Часто ли мы задумываемся над тем, в чем причины наших исторических поражений, ведь мы много раз теряли независимость? Не заключается ли одна из них в том, что правящая элита Украины не отличалась единодушием в нужный момент. Оттого и имела сокрушительные поражения. Так было при Богдане Хмельницком и после него, когда страна погрузилась в руину. Ничему не научил исторический опыт и участников национально-освободительной борьбы в начале ХХ века — раздрай между украинскими политиками и лидерами привел к победе большевиков.
Пожалуй, впервые в истории Украины её правящую элиту, а также само общество, сумела сплотить внешняя угроза, нависшая над независимостью и суверенитетом, — российская агрессия, аннексия Крыма и вторжение на Донбасс. Трагические события памятного 2014 года продемонстрировали невиданный доселе подъем патриотизма, который смог объединить добровольцев и волонтеров, а также внушил уверенность в своих силах руководству Украины.
Интересно, что эпицентром сопротивления агрессии тогда стал не столько Киев, сколько Днепропетровск, который до этого многие считали едва ли не потенциальной столицей Новороссии. Именно в городе на Днепре начали формироваться добровольческие батальоны, давшие жесткий отпор наступлению сепаратистов из Донбасса. Не секрет, что их созданием, экипировкой и снабжением занималась команда губернатора Игоря Коломойского, назначенного на этот пост в марте 2014 года. В распоряжение добровольцев передавались даже инкассаторские машины Приватбанка, чтобы обеспечить бойцов какой-нибудь бронированной техникой и транспортом. На средства, которые вносились местными бизнесменами в Фонд обороны страны, закупались униформы, берцы, бронежилеты, кевларовые каски, радиостанции и оптические прицелы. После первых успехов добровольческих батальонов, в Украине и даже за ее пределами заговорили о «частной армии» Игоря Коломойского, который в целях укрепления обороны предложил объединить под своим началом несколько областей. Так или иначе, но можно без преувеличения сказать, что украинская государственность в тот момент во многом устояла благодаря форпосту на Днепре.
КОГДА НОМЕР ГОТОВИЛСЯ К ПЕЧАТИ, ФЕЙСБУК ГОРОДСКОГО ГЛАВЫ ДНЕПРА ПРИНЕС ОЧЕНЬ СИМПТОМАТИЧНЫЙ СНИМОК
Разумеется, один Игорь Коломойский вряд ли справился бы с такой нелегкой задачей без крепкой команды, значительную роль в которой сыграли его заместители — Геннадий Корбан, Борис Филатов и Святослав Олийнык. В тот момент многим показалось, что Украина получила новую генерацию политических деятелей, которые смогут защитить ее интересы не только на региональном, но и на государственном уровне. Тем более, что днепропетровцы начали формировать политическую партию под названием «Украинское объединение патриотов — УКРОП».
Очевидно, что этот шаг вызвал немалую тревогу у чиновников в Киеве. Они и без того ревниво наблюдали за ростом популярности днепропетровской команды, располагавшей не только финансовыми ресурсами, поддержкой добровольцев и волонтеров, но и массовой симпатией украинских избирателей. Всего через год вполне успешную и эффективную команду Коломойского неожиданно... отправили в отставку. Время для решающего удара, вероятно, тоже было выбрано неслучайно — в период местных выборов, когда по регионам Украины начали формироваться первичные организации и депутатские фракции партии УКРОП. Задержание и арест лидера партии — Геннадия Корбана — стали той точкой невозврата, за которой на перспективном политическом проекте был поставлен жирный крест. Известного бизнесмена не только отстранили от руководства партией, но и попытались дискредитировать в глазах общественности.
Во многом тогдашняя власть преуспела, но хуже всего было то, что посеять зерна конфликта удалось и в самой днепропетровской команде. Вспоминая те события, нынешний мэр Днепра Борис Филатов недавно заявил, что его конфликт с Игорем Коломойским начался именно тогда, когда Геннадий Корбан оказался в СИЗО. Защищать своего друга и соратника Борису Филатову, на тот момент народному депутату Украины, пришлось практически в одиночку. Подробности тех событий мы, вероятно, узнаем лишь из мемуаров, если они будут написаны и опубликованы. Масла в огонь, как и водится, подливали близкие к власти СМИ, которые смаковали детали, вынося на широкое обсуждение любые, даже малейшие высказывания Коломойского и Филатова об их отношениях. Не секрет, что тот и другой являются острословами и за красным словечком в карман не полезут. Так началась эскалация «обмена любезностями» в интернете и соцсетях, которые смакуют все, кому не лень.
Поводом стали не только межличностные отношения или расстановка сил в днепровской мэрии, которую Борис Филатов возглавил осенью 2015 года. Со временем конфликт распространился и на более серьезные темы. Такие, как днепровский аэропорт, который находится в сфере интересов Игоря Коломойского, а также Центральный мост, за ремонт которого взялся мэр Днепра Борис Филатов. Если первая тема доминировала в период президентства Порошенко, то вторая стала раскручиваться уже при президенте Зеленском. Новый глава государства уже во время первого визита в Днепр предложил заключить пари с городским головой, где ставкой оказалась «добровольная» отставка Филатова. Когда мост был сдан в срок, подняли тему недоделок и пригласили в прокуратуру сотрудников мэрии, а также подрядчиков. В завершение ко всему канал 1+1 показал шокирующую передачу про ремонт Центрального моста. «Тут, намедни, один телеканал решил снять страшное кино про мост и даже ищет статистов. Нас всех может ждать время удивительных историй. Если мальчик Боря заговорит, системно и с документами за 15 лет, то у кого-то может начать высыпаться борода», — написал Филатов в соцсети. Бывшего соратника, чье влияние якобы сильно преувеличивают и считают «кукловодом», мэр называет «продавцом воздуха».
Сейчас трудно предсказать, чем закончится «президентское пари», которое глава государства Владимир Зеленский объявил «продолженным» до окончательных выводов специалистов и правоохранительных органов. Но все-таки не стоит Президенту отстранятся от проблем региона, и не потому, что он из Кривого Рога, а потому что нельзя создавать монополий. Должны быть правила для всех.
Судя по всему, жителей города, сыгравшего решающую роль в битве за Украину, теперь ожидает битва за Днепр — на досрочных местных выборах. Однако сейчас в Днепре нет уже той консолидации, которые наблюдались в 2014 году. Даже среди активистов, которые раньше выступали единым фронтом, наблюдаются «разброд и шатания». Некоторые из них готовы поддержать «городскую команду» Филатова, ведь нельзя не отметить вклад мэра в развитие городи и придание ему новой динамики.
Не секрет, что за время каденции Бориса Филатова в Днепр стали намного чаще приезжать видные заграничные деятели и дипломаты. Вот всего лишь несколько примеров правильных инициатив: переименование одной из центральных улиц в честь Вячеслава Липинского, библиотека имени Джона Маккейна в Днепре, масштабный фестиваль Book Space и множество других международных культурных событий...
Другие активисты — придерживаются ориентации на «областную команду» во главе с Святославом Олейником. Первого заместителя председателя Днепропетровского облсовета многие считают самым влиятельным местным политиком, сохранившим хорошие отношения с Игорем Коломойским со времен работы в его губернаторской команде, или ещё раньше.
Так или иначе, но расклад сил в Днепре и области теперь совсем иной, чем раньше. А углубляющийся раскол среди бывших соратников, а также среди их сторонников, может сыграть в дальнейшем злую шутку. Взаимные обличения и хлесткие определения, которые то и дело появляются в местных и центральных СМИ, могут привести к обоюдной дискредитации и, как следствие, к обвальному падению рейтингов, что не может не сказаться на результатах грядущих выборов. Это и станет «могильным крестом» на репутации некогда мощной и единой команды, которая сумела спасти Украину, но не смогла забыть обиды, подняться над личными амбициями и пожать друг другу руки. Не случайно, в связи с этим вспоминаются поучительные примеры из украинской истории. Читать которую, по точному определению одного из деятелей Центральной Рады и Директории Владимира Винниченко, невозможно «без брома».
Нельзя отстраненно наблюдать и нельзя давать уничтожать своих сильных, даже если они совсем не «сладкие».