Казалось, кто сомневался бы в том, что на Закарпатье должен процветать туризм? Слава Богу, все для этого есть — и прекрасная природа, и уникальные минеральные воды, и прекрасные горные склоны, с которых так хорошо спускаться зимой на лыжах... Тем более, что, согласно со шкалой оценки климата рекреационных районов, территория Закарпатской области получила оценку «лучшая» по суммарной длительности благоприятных для отдыха периодов. Регион имеет возможность удовлетворить рекреационные потребности не только летом, но и практически круглогодично, во всяком случае край является благоприятным для зимних видов рекреационной деятельности. Длительность залегания снежного покрова в горных районах области составляет 5— 6 месяцев, а его толщина — 10—35 см, что содействует развитию зимних видов спорта и отдыха.
Однако, как оказалось на самом деле, все цифры последних лет о стабильном расцвете туристической отрасли в Закарпатской области являются несколько преувеличенными. Реальное состояние дел заставляет серьезно задуматься. И побуждает к этому завершенное на днях аудиторское исследование на тему «Эффективность использования бюджетных средств, направленных на финансовую поддержку развития туризма в Закарпатской области за 2002—2004 годы», проведенное работниками контрольно-ревизионного управления в Закарпатской области.
Как выяснили аудиторы КРУ, поток туристов на Закарпатье сократился в 2004 году по сравнению с 2002 годом на 28%. Соответственно, «усохли» поступления в бюджет: в прошлом году они выполнены едва на 63 процента плановых показателей программ. И все это наряду с тем, что только в течение последних трех лет увеличилось на 102 единицы количество рекреационно-оздоровительных туристических комплексов региона...
По мнению аудиторов, причин такого грустного положения несколько. Во-первых, программы и мероприятия местных государственных администраций и органов местного самоуправления в туристической отрасли являются обобщенными, большинство из них не имеют конкретных сроков выполнения и четкого распределения обязанностей между участниками. Кроме того, как утверждают контролеры-ревизоры, большей частью не определяется реальная потребность в средствах на исполнение каждого мероприятия, что не содействует оптимальному распределению средств и концентрации их на основных направлениях развития туризма — таких как сельский туризм, активных видов отдыха, которые характерны для Закарпатской области.
«Например, всем хорошо известно, что очень важным и болезненным для Закарпатья является вопрос обеспечения транспортного сообщения с туристическо-рекреационными объектами и улучшения дорог, — комментирует начальник отдела аудиторских исследований КРУ в Закарпатской области Василий Стойка. — По этому поводу официальные данные очень грустные: из 20 определенных объектов ремонта в 7 (а это составляет 41 %) не определен объем работ, то есть длина дорог, которые нуждаются в ремонте. Даже более того — программой не определен и источник финансирования как по каждому из объектов, так и в целом по заданию.
Следующей «бедой» закарпатского туризма, как допускают работники КРУ, является то, что планирование мероприятий программ без соответствующего обеспечения бюджетными средствами и некачественное годовое их планирование не позволяет сконцентрировать деньги на основных направлениях программ и эффективно ими управлять. Так, расходы на мероприятия программ за период с 2002 по 2004 годы утверждены на уровне... 16% потребности. Кроме того, следует заметить, что государство не поддерживает отрасль туризма Закарпатской области. Так, из Государственного бюджета Украины на реализацию программы «Финансовая поддержка развития туризма в Украине» средства на 2002—2004 годы Закарпатской области не выделялись вообще. Из средств местных бюджетов профинансированы всего 363,6 тыс. грн. Основным источником вложений в укрепление материальной базы туризма в области за этот период являются собственные средства частных предприятий и инвесторов (инвестировано 39,9 млн. грн.)
И в заключение следует сказать еще об одной проблеме закарпатского туризма — неподготовленность инфраструктуры к увеличению количества как внутренних, так и внешних туристических потоков. В качестве примера работники КРУ приводят, в частности, и такие факты: по данным Закарпатского регионального центра стандартизации, метрологии и сертификации, в прошлом году и в первом полугодии 2005 года получили сертификаты на гостиничные услуги и питание всего 78 заведений из 273, что составляет всего 28 %. К тому же не отвечает современным требованиям комфортность подавляющего большинства гостиниц, а в области, в частности в городах Ужгород и Мукачево, насчитывается только 14 гостиниц, которым присвоена «звездность».
Выходом из подобного положения, по мнению аудиторов закарпатского КРУ, может быть только серьезная доработка на уровне областной и районных государственных администраций «Программы развития туризма и рекреации в Закарпатской области на период 2002—2010 годов». «Поэтому следует обратить внимание на такой важный вопрос, как улучшение качества услуг, которые оказывают объекты туризма, — отметил В. Стойка. — Также следует провести вместе с контролирующими службами работу по определению наличия обязательных сертификатов соответствия на право оказания гостиничных услуг и на питание. И, возможно, стоило бы также рассмотреть вопрос предоставления льгот субъектам предпринимательской деятельности, которые изъявили желание заниматься туристическим бизнесом».