Сразу же стоит отметить, что материал этот я сделала с подачи главного редактора «Дня» - Ларисы Алексеевны Ившиной. Ну вот действительно: существенное легче видится на расстоянии, потому что мы, львовяне, уже привыкли к подаркам от управления охраны исторической среды Львовского городского совета в виде отреставрированных, часто - спасенных исторических ворот, поэтому вроде бы и не замечаем этой важной и ответственной работы, которая продолжается уже не один год.
Когда именно и с чего началась реставрация ворот, какие специалисты задействованы в восстановительном процессе, за какие средства это делается и всегда ли благодарны львовяне за то, что получают фактически как новенькие (хотя и старенькие), красивые исторические двери в подъезды и внутри подъездов, «День» расспросил руководителя управления охраны исторической среды Львовского горсовета Лилию Онищенко-Швец.
Деревянные дубовые ворота на ул. Лысенко, 32
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
- Эта программа началась во время воплощения проекта «Муниципальное развитие и обновление старой части города», который финансировало правительство Германии в 2009 - 2017 годах, - говорит Лилия Сергеевна. - Ворота мы начали делать в 2010 году. Сначала - только показательно, и первыми стали ворота на площади Кафедральной возле магазина-кафе «Світ кави».
Двери в доме на ул. Федорова, 12
- Я помню. Их делали под открытым небом.
- Да, чтобы привлечь внимание. А потом мы уже начали записывать жителей на реставрацию. Сформировалась очередь. В 2017-м немцы уехали, и мы переняли от них эстафету - продолжили реставрацию. В 2018-м сделали немного, больше - в два последующих года. Не все, конечно, выполнили. Потому что очередь образовалась очень большая, и мы переняли эту очередь. А теперь есть своя очередь - на 2021 - 2022 годы.
- А вообще сколько ворот отреставрировано?
- За прошлый год - сорок семь. А в этом году - десять. И еще в работе - двенадцать.
Деревянные ворота на улице Кубийовича, 9
- А очередь какая?
- Более чем на двести ворот. И с сентября будем объявлять новый набор.
НЕ ХВАТАЕТ РУК
- Работы выполняются за общие деньги городского совета и жителей. В каком соотношении?
- Семьдесят процентов - городской совет, тридцать - жители. Люди очень хотят это делать. Но у нас мощности не позволяют больше сделать. Профессиональных реставраторов - ограниченное количество. Это те мастера, которые принимали участие в проектах «Муниципальное развитие и обновление старой части города», плюс мы еще два года делали мастер-классы, чтобы поощрить столяров участвовать в восстановительных работах. Что касается реставрации по металлу, то у нас есть только два мастера, то есть если металлические ворота, то с рабочими руками - очень сложно.
Металлические двери дома на Пекарской, 47
- А по деревянным воротам сколько мастеров?
- Примерно десять. Поэтому, за неимением мастеров, не можем более пятидесяти ворот качественно сделать за год.
- А почему так мало мастеров? Возможно, из-за «провисания» среднего звена образования?
- Например, относительно мастеров по металлу. У нас нет такого учебного заведения, где бы учили реставрации металла. Те двое, которые у нас есть, - выпускники нашей Академии искусств - кафедры «Художественная обработка металла». Они, наверное, больше заработают, если делать классные кованые ворота под частный заказ. Когда делали реставрацию входной двери в часовню Боимов, хотели заинтересовать студентов Училища Труша и Академии искусств, чтобы они участвовали в этой реставрации, учились и постигали эту профессию. К сожалению, пришел только один студент. Большинство студентов настроены на ювелирку, и они открыто об этом говорили: «Хотим быть ювелирами». Немногим лучше ситуация с реставраторами по дереву, у нас есть училище на Левандовке (Львовское высшее профессиональное художественное училище. - Т.К.), где учат столярке и художественной обработке дерева. Мы студентов немного подвязываем к работе. И один из специалистов немецких, который работал в проектах, преподает там и поощряет реставрацию. Так оттуда мы имеем помощников для наших специалистов-реставраторов. Еще одна проблема в том, что наши специалисты очень востребованы на Западе - мы их подучили, и они работают за пределами Украины. Мы имели счастье в несчастье, когда был коронавирус, - потому что они не могли выехать за границу и работали у нас. А так... К сожалению, так.
Дубовые двери на Площади Рынок, 31
ПРОЦЕСС
- Для того чтобы восстановить ворота, нужно знать, как они выглядели изначально. С этим не возникает проблем?
- У нас есть архитектор, который этим занимается. То есть поступает заявка, к примеру - берем в работу пять или десять ворот. Тогда наш архитектор выходит на объект, описывает эти ворота, описывает все повреждения и делает проект. Потому что ворота могут быть просто грязными - тогда мы знаем, что их просто надо очистить, найти подходящую краску, найти и вставить соответствующее стекло. А бывает ворота имеют части утраченных элементов (например, решетки на окнах или верхняя или нижняя часть двери). Тогда надо дополнять те части, а это требует соответствующих чертежей. Бывает вариант, ворот вообще нет, и тогда изготавливаются новые - по историческим аналогам или ищутся какие-то фотографии. Очень часто помогают жители, дают свои фотографии, где запечатлен кто-то из родных - у своих дверей...
- Самые старые ворота, которые брали в работу?
- Наверное, барочные. Старейших ренесансовых я не помню.
- В двух словах расскажите технологию реставрации, пожалуйста.
- Мы снимаем всю краску - до дерева и таким образом находим первоначальный цвет, в который были покрашены ворота. Тогда дерево специально обрабатывается, делаются дополнения там, где очень повреждено. Чаще всего повреждения в месте, где вставлен домофон - кое-как, и в нижней части, где очень часто двери открывают ногами. Также там замокало, потому что дождь лил на ворота. Тогда в нижней части нужно ставить пломбы (вставки). Пытаемся найти такую же древесину. Потом ворота красим в нужный цвет и такой краской, которая подходит к древесине. Ну и, конечно, стекло. Стекла такого, как было, нет. Но, например, если это был витраж, то по фрагментам видим цвет, в котором было стекло. Ну и решетка металлическая - специалисты ее так же дополняют, так же расчищают, вообще разбирают на фрагменты, потому что все соединения нужно защитить от ржавчины, так как очень часто она все корродирует, а потом все собрать. Сложные в реставрации - большие ворота, въезды.
- Реставрируют на месте?
- Нет. Все увозится в реставрационную мастерскую. А уже потом привозится на место и устанавливается. На месте реставрируют косяки, когда устанавливают ворота.
ВАНДАЛИЗМ И БЕЗРАЗЛИЧИЕ
- Неоднократно в социальных сетях были сообщения о том, что отреставрированные ворота уничтожают.
- Да, и это - самое обидное. Реставрированные ворота уничтожают, закрашивают граффити. И в нижней части двери и дальше жители открывают ногами - несмотря на то, что вложили в восстановление свои средства.
- И что с этим делать, Лилия Сергеевна?
- Даже не знаю. Не ценят нашей работы люди. Не ценят!
- А камеры видеонаблюдения?
- Суть этого проекта должна была заключаться в том, что когда человек свою копейку в работу вложит, то он должен за этими воротами следить. В первые ворота, которые мы делали, - на Кафедральной, жители не вкладывались. Но они говорили: «Только глаза открылись! Мы никогда не знали, что они такие красивые»... Конечно, ворота - места общего пользования, но у нас люди какие? В доме присмотрят, а за его пределами - не очень. Поэтому, конечно же, должны сами жители следить. И учить этому детей. Что касается камер наблюдения, вандалов с баллончиками, то сейчас, кроме полиции, никто этим не занимается. И неизвестно, в конце концов, что полиция с этими вандалами должна делать.
- Помню случаи, когда реставраторы после того, как граффитчики обрисовали двери, отчищали их...
- Мы не можем бесконечно реставрировать одни и те же двери! Жители должны сами за этим следить, иначе такое будет все время. Все должны понимать, что отчистить с реставрированных дверей краску из баллончика - непростое дело. Это очень сложно! Потому что нужно снимать всю краску - до древесины. И даже если смогли очистить, то след останется на воротах.
И СМЕХ, И ГРЕХ
- В завершение, Лилия Сергеевна, скажите, благодарны ли львовяне за реставрацию ворот?
- По-разному люди реагируют. Но запомнился мне вот такой случай. Только закончили мы реставрировать очень интересные металлические ворота, пришел к нам пан с адским скандалом: «Я бы таких реставраторов гнал вообще! Ворота уже заржавели все, а их только реставрировали ». Показал даже фото - в нижней части ворота действительно были зелеными. Мы, конечно, переполошились, у нас реставратор по металлу - очень щепетильный, очень хороший. Звоним ему: «Пришел житель, устроил скандал, потому что ржавые ворота». На следующий день идем к тем воротам. Реставратор взял тряпку и вытер пятно со словами: «Придете еще раз - к Пасхе. Я еще раз вам ворота помою». То есть там просто на воротах был мелкий мусор. Жители очень часто не хотят взять в руки тряпку, чтобы помыть двери. Конечно, легче вызвать реставратора вместо того, чтобы смыть грязь, которая налипла снизу. Поэтому... Надо ухаживать за воротами так же, как за входными дверями своей квартиры, потому что это - собственность жильцов. И ни мэр, ни Президент не придет им мыть ворота. А вообще должна вам сказать, что очень хорошо сохранились у нас ворота с времен сецессии, потому что они имеют очень много кованых элементов. Это металлические ворота, они очень часто имеют растительный орнамент, их орнаментика очень часто перекликается с орнаментикой декора ограждений и лестниц или каких-то других металлических элементов. Очень красивые ворота эпохи модернизма - они немного проще, но специфические. Львовские ворота - действительно уникальны! Каждые - своеобразные.
Фото с сайта spadshchyna.lviv.ua
Подписи под фото:
Двери дома на улице Костя Левицкого
Исторические двери-веер на улице Героев Майдана, 40
Ворота на улице Лычаковской
Дубовые двери на Площади Рынок, 31
Исторические двери дома на улице Захариевича, 2
Деревянные ворота на улице Кубийовича, 9
Металлические двери дома на Пекарской, 47
Деревянные дубовые ворота на ул. Лысенко, 32
Двери в доме на ул. Федорова, 12