Где городок Плумогер во французской Бретани, а где Владимир на Волыни... Но с прошлого лета в Плумогере скучают по Владимиру, а во Владимире — за Плумогером. «Сегодня уехала домой частица меня. Плачу», — написала Светлана Пельо на своей странице в Фейсбуке, когда провела Аню Головину и ее внуков — семью погибшего на востоке Украины Дмитрия Головина. Головины же скучают по запахам гортензий, которые щедро цвели везде в Бретани, за шумом океана и катанием на каяках. А больше всего — за искренним человеческим общением и сочувствием, которыми плотно были наполнены две недели их пребывания во Франции.
«Я шла по берегу Ла-Манша — и плакала. Наверное, прохожие обращали внимание на старенькую женщину, которая шла и плакала, а мне было все равно. Я бы могла кричать на весь мир «Спасибо вам, люди!». Спасибо, потому что мои внуки с Марией Налин, которая родом из нашего же Нововолынска, бултыхаются в водах Ла-Манша, они смеются, а не плачут, они радуются жизни, за которую их папа отдал свою жизнь», — чувства и эмоции от французских каникул переполняют и бабушку маленьких Головиных, Анну Романовну.
В далекое путешествие, длившееся почти двое суток, с 11-летним Иваном и 8-летней Сашенькой бабушка Аня отправлялась с большой опаской. Франция, город Брест, в котором проживает много французских украинок, тот же Плумогер казались краем света. Собственно, один из «краев» Европы они все же смогли увидеть, когда их завезли в место, где Ла-Манш впадает в Атлантический океан.
Старинные замки, Океанариум, бассейн, древние храмы и современные игровые аттракционы — две недели пролетели в развлечениях и досуге, в гостях от одной украинско-французской семьи к другой. Головиных приняла семя Светланы и Жана Ива Пельо. Они переживали, когда в Киеве стоял Майдан, потому что, став гражданами богатой европейской страны, никогда не забывали, откуда родом, после помогали украинской армии. Светлана говорит, что среди них есть люди, помогающие Украине уже 24 года, как Клод и Симона, есть супруги Мари, основавшие ассоциацию «Ируаз Юкрейне», которая стала одним из партнеров проекта «Частица себя».
ЧТОБЫ ПОЕХАТЬ ВО ФРАНЦИЮ — ПОЛГОДА ХЛОПОТ
Руководитель общественной организации «Активист» из Владимира-Волынского, известный волонтер Константин Зинкевич говорит, что сотрудничество граждан двух стран началось еще в прошлом году. Сначала на Волыни получали посылки от украинских француженок Марии Налин и Нины Франц, и помощь не прекратилась. Но украинская диаспора решила еще и принять на отдых на побережье Атлантического океана несколько семей украинских воинов: погибших или пропавших без вести. Особенно уязвимой в социальном плане была последняя категория: семьи пропавших без вести просто «выпадали» из жизни, не имели ни мужа-папы, ни вестей о нем, ни той помощи и льгот, которые предоставляет украинское государство семьям погибших воинов. Поэтому, чтобы жене пропавшего без вести Вере Крепец поехать со старшим, 5-летним, сыном Ярославом во Францию, нужно было перенести полгода судов, поскольку без разрешения отца вывезти ребенка за границу невозможно. В этих хлопотах Вере помогали именно «Активист» и Ирина Курило, которая всю документальную работу в паспортных столах, судах, бюро переводов взяла на себя.
Название для проекта — «Частица себя» — придумала Ульяна Дейнека из Львова. Она и стала координатором проекта с украинской стороны, а на самом деле для семей погибших украинских военных она значительно больше, чем просто волонтер. Ульяна стала сердцем проекта, к которому присоединились волынские волонтеры Константин Зинкевич, Алексей Панасюк, Ирина Галевич и радио «Львівська хвиля». Они проводили крайне сложную работу по организации поездок и их финансированию. Чтобы первая украинская семья поехала во Францию, пришлось хлопотать чуть ли не полгода!
«МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО НЕ ОДИНОКИ В ЭТОЙ БЕДЕ»
Украинско-французские семьи из города Брест в Бретани и из окружающих городков приняли на реабилитацию, оздоровление, отдых восемь семей из Львова, Каменца-Подольского и с Волыни. Каждую — на две недели. С Волыни во Францию ездили вдова погибшего капитана Андрея Задорожнего Наталия с двумя детками, мама солдата Вооруженных Сил Украины Дмитрия Головина — Анна Романовна с внуками и Вера Крепец со старшим сыном Ярославом. Верин муж, старший солдат Леонид Крепец, пропал без вести в зоне проведения АТО еще год назад, и его идентифицировали лишь по экспертизе ДНК, перезахоронение (похоронен как неизвестный в Днепропетровске) состоится этой осенью.
— Теперь и я стала частицей этого солнечного проекта, — говорит Анна Головина. — Не только потому, что нам и еще семи семьям подарили свет в окне... Мы же все жили и живем в печали. Потому что потеряли родных... Но мы поняли, что не одиноки в этой беде, что ее понимают и разделяют с нами даже на другом конце Европы.