Бутылка масла, две банки рыбных консервов, по килограмму гречневой и пшеничной крупы, макарон и сахара, а также пачка черного чая. В прошлую субботу решил воспользоваться статусом переселенца и зашел на огонек во львовский волонтерский центр, который оказывает помощь беженцам и семьям участников боевых действий. В офисе центра каждый занят своим делом. В этой комнате фасуют продукты по пакетам и складывают их горкой под стенкой; в другой — сортируют обувь и одежду. Через полчаса, в полдень, когда офис откроет для переселенцев двери, продуктовые наборы и одежду от волонтеров получат почти двести семей.
Я пришел немного раньше и уже держу свой пакет в руках. Один из координаторов центра Виктория Пермякова — моя давняя знакомая, с которой мы в начале двухтысячных учились в Донецке на историческом факультете, а впоследствии путешествовали по стране в составе Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи. Виктория не принадлежит к вынужденным переселенцам. Будучи коренной донетчанкой, она перебралась во Львов еще тогда, когда это не было мейнстримом, — в 2011 году. Ее муж Виктор — активист Железнодорожной сотни Львовской самообороны, на базе которой открыт центр волонтерства. Мы обмениваемся с Викторией несколькими фразами. Я спешу, потому откладываем беседу на вторник, когда состоится тренинг для волонтеров.
ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ
По статистическим данным, обнародованным 11 ноября и.о. главы Львовской ОГА Юрием Турянским, во Львовской области находится 25 тысяч перемещенных лиц, почти три тысячи из них — дети. Двадцать пять тысяч лиц, которые потеряли постоянные социальные связи и оказались один на один с трудностями, о существовании которых полгода тому назад не имели даже представления. Чтобы понимать масштабы проблемы: часть переселенцев, покидая зону АТО в начале или в середине лета, надеялись вскоре вернуться, поэтому поехали с минимумом вещей. Впрочем, не менее чем в теплой одежде, они нуждаются в дружеском общении.
Готовясь к разговору с Викторией, заглядываю на страницу организации в «Фейсбуке», на которой волонтеры отчитываются о проведенных мероприятиях. Оказывается, график достаточно плотный и состоит не только из сбора и раздачи продуктов. Львовский центр волонтерства стремится заполнить духовный вакуум, который неминуемо образуется вокруг человека, выпадающего из привычного круга коллег, друзей и родственников. Недавно в центре состоялся литературный вечер львовского литератора Натальи Гурницкой, а до этого у переселенцев была прогулка по Старому Львову. Экскурсию организовала Виктория, которая держит небольшое туристическое агентство. Последний интересный проект — письмо Св.Николаю от детворы.
«СЕЙЧАС НА УЧЕТЕ В ЦЕНТРЕ — БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ»
...Во вторник прибываю на место. Центр расположен на первом этаже многоэтажного дома возле Церкви св. Анны. Виктория немного опаздывает, но я догадываюсь, по какой причине, — она задерживается в Театре кукол. Руководство культурного заведения с радостью откликнулось на обращение организации и выделило для детей переселенцев два дня в неделю, чтобы те имели возможность бесплатно посещать детские представления. В центре меня встречает администратор Владимир, который с порога начинает рассказывать о появлении и буднях организациях.
«Все начиналось в сентябре с нескольких волонтеров, все из местных. Но центр развивался, и к нам приходили переселенцы. Сейчас они составляют почти три четверти постоянного коллектива, а это 15—20 человек, — говорит он. — Кроме помощи продуктами и одеждой, мы стараемся трудоустраивать подопечных». Хотя поиск работы не является основной деятельностью организации, оказывается, определенные успехи в этом также есть: в частности, с полдесятка мужчин отправили на строительство, двоих женщин устроили в супермаркет, еще двоим нашли место работы в сфере торговли.
«В настоящий момент на учете в центре находится более тысячи переселенцев, и еженедельно этот список увеличивается на 20—30 семей. Очень хорошая динамика», — радостно сообщает Виктория, которая появляется в центре и принимает эстафету у Владимира. Следом за ней в центр начинают приходить волонтеры организации; они заваривают чай и садятся на стульчиках, расположенных вокруг. Мое внимание привлекает трехлетняя девочка, весело играющая с лошадкой. «Это дочка нашей львовской активистки, художницы и дизайнера Анны, которая организовала для детей акцию по написанию писем Святому Николаю», — рассказывает Виктория. Пермякова гордится тем, что центр сотрудничает с другими областными организациями, которые помогают переселенцам. На днях центр получил несколько пакетов с теплой одеждой от коллектива Золочевского лицея; аналогичные пакеты поступали и от активистов Жовкивской организации «Піклуюсь». А вот помощь со стороны городской власти ограничивается лишь сообщением о существовании волонтерского центра. Виктория жалуется, что государство фактически самоустранилось от решения проблем переселенцев: «Во Львов переехали мой отец и бабушка, потому я знакома с положением дел в этой сфере. Даже 400 гривен, заложенные правительством, во Львовской области не получил еще ни один человек».
ПРЕОДОЛЕТЬ СТЕРЕОТИПЫ И НЕДОВЕРИЕ
Как бывшая жительница востока, Пермякова видит одно из основных заданий центра в преодолении взаимных стереотипов и недоверия, что иногда чувствует друг к другу население запада и востока страны. Львовянин Сергей, один из самых активных волонтеров, который стоял у истоков центра, дополняет Викторию: «Да, я встречал дерзких людей, но больше одного раза они не приходят. Большинство переселенцев — добрые люди, которые сами становятся волонтерами». Сергей добавляет, что львовяне охотно помогают переселенцам, покупают продукты и привозят одежду, а некоторые предлагают и весьма неожиданные услуги. «Я был на акции в супермаркете, и одна женщина выдала — имею, говорит, частную стоматологию и тоже хотела бы помочь. Только без фанатизма».
Тем временем Виктория зовет всех в круг. В помещении уже находится 14 волонтеров и на протяжении получаса подходит еще шестеро. Большинство — молодые люди до 25 лет, но есть и старше. «Две трети из них — переселенцы», — шепотом говорит мне Владимир. Тренинг, посвященный волонтерской деятельности, начинается со знакомства. На лицах присутствующих появляются немного стыдливые, но трогательные и искренние улыбки, и я решаю остаться. Виктория просит всех разделиться на группы и рассказать о волонтерской деятельности, и я удивляюсь искренности, с которой молодые люди подходят к выполнению задания. Таня из Симферополя светится неподдельной добротой. Говорит, что волонтерство — это образ жизни, при котором человеком движет непреодолимое желание помочь тем, кто в беде.
Во время короткой паузы успеваю пообщаться с переселенкой из Горловки Мариной. Женщина рассказывает, что уехала из города в июне, потому что должна была спасать детей. Сначала позвонила на государственную горячую линию, но ответа не было, поэтому нашла в Интернете телефон «Донбас-SOS». Через некоторое время ей перезвонили и предложили недорогое помещение в Ивано-Франковске и Львове. Выбрала последний. «Муж остался в Горловке, там его мама, — говорит Марина. — У нас остался бизнес, дом... В настоящий момент бизнес плохо работает, но работает, поэтому муж не решается все бросить. Впрочем, скорее всего таки придется». По словам Марины, покинуть город не так-то и просто. Боевики не выпускают тех, кто пытается выехать с имуществом. Говорят, если все выедут, останутся только пенсионеры. Переселенка считает, что социальное напряжение на Донбассе растет и недовольство может перерасти в бунты, но в целом люди запуганы и боятся выходить с голыми руками против вооруженных боевиков.
Тренинг заканчивается попытками волонтеров разработать собственные проекты. Я смотрю на этих молодых людей и понимаю, что у них все получится. Потому что они настоящие. Вдохновенные. Живые.