Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Любая свалка — это биохимический реактор»

Как поступать с отходами
12 апреля, 2005 - 20:38

Экологи Украины называют мусоросжигательные заводы (МСЗ) одними из наиболее опасных загрязнителей окружающей среды. Жители близлежащих к ним домов постоянно жалуются на, мягко говоря, неприятные запахи, копоть, дым... Кроме того, медики констатируют: близость к МСЗ чревата онкологическими заболеваниями. Возможно ли безболезненно утилизировать мусор, насколько вредны мусоросжигательные заводы и существует ли им альтернатива? Обо всем этом — в беседе с Сергеем Степановичем КРИКУНОМ, директором завода «Энергия» (АК «Киевэнерго»).

— Экологи постоянно сетуют на работу украинских мусоросжигательных заводов. И завод «Энергия» — также в числе критикуемых. Как вы это прокомментируете?

— В Украине постоянно действует лишь киевский мусоросжигательный завод «Энергия», хотя в 80-ых их было построено четыре — помимо столицы, еще в Харькове, Симферополе, Днепропетровске (последний запускается эпизодично и с большими перебоями). Для сравнения, например, в маленькой Дании МСЗ несколько десятков. Общее количество мусоросжигательных заводов в Европе — 367, а в Японии — более 600.

— Хватает ли ваших мощностей, чтобы переработать все отходы Киева?

— К сожалению, у нас привыкли сваливать отходы на свалки. Причем, более 90% из них несанкционированны — они окружают плотным кольцом города (только в столице 28 стихийных объектов) и населенные пункты, забирая огромные территории, которые могли бы использоваться как сельхозугодия... И что еще хуже — беспощадно загрязняя окружающую среду. Ведь свалки не обустроены — продукты гниения и распада попадают в почву и грунтовые воды. Температура гниения настолько высока, что зачастую приводит к пожарам, к тому же в воздух выбрасывается невероятное количество вредных веществ. Словом, любая свалка — это биохимический реактор, который непрерывно работает. Именно свалки содействуют изменению климата Земли — выделяемый газ попадает в атмосферу, и температура воздуха повышается.

— Другими словами, из двух зол мусоросжигательные заводы — зло меньшее?

— Вне сомнения. Лишь в столице «производится» 3000 тонн мусора в день, 1100—1200 тысяч тонн в год. Завод сжигает 500 тонн в день, соответственно, порядка 150—170 тыс. тонн в год (причем наши мощности позволяют эти показатели удвоить). Еще немного везут на «Полигон №5» в район села Большие Димитровичи (единственная официально разрешенная и обустроенная свалка для Киева. А остальное — куда придется.

— Если свалки еще хуже, то почему, по вашему мнению, мусоросжигательные заводы так не нравятся экологам? И почему отходы везут «на природу», а не к вам?

— Современные мусоросжигательные заводы экологам очень нравятся, а такие, как наш, — увы, нет. Что касается несанкционированных свалок, то проблема в следующем: перевозчики должны сами платить за переработку мусора. Естественно, им куда выгоднее полученные от коммунальщиков средства полностью оставить себе. Одна из причин — тарифы. Их Горадминистрация Киева установила более шести лет назад. С тех пор цены на электроэнергию возросли в 1,5 раза, стоимость газа — в 1,8, зарплата сотрудников — в 3,5 раза, а тарифы на вывоз мусора остались прежними. ЖКХ перечисляют перевозчикам (их около 20 по Киеву) 15,6 грн. за куб. метр отходов. В то же время за утилизацию придется заплатить 12,6 грн. за куб. метр. Словом, затраты транспортников не окупаются. Вот многие из них и сбрасывают мусор куда придется.

— А как насчет загрязнения окружающей среды мусоросжигательными заводами? Что и в каких количествах «Энергия» выбрасывает в небо?

— Любой завод — это определенная нагрузка на окружающую среду. Вопрос в том, как свести ее до минимума, учитывая современный уровень технологий. «Энергия» относится к первому-второму поколению подобных предприятий. Для сравнения: в Европе работают МСЗ шестого-седьмого поколения. Понятно, что у нас существуют определенные проблемы, которые мы пытаемся решать.

— Но все-таки: сколько тонн вредных веществ «Энергия» выбрасывает в атмосферу?

— 4 тыс. 188 тонн в год. Это значительно меньше, чем любая тепловая электростанция, работающая в Украине, и меньше разрешенных предельно допустимых нормативов. Кроме того, когда собственником завода «Энергия» стала АК «Киевэнерго», сразу же началась модернизация предприятия. Начали с самого важного — приобретения новых фильтров для отчистки дымовых газов от золы и пыли. Ранее на выходе этот показатель составлял 300 мг/куб.м. теперь же — 50 мг/куб.м., то есть выбросы уменьшились в шесть раз. (Для сравнения — в Европе нормой считается 10—20 мг/куб.м. —

Авт. ) Сумма, запланированная на реконструкцию, составляет более 50 миллионов гривен. Это очень большие деньги, поэтому полное окончание работ запланировано на 2006—2007 годы.

Чтобы ускорить процесс модернизации, который, впрочем, и так нормально движется (большое производство за один день не переоснастить), мы ищем инвесторов внутри страны. Максимум за полтора года они «отобьют» вложения, затем пойдет прибыль... Дело в том, что МСЗ, сжигая отходы, вырабатывают электроэнергию и тепло (горячая вода, пар). Сейчас для собственных нужд используется порядка 10%, еще чуть более 30% идет на отопление домов и учреждений, расположенных в 1,5 км от завода. Остальным же обогреваем небо... Хотя, как и во всем мире, подобному предприятию вполне реально обеспечить «своей продукцией» огромные массивы близлежащих районов или небольшие по величине города. Привлеченные таким образом средства пойдут на мероприятия, связанные с улучшением экологии завода.

— Вы считаете, что экологи, которые требуют закрыть все мусоросжигательные заводы, неправы?

— Я бы сказал иначе. Пока нет более оптимального инструмента для переработки тех объемов отходов, которые ежедневно «вырабатывает» планета. И это не только мое убеждение. Согласно Киотскому протоколу, к которому, как известно, присоединилась и Украина, до 2015 года в Европе должны быть ликвидированы все мусорные свалки. Понятно, что будут работать МСЗ — в Украине они будут строиться, а старые модернизироваться. Самое главное в другом: отходы должны сортироваться возле домов, поскольку мусор, пролежавший сутки в контейнерах или побывал в мусоровозах, — утилизации уже, увы, не подлежит.

КСТАТИ

Вчера в Каменец-Подольском началась работа над программой переработки токсичных отходов, по которой работают во Франции. «Это — первый шаг к сотрудничеству с фирмой «Tredi seche global Solutiohs», представители которой на прошлой неделе побывали с деловым визитом в старинном городе», — сообщил «Дню» заведующий организационно-контрольным отделом горисполкома Валерий Клименко. Он указал на то, что руководители расположенных в Каменец-Подольском Днестровской региональной госинспекции экологии и природных ресурсов встретили иностранных гостей с большой надеждой, что, наконец, удастся решить острую проблему. Еще от первых послевоенных пятилеток в развалившихся складах бывшего колхозного хозяйства остались различные ядохимикаты, которые предназначались для уничтожения сорняков, вредителей. И по сей день никто не знал, что с ними делать. Были даже предложения «похоронить» эту беду, которая приносит большой вред окружающей среде, в шахтах, из которых в свое время вывезли ядерный щит СССР. Гербициды и пестициды запрещены для использования, сроки применения уже давно истекли. Французы заявили, что имеют полсотни заводов по переработке мусора и уничтожению ядохимикатов. Финансируют экологическую программу ООН и Европейский банк. Иностранцы пригласили работников Каменец-Подольского, чтобы те приехали во Францию и собственными глазами увидели, как у них организованы технологические процессы за счет приглашающей стороны. Предложение было принято с большим интересом, сообщил Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День».

Мария АНДРЕЕВА, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ