновят статус украинского врача». Планируется, что при позитивном результате опыт будет перенесен на всю Украину.