Будущее без покаяния — это путь, ведущий в никуда. Даже если этот путь фальшиво украшенный яркими рекламными огнями — атрибутами «благосостояния» и «процветания». Ибо духовно не преодоленные, не «снятые» путем катарсиса исторические ошибки, а тем более кровавые злодейства, непременно возродятся сызнова — пусть и в совсем других, неожиданных формах. А покаяние в свою очередь невозможно без двух очень необходимых вещей — познания и осмысления.
Если говорить о трагедиях украинской истории ХХ века, то ощутимым политическим толчком к познанию этих трагедий могло бы стать (в свое времени верилось, что и станет) принятие Верховной Радой Украины еще в апреле 1991 года Закона «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», где впервые на высшем государственном уровне было официально признано, что «миллионы безвинных людей на основании антигуманных и антидемократических законов и вследствие прямого беззакония и своеволия испытали на себе преследования за свою политическую деятельность, высказывания и религиозные убеждения». Приняв этот закон, Верховная Рада подчеркнула, что тем самым решительно отмежевывается от предыдущих тоталитарных, террористических методов руководства и одним из приоритетов в своей деятельности считает восстановление исторической справедливости.
Однако необходимо открыто признать — эта давно назревшая и необходимая акция наших парламентариев, осуществленная еще 16 лет назад, и доныне остается во многом декларативной. Ведь научное изучение причин, истоков и последствий драм украинской истории прошлого века (а без этого, подчеркнем снова и снова, немыслима ни духовная очистка общества, ни восстановление исторической справедливости) требует в первую очередь надлежащего — если угодно, особого! — внимания со стороны государства. Правда, еще в 1992 году были одобрены соответствующие постановления президиума Верховной Рады и Кабинета Министров Украины, которыми, в частности, была поддержана инициатива руководства Национальной академии наук, Института истории Украины НАН Украины, Службы безопасности Украины, Государственного комитета по прессе, общества «Мемориал» и Всеукраинского союза краеведов — положить начало Государственной (!) программе относительно научно-документальной серии книг «Реабилитированные историей» — издание, которое призвано сохранить, возобновить и увековечить память о миллионах невинных жертв советской тоталитарной системы 20 — 80 х годов. Но встает вопрос (он является основным): как сейчас, спустя 15 лет, реально обстоят дела?
В Институте истории Украины НАН Украины 2 марта состоялась презентация уже изданных 36 томов этой серии. Презентация, которая в то же время была и откровенным разговором об имеющихся в наличии проблемах, и рассказом про уже сделанное, и (такое впечатление сложилось у автора этих строк) призывом к совести тех деньго- и власть имущих лиц, от которых во многом зависит выполнение этой, политически и общественно важной, программы национального масштаба. Конечно же, ее руководителям (прежде всего — уникальному человеку, нашему славному историку, Герою Украины, академику Петру Тимофеевичу Тронько, без чьих громадных усилий, которые он приложил и сегодня продолжает прилагать для выполнения святого дела, о программе не могло бы быть и речи) было о чем доложить представителям СМИ, общественности. Уже вышли в печать 36 книг этой серии: они изданы в двадцать одной области Украины, общий объем напечатанных томов — 18146 страниц, обнародовано 153871 фамилию репрессированных граждан Украины... Однако кандидаты исторических наук Роман Подкур и Валерий Васильев, проделавшие огромную работу по научному сопровождению серии, подчеркнули: это всего лишь малая толика всех невинно пострадавших, только начало работы; ведь до сих пор неизвестно, сколько в государстве реабилитировано людей, подвергавшихся политическим репрессиям и относительно которых продолжается процесс реабилитации (как минимум, их в четыре раза больше, чем количество фамилий, уже опубликованных). Кроме этого, в постановлении Кабинета Министров Украины в свое время предусматривалось создание Национального банка жертв политических репрессий, но средства и до сих пор не выделены.
Но только на ли это? Следует заметить, что Министерство финансов в течение нескольких лет (практически вплоть до 1997 года) почти не выделяло средств для выполнения Государственной (еще раз уточним — Государственной, одобренной в соответствии с решениями правительства и парламента!) программы «Реабилитированные историей»: многие из новообразованных областных групп, на которые, собственно, и легла значительная часть ответственности за осуществление этой работы, буквально выживали на 40 — 60 гривен заработной платы, держась исключительно за счет преданности делу и творческого энтузиазма. (А теперь вспомним пафосные заявления Верховной Рады образца 1991 года о «приоритетности» восстановления исторической правды, соответствующие — обязательные для Минфина? — решения Кабинета Министров... Может, дело здесь не в том, что в Государственном бюджете «нет средств», а в том, что правящие политико-экономические группы своим реальным приоритетом считали и считают совсем не восстановление какой-то абстрактной «правды истории», а «освоение возможностей» того же таки Государственного бюджета!)
Проблем у тех сотен тысяч бескорыстных, преданных Украине людей, которые во всех без исключения регионах работают над выполнением программы, воистину более чем достаточно. Так, исключительно важным сегодня остается вопрос (и об этом говорил Петр Тимофеевич Тронько) приобщения к научному использованию и проработке тех архивов, которые находятся за границей, особенно — архивов Российской Федерации и Республики Казахстан. Необходимо еще больше укреплять и развивать творческое сотрудничество с представителями Службы безопасности Украины — потому что без предания огласке обобщенных статистических данных репрессивного аппарата СССР и УССР, соответствующих информационно-аналитических документов нельзя рассчитывать на объективное восстановление реальных исторических событий, выяснение причин и масштабов репрессий в Украине вообще и ее регионах в частности.
Директор Института истории Украины НАН Украины академик Валерий Смолий подчеркнул, что речь идет о поразительном творческом заделе огромного авторского коллектива — ведь задействована была вся Украина. Работа оказалась исключительно сложной, были и «спады», и «подъемы», но главное заключается в том, что изданием именно этих книг мы, по существу, положили начало новому направлению в историографии — исследование советской тоталитарной системы. Историки хорошо понимают, как сказал академик Смолий, что впереди еще очень много работы (очень важным является сбор устных свидетельств людей, которые помнят тоталитарное лихолетье — ведь их с каждым годом становится все меньше...). Однако, без сомнения, важнейшим является другое, заметил Валерий Андреевич: вопрос финансового обеспечения исследований рано или поздно решится, деньги будут; но возникает другая, фундаментальная проблема — проблема нравственности политиков, общества, морально-этических прав предыдущих и будущих поколений. Потому что историческая амнезия является очень серьезной опасностью для украинской демократии — именно она несет в себе угрозу повторения ужасов тоталитаризма.
Петр Тимофеевич Тронько в своем основательном выступлении акцентировал внимание присутствующих на том, что при выполнении программы «Реабилитированные историей» важно не только и не столько формальное восстановление фактов тоталитарных репрессий, но и выяснение полной картины преступлений, их истоков. Работы и вправду — непочатый край: еще нужно издать, как минимум, 50 — 60 томов по всем областям Украины (то есть в конечном итоге это будет 100-томная история!). Тем временем сейчас ведется работа по выяснению имен граждан, депортированных во время массовых репрессий сталинского режима, особенно в Западной Украине. Эти и другие направления такой работы, сказал академик Тронько, подтверждают, что программа «Реабилитированные историей» имеет не только научное, но и огромное политическое значение. А дело ведь было совсем новое — мы не имели надлежащего представления о масштабах, характере и сути репрессий.
И наконец. Полное отсутствие на презентации кого-либо из представителей власти (исключение — председатель Житомирского областного совета Ирина Синявская и народный депутат Лесь Танюк, который, кстати, сказал, что не считает название программы адекватной исторической правде: о какой «реабилитации» может идти речь, если мы говорим о судьбах миллионов людей, которые ничем не провинились перед Украиной?) — это их отсутствие лучше каких-либо слов свидетельствовало о реальном отношении нашего «политикума» к проблеме памяти и исторической совести. Это тот случай, когда действительные приоритеты можно увидеть и невооруженным глазом.