Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Львовяне призывают начать всеукраинское оздоровительное движение

15 ноября, 2012 - 11:43

Идея львовских физкультурников родилась совершенно случайно («День» писал об этом в №66-67 от 13 апреля 2012 года). Напомню, старшие по возрасту занимались упражнениями на спортплощадке, ждали своей очереди на турник. А вот подростки, спрятавшись за гаражами, рьяно... курили сигареты. Причем были там и девочки. Это и стало толчком для старших — нужно что-то делать, ведь иначе потеряем молодежь. Так зародилась идея создания оздоровительного движения имени Евгения Грицяка. Круг постепенно расширяется, ведь тема здоровья — своего и национального — волнует многих. Однако первые контакты с коллегами из восточных областей показали, что не все поддерживают идею назвать свое движение именем галичанина, да еще и бывшего политзаключенного, руководителя Норильского восстания. Ведь в молодые годы он принадлежал к ОУН. А ОУН для рядового представителя Донецка, харьковчанина, симферопольца до сих пор является «чужой» организацией. Кстати, националист Грицяк не каялся и спустя годы, когда органы предлагали ему квартиру в Ивано-Франковске в обмен на... раскаяние и отречение от национального дела. Евгений не пошел на это, оставшись жить в маленьком неперспективном селе под Снятином. Его отказ дорого стоил семье: дочка-отличница так и не смогла поступить в мединститут (и это после шести попыток!) хорошо, что дали выучиться на медсестру. Внук в настоящее время также безработный. Хотя и выпускник университета, историк по специальности... Не жалеет ли об этом теперь Евгений Степанович? Нет, не жалеет. Не жалеют и родные о мужественном шаге гордого сына Покутья — следовательно, с этой семьей все в порядке — кремень, генетический эталон, образец для наследования. И если наш великий сорокапятимиллионный народ до сих пор не научился благодарить материально того, кто, добывая в борьбе волю, рисковал собственной жизнью и здоровьем, то, может, отблагодарит морально? К тому же, такая сильная, энергетическая фигура, как Евгений Грицяк была бы хорошим символом оздоровительного движения. И эталоном для интеллигентных и последовательных людей, которые хотят добра своему народу.

В конце концов, не в названии движения дело. Главное, чтобы объединялись люди, которые понимают: за здоровье нации нужно браться всерьез. Поэтому дискуссия на эту тему весьма необходима обществу. Ниже приводим точку зрения первых активистов и симпатиков движения.

КАЗАЦКИЙ МИФ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ДАЖЕ ДЛЯ КАВКАЗЦЕВ

Владимир ПАВЛИВ, тренер школы боевого гопака им. Олексы Довбуша, Калуш Ивано-Франковской области:

— У нас даже моду на спортивные привычки будет диктовать украинский индивидуализм. Собрать небольшую группу единомышленников в городе или в селе достаточно непросто. Хотя при большом желании — реально. Несколько лет назад я попробовал создать такое оздоровительное объединение в селе Гаврилов Рогатинского района. У нас не было ничего своего — ни зала, ни спортивного инвентаря; занимались в небольшой каморке, а вместо гирь и гантелей использовали шестерни, привезенные из тракторной бригады. Зато было большое желание изменить образ жизни — забыть о пьянстве, табаке и лени. Потом это намерение нашло поддержку у односельчан — на многих повлияла эта маленькая «оздоровительная революция» в родном селе. И они начали приносить нам гантели и другое спортивное снаряжение, а количество желающих заниматься спортом начало расти. Представляете — на выходные в Гаврилов стали приезжать ребята из окрестных сел и даже из ближайших городов! Потом я серьезно увлекся боевым гопаком и меня увлекла идея распространять его в восточных областях Украины. Ведь у нашего народа есть свои ценности — казацкие, именно их и стоит возрождать, а не копировать во всем китайцев или японцев. Верховный учитель боевого гопака Владимир Пилат посоветовал мне ехать в Днепродзержинск. Сначала местное начальство смотрело на нас искоса, но потом поняло, что от этого может быть какая-то польза городу, да и вообще, тормозить в казацком крае возрождение боевого гопака — полный нонсенс. Нам начали помогать, ведь и среди начальства есть потомки запорожских казаков, которых нужно было только немного пробудить. Но это пробуждение нам, гопаковцам, давалось непросто. Мы проводили до 350 показательных выступлений в год! Временами успевали выступить на двух-трех сценах на протяжении дня... Это принесло плоды, к нам потянулась молодежь. Я начал тренировать юных днепродзержинцев в 34-й городской школе. Считалось, что это криминализированный район; кроме нашего рабочего «люмпена», там было еще много выходцев из Кавказа. И что меня больше всего удивило: именно в этой «эмигрантской» среде быстрее вызрела мысль, что детям очень нужно заниматься боевым гопаком! Люди что-то слышали о наших казаках, об их рыцарских подвигах и умениях воевать. Знали, что Днепропетровщина — казацкий край. Может, даже немного идеализировали казачество, как и мы когда-то считали непобедимыми японцев после просмотра первых фильмов о каратэ. Так вот, родители нередко приводили к нам своих сыновей с просьбой воспитать их настоящими воинами. И эти маленькие кавказцы были примером для многих! Следовательно, говоря об украинском оздоровительном движении, не стоит забывать о казацком мифе. Он может неплохо консолидировать украинскую молодежь.

«Я ПРИОБЩИЛ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НЕСКОЛЬКО СОТЕН МОЛОДЫХ РЕБЯТ...»

Левко ФАЙБИШ, тренер спортивного клуба «Золотой лев», Львов:

— Кикбоксингом я занимаюсь десять лет (из них восемь в качестве тренера), а до этого еще занимался каратэ и тайским боксом. За это короткое время, а мне в настоящий момент двадцать шесть, приобщил к здоровому образу жизни несколько сотен молодых ребят. Кто-то и дальше тренируется у меня, кто-то перешел в другие виды спорта, еще кто-то просто занимается физическими упражнениями — для себя. Среди желающих заниматься было много курящих. Но последние в конечном итоге оказываются перед выбором: бросить курить и начинать серьезно тренироваться или бросить спорт и... продолжать курить. Обычно я убеждал симпатиков кикбоксинга в преимуществах первого варианта.

Летом мы ездили на кубок мира по боевым искусствам в Феодосию. Там была возможность познакомиться со спортсменами из других стран (Россия, Беларусь, Армения, Азербайджан, многих азиатских стран), пообщаться с тренерами, обменяться опытом. Очень сильной была армянская команда, мне понравился подход армян к развитию боевых искусств. Там хорошее финансирование, и мне показалось, что оно исходит из армянской национальной традиции — поддерживать своих «лучших». У ринга стоял солидный мужчина (спонсор), который давал немаленькую сумму в долларах или в евро тем землякам, которые победили в поединке. Понятно, что это было незаурядным стимулом. Если бы нас так поддерживали украинские предприниматели, мы могли бы выступать не хуже. Однако для наших спонсоров не предусмотрено никаких льгот, предполагаю, что им даже невыгодно спонсировать спорт. А для армян спорт, который может представить нацию в лучшем свете, — это святое! Поэтому и говорю о национальных традициях. Можно долго говорить о хороших или плохих законах в той или другой стране, но интересно, что армянин, у которого мы арендовали дом в Феодосии, также финансово поддерживал именно «свою», армянскую, команду, хотя, по логике вещей, он — украинский гражданин и должен был бы поддерживать нашу сборную.

ВО ЛЬВОВЕ ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ БЕГУ, А В ЛУГАНСКЕ В ПОЧЕТЕ ТУРНИКИ

Дмитрий ТУРЧИН, преподаватель университета им. И. Франко, Львов:

— Если говорить о всеукраинском оздоровительном движении, то надо учитывать, что оно будет иметь определенные особенности в каждом регионе. Я недавно приехал из Луганска и успел заметить, что бег там не в почете. Зато там много турников, перекладин, лесенок для детей — все это попадается на глаза очень часто. Позаниматься на брусьях в Луганске — также не проблема, а вот во Львове с этим сложнее. Однажды я был свидетелем городского оздоровительного праздника в любимом луганчанами парке ВЛКСМ. Он был многолюдным, ведь празднику предшествовала хорошая реклама, а еще молодых привлекала хорошая современная музыка. Было не только много молодежи, но и немало людей среднего возраста. Важно, что на празднике было море девушек, которые восторженно смотрели на молодых, подтянутых, спортивных ребят... Реакция девушек и молодых женщин была лучшей агитацией за здоровый образ жизни. А те из мужчин, кто пьет и курит, чувствовали, что сегодня не «их» день; думаю — не у одного из них проснулась мысль о необходимости что-то поменять в своей жизни.

Создать всеукраинское движение нам будет очень непросто. Но я, по крайней мере, готов бесплатно вести группу здоровья во Львове. Думаю, что таким образом «оздоровительные технологии» будут быстрее распространяться в нашем регионе.

«НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛУЧШЕ ФОРМИРОВАТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Оксана БОЙЧУК, педагог, руководитель детского театра «Лялька», Львов:

— В нашем театре играют сами дети — младшим из них по 6 лет, старшим по 16-17. Мы стремимся показывать представления в разных школах Львова — пока еще «охватили» своей опекой пять общеобразовательных школ. Есть спектакли о вреде курения, и как-то я стала свидетелем, когда мальчик заставил свою маму... выбросить сигарету. Следовательно, нацеленность на здоровый образ жизни лучше формировать в детском возрасте. Мне нравится, что «День» часто обращается к теме национального здоровья. Стоит также постоянно обмениваться львовским и донецким опытом оздоровления на страницах «Дня», ведь его могут изучать активисты из других регионов Украины.

Сергей ЛАЩЕНКО, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ