Лорен Кайзер — американский композитор, вице-президент Международной конфедерации музыкальных издателей — недавно выступил в Киеве с лекцией об авторском праве и пиратских сайтах. «США стали великими благодаря авторскому праву», — говорит господин Кайзер, и добавляет, что «единственный способ улучшить общество и создать глобальную культуру — это вознаграждать людей за то, что они делают». «Если вы хотите послушать любимую песню, то неправильно скачивать ее с сайта, который зарабатывает на рекламе, но ничего не платит автору. Каждый человек, который имеет авторское право, может выложить в Интернет все, что считает нужным. Но этого не должны делать преступники», — говорит господин Кайзер. Для Украины, которой США недавно дали статус «пирата №1» в мире, этот вопрос действительно актуален (подробнее об этом читайте в «Дне» №91 от 30 мая 2013 года). Наше издание побывало на лекции Лорена Кайзера и предлагает вам наиболее интересные отрывки из сказанного им.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ БОЛЕЕ ЦЕННАЯ, ЧЕМ ОБЫЧНОЕ ИМУЩЕСТВО»
Что такое интеллектуальная собственность? Вы знаете, что такое собственность: например, у вас есть магазин, где вы торгуете арбузами. Конечно, вы не ожидаете, что человек зайдет, возьмет себе пару арбузов и уйдет, не заплатив. Так же интеллектуальная собственность является не менее, а то и более ценной, чем обычное имущество. Интеллектуальная собственность — это собственность вашего творческого выражения. Сегодня крупнейший экспорт с США — это интеллектуальная собственность (будь то продукт Уолта Диснея или программное обеспечение Майкрософт). Сейчас все это под угрозой.
С самого начала все говорили, что Интернет будет революционизировать творчество: что миллионы людей зайдут в сеть и создадут что-то такое, о чем никогда и мечтать не могли, поскольку никогда такой возможности не было. Но этого не случилось. Конечно, можно думать о коллективном гении, но его не существует. Ничего не меняется веками: есть горстка таких людей как Эйнштейн, Бетховен, Шекспир, Толстой или ваш Сикорский — и они двигаются, создают, изобретают.
Единственный способ обеспечить величие вашей страны — это защищать создателей, которые инвестируют в вашу культуру. Чтобы поблагодарить их, нужно заплатить за то, что они делают. Кто-то говорит, что у Мадонны и Пола Маккартни достаточно денег, ведь они миллиардеры — но они миллиардеры из-за того, что делают нас счастливыми! Они изобретатели, они изменяют мир! Мы пытаемся защищать права таких, как Стивен Спилберг, Билл Гейтс. Да, Билл Гейтс — миллиардер, но он принимает на работу десятки тысяч людей! Именно здесь государство должно сказать свое слово. Государство должно сделать то, в чем его задача — защитить людей.
«ПИРАТСКИЕ САЙТЫ — КАК БОЛЕЗНЬ, КОТОРАЯ РАЗРУШАЕТ ЖИЗНЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ»
Сегодня пиратские сайты используют собственность других людей ради своей выгоды. Иногда они выглядят очень законно, легитимно — хотя они продают вам что-то, они не платят ничего создателям.
Ex.ua — как узурпатор с другой планеты, который высасывает кровь наших создателей... Они говорят: «Мы хотим помочь человечеству — вот этого музыканта сейчас смогут услышать миллионы и он станет знаменитым». Тот, кто говорит, что авторское право сдерживает или останавливает развитие и технологии, говорит лишь ради собственной выгоды.
Вы не пойдете в магазин красть, ведь вас посадят в тюрьму. Сегодня, если вы крадете из Интернета, за решетку еще не сажают, но мы работаем над этим. Пиратские сайты — это как рак, который разрушает жизнь творческих людей, как настоящий рак, который поражает и на лечение которого нужно несколько лет.
«МЫ ОБЪЕДИНЯЕМСЯ, ЧТОБЫ ИМЕТЬ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ»
60% компьютеров украинского правительства пользуются пиратским компьютерным программным обеспечением. Нужно очиститься от этого. В настоящее время мы объединяемся на мировой арене, чтобы издатели и государства договорились, как защищать своих граждан. Например, есть один гигантский сайт — их бизнес в Америке, а сервер — в Брюсселе. Американское законодательство ничего не может сделать с закрытием сервера, а в Брюсселе законодательство не может прекратить их хозяйственную деятельность в Америке. Следовательно, мы объединяемся и постепенно мы отработаем механизмы влияния на международной арене.
Во Франции есть государственное агентство, которое работает по такой схеме: если правообладатель обнаруживает, что на пиратском сайте оказалась его песня, агентство посылает письмо-сигнал. Если сайт не удаляет произведение, пишут второе письмо с предостережением изъять интеллектуальный продукт. В прошлом году они послали более миллиона первых писем, вторых писем было 600 тысяч, а уже третьих — 317. То есть этот механизм работает.
«ВЫ ДОЛЖНЫ НАЧАТЬ С ДЕТЕЙ»
Много лет назад в моей стране все курили сигареты — возможно, 70-80% людей, и рак распространялся, люди умирали. Тогда была большая кампания, направленная на маленьких детей, об опасности курения — мы пропустили старшее поколение, среднее поколение, поколение подростков и обратились к маленьким детям. В конечном итоге дети говорили родителям: «Папочка, папочка, не кури, ты умрешь! Мама, не кури в доме, я дышу этим!». И от 80% курильщиков мы пришли к 30%. Мы никогда не вернем назад людей, которые привыкли получать в Интернете все бесплатно, потому мы должны начать с детей. В США мы развиваем учебные программы, которые учат маленьких детей уважать интеллектуальную собственность. Мы используем видео, мультики и надеемся, что через 30 лет это поколение, которое сейчас маленькое, но в то же время и самое важное, изменит все. Это длительный процесс, но это лучше, чем ничего.
СПРАВКА «Дня»
Лорен Кайзер — вице-президент Международной конфедерации музыкальных издателей, член правления ассоциации музыкальных издателей США, основатель и руководитель двух музыкальных издательств, композитор и аранжировщик оркестровых произведений.
О себе рассказывает так: «Я вырос в Орегоне, в Северной Калифорнии, в штате на побережье Тихого океана. Я случайно оказался в музыке — моя сестра брала уроки игры на фортепиано, а я себе разносил газеты и стриг траву. Однажды я сел за пианино и написал сонату. Я выступил перед мамой — она была шокирована, ведь я не занимался музыкой, только слушал. В конечном итоге еще в молодости я оказался в Нью-Йорке, стал рок-музыкантом, писал песни. Выходили мои пластинки, я ездил по Америке — это все было очень интересно. Впоследствии я вернулся к учебе и пять лет учился у русских мастеров — брал частные уроки. Когда Кшиштоф Пендерецкий приехал из Польши в Америку, я был единственным, кому он давал частные уроки. Сейчас я официально стал композитором. Кроме всего прочего, в бизнесе мне тоже везло — когда мне было 32 года, я стал президентом компании, которая издавала произведения разных музыкантов. Как-то я предложил Джими Хендриксу написать учебник по бас-гитаре. В конце концов он пришел ко мне в офис в 9 утра и говорит: «Я не знаю, как читать и писать ноты, а ты хочешь, чтобы я книгу писал!» Он открыл ликер, долил кофе, достал гитару и говорит: «Вот так нужно играть на бас-гитаре». Я взял бумагу и просто записывал, что он делает — и так у нас несколько раз были занятия. Я понимаю не только классическую музыку, но и популярную».
КСТАТИ
Администрация сети «вКонтакте» удалила часть музыки
13 июня стало черным днем в календаре любителей социальной сети «вКонтакте». Именно в этот день из соцсети начала «пропадать музыка» в связи «с обращением правообладателя». На своей странице пресс-секретарь соцсети Георгий Лобушкин отметил: «Мы всегда удаляли аудио- и видеозаписи, когда на них подавались законные жалобы от правообладателей, просто сейчас таких обращений стало больше. Правообладатель — это далеко не всегда сам исполнитель. Мы не собираемся удалять вообще всю музыку, мы удаляем конкретные композиции определенных исполнителей. От нас этот выбор не зависит. Большая часть аудиозаписей по-прежнему останется на сайте. Да и музыканты, которые не боятся делиться своим творчеством бесплатно, никуда не исчезнут. Музыки в этом мире много, и никто никому не сможет запретить что-то слушать или навязать свои предпочтения».
В этой истории есть два момента: первый связан с бизнесом, второй — с ментальностью. Первый. После удаления записей эксперты пророчат сокращение аудитории «вКонтакте». В частности, об этом говорит генеральный директор Universal Music в России и странах СНГ Дмитрий Коннов. По его мнению, до 70% пользователей «вКонтакте» перестанут заходить на ресурс каждый день. Он заявил, что письменные претензии в адрес «вКонтакте» его компания впервые выдвинула только в мае 2013 года. По мнению депутата Госдумы Роберта Шлегеля, «фактически в России не существует более пиратского ресурса, чем «вКонтакте». «Ему надо думать, как продавать контент, заключать договоры с правообладателями, как это делает YouTube», — считает он. Но пиратство — одна из наибольших проблем нашего века и, в частности, постсоветского пространства.
Второй момент. И экономически, и социально мы привыкли требовать подачки от других. Подачки на выборах, в школе, на работе и т. д. У нас слишком высок порог «социального долга», который из года в год недоплачивает государство. Во всем этом есть зацикленная природа, начиная от неуплаты налогов и заканчивая неуплатой зарплат. Мы стали поглощать все больше информации, продуктов, но при этом перестали «создавать»: ценить процесс творения, переживания, а значит — утратили понимание ценности всего. Все больше товаров обесценивается, и в частности интеллектуальный труд. Поэтому стали привычными вопросы: «Как это — удалить все?», «Как это — заплатить за все?», «Как это — купить диск?»
Но, кажется, ситуация с пиратством изменится только тогда, когда в прожиточный минимум будут включать и те же лицензионные диски, и лицензионные программы, и походы в кино и на концерты.
Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецк