Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лишнее» звено?

В Киеве завершился первый за 15 лет конгресс психологов
28 октября, 2005 - 20:42
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ПСИХОЛОГОВ. ПО ИХ ИССЛЕДОВАНИЯМ, 50% ШЕСТИЛЕТНИХ УКРАИНЦЕВ НЕ ГОТОВЫ СЕСТЬ ЗА ПАРТЫ, ЧТО ВПОСЛЕДСТВИИ ЧРЕВАТО СЕРЬЕЗНЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

«Что вы толкаетесь, я сюда раньше подошла», — закричала молодая особа на подошедшего к столику регистрации мужчину. — И так тесно, а тут вы, — раздраженно добавила она. К «оживленной» беседе подключились наблюдатели. Еще немного — и в холле столичного Дома учителя разразился бы настоящий скандал. Но к счастью, всех пригласили занять свои места в конференц-зале.

Так начинался первый конгресс психологов Украины — мероприятие, к которому готовились 15 лет. До этого, по признанию заместителя директора Института психологии им. Костюка Сергея Болтивца, собираться было просто некому. Нет, ученые, разумеется, работали. Только их труды, как правило, не имели ничего общего с тем, что западные специалисты называют «наукой о душе». Впрочем, стоит признать: и сегодня практическая психология мало занимает умы украинских специалистов. Иначе, думается, на конгрессе не звучало бы столько докладов о классификациях, методологии и исторической стороне вопроса.

В то же время украинцы все больше нуждаются в психологах. И как утверждают практики, отнюдь не потому, что на них свалился ворох душевных проблем. Просто психологов, наконец, научились отличать от врачей-психиатров. Чему, кстати, в немалой степени поспособствовали герои зарубежных фильмов, предпочитающие изливать душу не соседке на кухне, а специалисту. Постепенно утверждают свои позиции и школьные психологи. Еще несколько лет назад, рассказывает главный редактор журнала «Практическая психология и социальная работа» Александр Губенко, чуть ли не везде они считались «лишним звеном» — этакими навязчивыми советчиками родителям и педагогам. Не видели в них смысла и дети. Теперь же, как показало исследование, большинство называет психолога самым нужным человеком для общения.

Уже другой вопрос, что появившийся спрос почти никак не повлиял на «качество» предложения. Практические занятия в лучшем случае составляют 20% от всего курса, прослушанного студентами-психологами. Несмотря на то, что на Западе 50% лекций читают по медицинским предметам, в Украине этот «нюанс» продолжают игнорировать. В итоге, закончив вуз, заниматься психотерапевтической практикой вчерашний студент не может. Нет необходимого для этого медицинского образования. Зато врачам стать психотерапевтами — дело нескольких месяцев. Именно столько времени занимает курс переквалификации бывшего офтальмолога или гинеколога в «душевные» консультанты. Дабы как-то себя применить, молодые психологи бросаются на различные школы и школки. Но по словам исполнительного секретаря ассоциации психиатров Украины Семена Глузмана, они, как правило, представляют собой сэконд-хенд технологии. А то и не имеют ничего общего с наукой. «Где это видано, чтобы филолог по образованию за неделю обучал всех желающих психоанализу», — возмущается С. Глузман.

Словом, вывод один: психологов-практиков в Украине мало (мы занимаем одно из последних мест в Европе по их количеству на душу населения), а хороших — и вовсе единицы. Но на конгрессе об этом почему-то почти не говорили. Зато долгожданный съезд наметил по меньшей мере три темы, которыми сегодня наиболее заинтересованы психологи.

МАЙДАН И МИФЫ

В первую очередь — это Майдан. События почти годичной давности специалисты продолжают осмыслять, анализировать и строить гипотезы о том, что же именно подвигло миллионы украинцев выйти на главную площадь страны. К примеру, как считает представитель независимой ассоциации психотерапевтов Харькова Александр Данилов, это были мифы. Без них, по его мнению, не может жить ни одна нация. Только каждая выделяет для себе те легенды, которые наиболее импонируют ее менталитету. Для Украины — это миф о раненном целителе, который преодолевая свои страдания, спасает народ. Параллели, по убеждению А. Данилова, и «разыграли» Майдан.

Вторая трактовка ноябрьских событий еще более глубинная. Как в первобытном обществе совершали обряд инициации — посвящения во взрослую жизнь, так и на Майдане проходил ритуал «возмужания» украинцев. По мнению сотрудника Института социальной и политической психологии Юлии Гундертайло, это было тенденцией коллективного бессознательного. И ни один политтехнолог не смог бы «завести механизм» без желания и готовности самого общества. По оптимистичным наблюдениям психолога, Майдан во многом «подлечил» украинцев. Они стали менее враждебно относиться к «богачам», больше заботиться друг о друге и общаться. Но самое главное — произошла национальная идентификация.

Так или иначе, но те же психологи констатируют нынче массовую апатию и разочарование. С одной стороны, утверждают они, удары по массовым ожиданиям где-то даже полезны — это формирует массовое сознание. С другой, украинцы имеют все шансы разувериться во всем и углубиться лишь в собственные заботы. Уже сегодня, как показывают исследования, они начинают меньше общаться. Что теоретически может добавить работы психологам и психотерапевтам — возрастет процент одиноких, а также неуверенных в себе людей.

ВРЕДИТ ПСИХИКЕ... ШКОЛА

50% шестилеток абсолютно не готовы к тому, чтобы сесть за парты. Как результат — грызя гранит науки, они чрезмерно утомляются, а значит имеют большие шансы заработать стресс. И это еще один повод для размышлений специалистов. Как заявил на открытии конгресса заместитель министра образования Борис Жебровский, без психологов нельзя принимать ни одно решение по учебному процессу. Тем не менее в первый класс сегодня зачисляют шестилетних малышей. По данным исследований украинских психологов, около 30% детей такого возраста страдают задержками развития интеллекта, еще 42% просто не готовы к школе, а 12% ее боятся. По словам А. Губенко, понятие «работа» шестилетнему малышу чуждо — ему нужно играть. Удерживать внимание на предмете он способен лишь 10—15 минут, да и просто высидеть 35 минут на уроке — для него проблематично.

В итоге, после 1—2 класса, по наблюдениям психологов, школьники страдают рядом психосоматических расстройств. А у подопечных авторитарных педагогов еще и фиксируется высокий процент невротизма. Да, школьные психологи постепенно завоевывают авторитет. Но только на 21 тысячу работающих в Украине школ приходится «аж» 8,5 тысячи психологов. В сельской местности они в принципе в диковинку. В городах же одному специалисту приходится «обслуживать» около 1000 учеников, не считая родителей и учителей.

Так что школьники вынуждены справляться со стрессами в одиночку. Более того, как утверждают эксперты, нынешнего распределения четвертей и каникул не может хватать для полноценного отдыха. В идеале нерабочая неделя необходима после каждых 5—6 недель напряженной учебы. Особенно учебы по современным пособиям. Как утверждают психологи, сегодня на одной странице учебника можно встретить до 30 новых терминов. Возможно, правда, в ближайшее время ситуация изменится. В своем обращении к властям и украинскому обществу участники конгресса выступили за психологическую экспертизу материалов, рассчитанных на детскую аудиторию. А также посоветовали ввести психологию в качестве обязательного предмета в школах и на гуманитарных факультетах вузов.

ТАНЦУЮТ ВСЕ!

Психотерапевтическое консультирование сегодня не в моде. И тому имеется как минимум две причины. Во-первых, мало кто из украинских специалистов способен работать с клиентом тет-а- тет. А во-вторых, мало кто из потенциальных клиентов может выложить за час от 50 долларов. Спрос и предложение соответствуют друг другу нынче лишь в групповой работе. Для нее же, как показал конгресс и проведенные в рамках его мастер-классы, выбираются самые неожиданные методы. Например, танцевальные или музыкальные.

Психологи доказали: танец — отнюдь не бесполезное занятие, а одна из скрытых и невоплощенных ценностей человека. Как показали результаты исследований, правильно организованные танцы помогают раскрепоститься, лучше понять себя и научиться управлять собственными эмоциями. Более того, ритмичные движения под музыку вполне способны поднять самооценку. А к тому же освободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты. Уже не говоря о том, что танцы просто улучшают настроение. Сегодня эту терапию практикуют в нескольких психологических центрах Украины. И как признаются специалисты, практически не было случаев, когда бы клиент ушел, не получив результат.

О своем успехе заявляют и музыкальные терапевты. По их словам, умело подобранные мелодии могут снизить усталость и улучшить самочувствие. К тому же лечение музыкой — отнюдь не украинское ноу-хау. В лечебных целях ее применяли с давних времен, поскольку ученые считали, что приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ и кровообращение. А положительные эмоции во время звучания приятных слуху мелодий усиливают внимание, и тонизируют центральную нервную систему.

***

Словом, сегодня психологи ратуют за то, чтобы их голос был, наконец, услышан. И политиками, и педагогами, и врачами. Тем более, что в Европе, в которую так стремится Украина, эту необходимость осознали еще несколько десятилетий назад. Иначе как Франции удалось бы за несколько лет на порядок снизить число суицидов? А Германии — преодолеть депрессию среди пенсионеров?

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ