В четверг украинцы отмечали 145-летие со дня рождения Леси Украинки — автора бессмертной «Лесной песни», которая прославила красоту Волыни. Одна из работ прошлогоднего фотоконкурса «Дня» тоже изображает пейзаж исторической Волыни — с... последствиями добычи янтаря. Она получила название «Лесная песня. Реквием». А в эту среду народный депутат Украины, председатель Комитета по вопросам экологической политики Николай Томенко во время встречи в Национальном университете водного хозяйства и природопользования в Ровенской области заявил, комментируя ситуацию с затягиванием принятия закона о добыче и реализации янтаря: «Ключевая дискуссия, которая ведется сегодня и в администрации Президента, и в окружении премьер-министра — не о том, как ликвидировать янтарную мафию, а о том, кто ее возглавит».
«Разрушенные люди разрушают все вокруг», — говорит главный редактор «Дня» Лариса Ившина. Подобного мнения и София Шутяк, юрисконсульт международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек». «Ситуация с янтарем не нова. Уже целое поколение выросло на этой незаконной добыче: когда родители шли в лес, приходили и становились богатыми. Выросли люди, которые привыкли, что можно ничего не делать, пойти в лес — и ты становишься владельцем джипа, автобуса и так далее», — говорит София. Первый указ президента о недопустимой ситуации с добычей янтаря на севере Украины появился еще в 1992 году, напоминает экспертка. Поэтому копанки были постоянно, но не имели такой массовости, как в последние годы.
«Это ситуация, которую упустили на всех уровнях, — убеждена София Шутяк и приводит перечень. — Президент обязан обеспечивать нам национальную безопасность. А сюда входит и экологическая безопасность. Его рычаги воздействия — СНБО, решение которого обязательны для всех, а также Национальный институт стратегических исследований. Президент может обратиться в Верховную Раду, Кабмин со своими предложениями, может выдавать свои указы. Во времена Порошенко я не встречала ни одного такого указа.
В Верховной Раде есть комитет по экополитике, который сегодня возглавляет Николай Томенко. Этот комитет не просто должен анализировать законопроекты и давать им оценку, но и исследовать, как меняется ситуация, какие у нас есть проблемы, самостоятельно писать законопроекты, привлекать для этого экспертов. Этого нет. Последние изменения в законодательстве (в 2014 и 2015 году) сняли обязанность лицензирования такой деятельности.
Из Кабинета Министров именно Минфин и Минэкономразвития имеют отношение к утверждении перечня товаров, которые при пересечении границы должны облагаться пошлиной, устанавливают правила лицензирования хозяйственной деятельности. Они не вмешивались в ситуацию. В МВД тоже ничего не сделали».
«Даже Генпрокуратура, к которой мы обращались с заявлением о совершении преступления, а именно относительно бездеятельности Государственной службы геологии и недр Украины, говорит, что нет достаточных оснований для начала каких-либо действий. Но никто, к счастью, еще не отменил кодекса законов о недрах, и разрешения на пользование спецнедрами нужны, потому что янтарь до сих пор в перечне полезных ископаемых общегосударственного значения! — возмущена юрист. — А это значит, что любой, кто хочет их добывать, должен по общему правилу обратиться в Госгеонедра и получить такое разрешение. При Госгеонедра есть служба, которая ведет реестр запасов полезных ископаемых. Учитывая этот запас, государство должно (для этого мы государство и имеем!) рассчитать и определить: как извлечь максимальную пользу из тех полезных ископаемых для наших людей».
Относительно законопроекта, заявление о котором сделал Николай Томенко, София говорит: «Я читала законопроект, который рассматривается. Наша позиция: он просто узаконивает ту схему, которая существует. Но не решает главного вопроса: а что вообще государство хочет сделать с янтарем? Янтарь не возвращается в перечень объектов, которые должны облагаться пошлиной при перевозке, не устанавливается сумма — а сколько Украине максимум надо продать на год?»
Получается так, что все умывают руки, констатирует София Шутяк. «У нас сейчас самая большая проблема в преступной бездеятельности людей, которые занимают соответствующие должности, — говорит она. — Все делается очень бездумно. Например, в 1996 году Украина продала 50 кг янтаря за весь год, а сейчас, говорят, что продается за границу более 200 тонн — на месяц. А может, через год этот янтарь просто закончится? Если мы его уже 25 лет добываем неконтролируемо». Нет действительно государственных принципов у власти, а у общества — нет культуры потребления, делает вывод экспертка. «Надо заниматься образованием, больше говорить об этом в том числе и в СМИ», — завершает юрисконсульт международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек».
«Культура пронизывает все» — эта мысль главного редактора «Дня» вновь получила подтверждение. Как подтверждается еще и то, что в развитии гражданского общества «День» не должен быть одиноким, чтобы реально изменить ситуацию в стране.