Несколько недель назад в соцсетях появились фотографии народного депутата Нестора Шуфрича рядом с убитым черным носорогом. Охота проходила несколько лет назад в Намибии. Фото нашли активисты международного твиттер-акаунта Tigrenlion, которые выступают против сафари и за сохранение дикой фауны.
Фотографию подхватили многие СМИ. Например, об инциденте с украинским нардепом написали в KyivРost. Издание работает в Украине, однако рассчитано на зарубежную аудиторию. В статье говорилось, что украинский нардеп, который в настоящее время возглавляет парламентский комитет Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова, позирует с черным носорогом, который относится к исчезающим животным в Африке. Помимо трех черных носорогов Нестор Шуфрич охотился тогда же в Намибии на золотую гну, золотую орикс и коричневую гиену.
«UAnimals и межфракционная группа «Гуманная страна» осуждают такие действия законодателя и отмечают, что убийство животных в современном мире неприемлемо и является признаком деградации», — отреагировали на ситуацию в украинской зоозащитной инициативе UAnimals.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗНАМЕНИТОСТИ
У пресс-службе Нестора Шуфрича тоже подготовили пространное объяснение инцидента: «Информация, поданная о посещениях Африканского континента, в частности Намибии, народным депутатом Нестором Шуфричем, не совсем корректна. Описанные события имели место в июле 2013 года. Охота, о которой шла речь в СМИ, велась с разрешения уполномоченных на это национальным правительством органов, предметом отстрела был самец нерепродуктивного возраста, агрессивного характера, который подлежал отстрелу. Нестор Шуфрич подчеркнул, что предметом его охотничьего интереса были исключительно самцы зрелого возраста, которые утратили способность давать потомство и представляют опасность как для младших самцов, так и для местных жителей в округе. После описанных событий Нестор Шуфрич, в силу известных обстоятельств, воздерживался от подобных экспедиций на Африканский континент».
Зарубежные издания рассказывают и о других прецедентах в Украине. Так, OneGreenPlanet и DailyMail недавно описывали еще одно нарушение норм защиты животных в нашей стране. «Украинский чиновник привязал собаку к машине и потащил ее по дороге в качестве наказания» — это заголовок одной из статей в упомянутых СМИ. Речь идет о случае на Хмельниччине, когда директор государственного областного архива Владимир Байдич привязал к машине собаку, которая якобы укусила его мать, и волок за машиной, таким образом карая животное. По этому факту местная полиция открыла уголовное производство по ч.1 ст. 299 Уголовного кодекса о жестоком обращении с животными.
ГДЕ УКРАИНА ЛИДИРУЕТ, А ГДЕ ПЛЕТЕТСЯ В ХВОСТЕ?
Проблемы, которые годами пытаются решить зоозащитные инициативы, известны не только в пределах нашего информационного пространства. Что интересно, международные издания в своих публикациях отмечают, что в Украине не действует законодательство, которое должно было бы защитить животных от жестокости, а большинство проблем пытаются решить самостоятельно волонтеры вместо государственных органов.
«В плане зоозащитного движения в Украине мы сделали очень большой скачок за достаточно сжатый промежуток времени. Ведущие зоозащитные организации вроде РЕТА, оценивают нас очень положительно. В некоторых вопросах мы даже впереди европейских стран, например, касательно запрета цирка с животными, — комментирует зоозащитник Наталья Вишневская. — А вот в вопросах, связанных с беспризорными животными, мы лидируем в списке европейских стран, где отношение к ним очень плохое, а лицо государства выглядит неприятно».
«Наши celebrities ничем не отличаются от тех, что есть в Европе или США, у них тоже есть свои «шуфричи» и «байдичи», — продолжила пани Наталья. — Единственное, что некоторые процедурные моменты на законодательном уровне не решены. Несмотря на то, что наш закон о защите животных от жестокого обращения достаточно жесткий в отношении живодеров, предусматривается максимальное наказание 8 лет заключения, и не во всех странах существует такой большой срок заключения для догхантеров, но вопрос доведения до приговора имеет проблемы. У нас отсутствует судебно-ветеринарная экспертиза. Сейчас это инициируют отдельные зоозащитники, но государство не обращает на это внимания».
Наталья Вишневская подчеркивает, что с движением догхантеров, которое пришло к нам из России и Беларуси, не борются должным образом правоохранительные органы. За рубежом на подобные вещи реакция стражей порядка была бы мгновенной. Активистка приводит пример, что в Украине легально работает сайт живодеров, на котором описываются планы и факты издевательств над животными. «Но киберотдел МВД, который занимается борьбой с такими видами преступной деятельности, этим вопросом почему-то не занимается. Если бы это был сайт, нацеленный на сексуальное насилие над детьми, МВД сразу бы прекратило его работу», — отмечает зоозащитник.
Все эти проблемы накапливались годами. Несколько зоозащитных организаций в прошлом году пытались активно сотрудничать с парламентом, чтобы усилить наше законодательство относительно защиты животных новыми положениями. Знаменитый среди активистов закон под номером 6598 должен был запретить притравочные станции, внедрить упомянутую Натальей Вишневской судебно-ветеринарную экспертизу, в конце концов, ввести действенный учет беспризорных животных. В последний момент в парламенте не набралось достаточного количества голосов.