Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лица Евромайдана

Шесть волонтеров рассказывают «Дню» о своих буднях и своей миссии на главной площади страны
5 декабря, 2013 - 11:50
ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА КАК МОЛИТВА ЗА УКРАИНУ (ДОМ ПРОФСОЮЗОВ, ВОЛОНТЕРЫ, 4 ДЕКАБРЯ 2013 г.) / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Они не просто митингуют. Чтобы быть полезными, готовят чай и бутерброды, принимают одежду, которую приносят киевляне, и раздают ее протестующим. Студенты и пенсионеры, строители и юристы, бизнесмены и художники. Они приехали на Евромайдан со всей страны и даже из-за границы. «День» расспросил волонтеров Евромайдана, почему они здесь и в чем заключается их работа.

«МИЛИЦИОНЕРЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО ЕСЛИ БЫ НЕ СЛУЖБА, САМИ БЫ ВЫШЛИ НА ПРОТЕСТЫ»

Анна Талайчук не расставалась с мегафоном. Только на время интервью отдала его охранникам. Первокурсница Киево-Могилянской академии была одним из членов оргкомитета «старого» Майдана, пока его в ночь на субботу не разогнал «Беркут». Анна и на кухне помогала, и людей охраняла. Чтобы не допустить провокаций, ребятам, которые подходили с предложением бить милицию, улыбалась и предлагала чай.

ФОТОРЕПОРТАЖ: Будни Євромайдана

Вместе с другими волонтерами Анна поила чаем и милиционеров, которые охраняли елку. «Они сами просили у нас чай, потому что замерзли. Говорили, что если бы не служба, сами бы вышли на протесты», — говорит студентка. Сильнее всего поразила девушку бабушка, которая, плача, говорила, что верит в победу Майдана. Именно благодаря поддержке людей, рассказывает Анна, отсюда не хочется уходить. Девушка не спала несколько суток, но не жалуется на усталость.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«ЭТО ДОЛЖЕН БЫТЬ МОЙ ОПЫТ»

А вот Лиле досаждает холод. Чтобы согреться, девушка иногда уходила с кухни, где была волонтером, в толпу, пела и танцевала вместе со всеми. Лиля родилась во Львове, но восемь лет назад ее родители разочаровались в Помаранчевой революции и эмигрировали в Испанию. Девушка заканчивала там школу и университет. Немного училась в Финляндии. Лиля — политолог, собирается стажироваться в Центре политических студий и аналитики. Вернулась в Украину, потому что хочет увидеть, что в стране изменилось с тех пор, как они выехали. У девушки здесь дедушка и бабушка. Родители в Испании. Дочь поддерживают и не предупреждают о возможных разочарованиях. «Они понимают, что это должен быть мой опыт. Просят только, чтобы я тепло одевалась»,    — говорит девушка.

«КО МНЕ ПОДОШЕЛ МИЛИЦИОНЕР И СКАЗАЛ, ЧТО НЕЛЬЗЯ РАЗДАВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИСТОВКИ В ЦЕНТРЕ. Я ПОКАЗЫВАЮ, ЧТО ЕЩЕ НЕМНОГО ОСТАЛОСЬ. СКАЗАЛ «ХОРОШО» И УШЕЛ»

Анна Микитяк из Львова тоже была добровольцем на кухне. Говорит, просто стоять на Майдане — и холодно, и скучно. Да и полезной хочется быть. Девушка делала чай, чтобы митингующие хотя бы немного согрелись. А еще раздавала в метро листовки с призывом прийти на Майдан. В какой-то момент испугалась, что ее могут забрать в милицию: «Ко мне подошел милиционер и сказал, что в самом метро нельзя раздавать листовки, тем более политические. Я показываю ему жестами, что еще немного осталось. Сказал «Хорошо» и ушел». За два дня волонтерства Анна отморозила пальцы. Однако ехать домой не хочет. На Майдане ей нравится атмосфера и то, что все люди приветливые и заботливые. Даже ее старший брат, у которого девушка ночует, немного побыл волонтером. Кто-то привез дрова, а парень их разгружал.

«Я ВСТАЮ РАНО, ЛОЖУСЬ ПОЗДНО...»

Киевлянин Евгений на «старом» Майдане был охранником около медпункта. На «новом» иногда разносит еду. Но в основном занят на пункте одежды. Он принимает свитера и пальто, которые приносят киевляне, и отдает их митингующим. «Надолго одежда не задерживается, — говорит мужчина. — Как только ее приносят, сразу кто-то забирает. Митингующие не стесняются, потому что холодно. Да и одежда хорошая. Грязного или поношенного никто не приносит». Спит Евгений в пунктах ночевки или в палатках. Там есть карематы, одеяла и спальники. «Я встаю рано, ложусь поздно. За день так набегаюсь, что мне в палатке не холодно», — говорит мужчина. Вместе с ним добровольцами еще пятеро знакомых, все строители. Они волонтеры и собираются быть на Майдане «до конца». Евгений мечтает открыть в Украине бизнес и развивать его по европейским стандартам.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«ЕХАЛА ДОМОЙ В ТРАМВАЕ И ПЛАКАЛА»

Светлану Литвинову, пенсионерку из Харькова, на Майдан привело возмущение. «Об избиении студентов я услышала по радио в магазине. Меня это очень поразило. Ехала домой в трамвае и плакала», — рассказывает женщина. О том, что нужны волонтеры, узнала со сцены во время вече. Пошла на кухню. Здесь она делает бутерброды и выносит их митингующим. Ночью была за старшую, организовывала работу других добровольцев. Говорит, все хорошо сработались, поют песни и вдохновляют друг друга. Да и киевляне очень поддерживают. «Мы почувствовали, что мы вместе: Восток, Запад и Крым». В понедельник на кухню дома профсоюзов, где волонтерствует Светлана, пришли те, кто там работает. Они организовывали обед для инвалидов. «Мы просто разделили зал между собой», — говорит женщина.

«ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ СЫН ПОЖЕЛАЛ МНЕ «УДАЧИ»

Адвокат Дмитрий Худзий приехал из Львовщины. На Майдане он — доброволец Центра правовой помощи. За день успели принять пять жалоб на стражей порядка. Кроме волонтеров, в штабе работают и юристы, которые представляют оппозиционные партии. Они защищают в судах людей, которые пострадали от рук милиции. Тех обвиняют в хулиганстве. В Центре правовой помощи — свой график дежурств. Юристы работают днем и ночью. Дмитрий «убежал» на Майдан почти из зала суда. Попросил перенести рассмотрение дела из-за «командировки в Киев». «Я думаю, судья догадался, какая это командировка», — смеется мужчина. Он приехал с шурином и живет у родственников жены. «Конечно, она волнуется. Но знает мой характер, и если бы я не поехал, то подумала бы, что стал слишком ленивым и старым, — рассказывает Дмитрий. — А старший сын, ему четыре, пожелал мне «Удачи». Адвоката Евромайдана радует то, что в который раз разрушается миф о разъединенной украинской нации. А еще Дмитрий рад, что у людей зарождается правовое сознание. Мужчина и в дальнейшем будет выходить на «майданы», чтобы только митинги и в дальнейшем были мирными. Если же человек стал свидетелем провокации, юрист советует ему в первую очередь указать на провокатора и отстраниться от него. С милиционерами, говорит Дмитрий, нужно вести себя мирно. Если столкновения не избежать, следует сесть под стену и закрыть голову руками. Если вдруг милиционер применит силу, адвокат советует фотографировать его или снимать все на видео. И с этими доказательствами идти писать заявление в милицию. Еще один способ влиять на стражей порядка — выкладывать видео в интернет.

Анастасия ФЕДЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ