Сегодня в Украине и мире специалисты активно изучают вопрос влияния на граждан карантина — тему совершенно новую и незнакомую. Лаборатория психологии политико-правовых отношений Института политического и социальной психологии АПН тоже на онлайн-платформе опросила граждан, как они восприняли необходимость карантина, как чувствуют себя в изоляции, как адаптировались, сколько хватит сил так жить и тому подобное. Об этом «День» спросил у кандидата психологических наук, заведующего лабораторией Виталия ДУХНЕВИЧА.
— Виталий Николаевич, расскажите, пожалуйста, об исследовании — кто в нем участвовал, в каком формате?
— Распространение коронавирусной инфекции во всем мире, и в Украине в частности, актуализировало вопросы изучения тех психологических реалий, которые сопровождают пандемии и карантинные мероприятия. Не остались в стороне и мы с коллегами. У нас было организовано несколько исследований, преследовавших цель изучение этой новой для нас психологической реальности. К моему исследованию мне удалось привлечь примерно 600 человек. Отвечали люди из разных регионов. Эти исследования стартовали в конце марта — начале апреля. И еще одно наше исследование мы запускаем сейчас. Оно касается образования в условиях COVID-19.
Наши исследования, как, наверное, большинство исследований сейчас используют онлайн-формы для опроса и стихийную выборку, которая имеет свою специфику... Ведь мы не можем повлиять на желание или нежелание человека отвечать. И мы, к сожалению, ничего не знаем о тех, кто не ответил, кто не увидел наши сообщения, кто физически не имеет возможности выйти в интернет и пройти такой опрос.
В исследовании, которые проводил я, меня интересовало, как люди видят ситуацию в связи с распространением COVID-19, как оценивают действия отдельных органов государственной власти, кого видят ответственным за предупреждение и противодействие распространению COVID-19 и какие видят последствия распространения коронавирусной инфекции на территории Украины в ближайшей перспективе.
— Какие основные результаты исследования — данные, тенденции?
— В общем, большая часть тех, кто принимал участие в исследовании, видят ее как чрезвычайную или близкую к таковой. Очень мало было тех, кто считает ее фейком. Лишь менее 20% опрошенных не понимают необходимости самоизоляции и ограничения контактов (напомню, что это конец марта — начало апреля). Чуть меньше (примерно 15%) раздражают ограничения на передвижение и организацию досуга, которые были введены. Ориентировочно 30% тех, кто не видит угроз жизни в связи с распространением коронавирусной инфекции. При этом примерно 90% тех, кто считает карантинные мероприятия в учебных заведениях оправданными.
«ОРИЕНТИРОВОЧНО 90% ГРАЖДАН СЧИТАЮТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ COVID-19 РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЙСТВИЙ КАЖДОГО»
— Примерно 15% процентов опрошенных считают, что государственные учреждения, предприятия, органы власти должны работать в обычном режиме. Интересно, что только 10% считают, что все частные предприятия также должны работать в обычном режиме. Наверное, есть тех 10—15% людей, для которых карантин является чрезвычайно болезненны. К слову, примерно 15% опрошенных негативно оценивают ограничение работы городского транспорта и ориентировочно 10% — междугороднего. Люди в целом поддерживают закрытие границ; есть только 10—15% тех, кто не поддерживает этого шага.
Интересным оказалось то, что ориентировочно 70% опрошенных разделяют мнение о том, что в случае эпидемий должен действовать специальный режим ограничения свобод передвижения и собраний (примерно 20% выступают против этого, а еще 10% не определились).
Мне было приятно увидеть, что примерно 90% наших граждан считают предупреждение и противодействие распространению COVID-19 результатом действий каждого гражданина. И примерно столько же считает, что граждане, не соблюдающие режим самоизоляции и ограничения передвижения, являются ответственными за распространение COVID-19.
Отдельный вопрос последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Украины в ближайшей перспективе. Большинство указывает как наиболее вероятные — банкротство отдельных предприятий, обогащение отдельных политиков и бизнесменов, рост безработицы, ухудшение экономической ситуации в стране. Примерно поровну тех, кто считает, что будет создан благоприятный инвестиционный климат, и тех, кто считает это маловероятным; тех, кто считает, что будут разрабатываться государственные программы помощи бизнесу, и тех, кто в это не верит; а также тех, кто отмечает улучшение системы здравоохранения как возможное следствие. Фактически — это те ориентиры, на которые власть должна реагировать.
— Каковы основные трудности людей на карантине? Где берут ресурс? Сколько таких, которые действительно используют время для развития — для того, на что раньше не было времени? Сколько граждан работают? Чего больше всего боятся? На что надеются?
— Могу только сказать, что доля тех, кто видит в COVID-19 возможности для саморазвития, больше, чем тех, кто такой возможности не видит. Примерно треть готова уделить внимание обучению, а две трети — решению накопленных вопросов. У каждого своя стратегия и свои ресурсы для того, чтобы пережить карантин и пандемию. Кто-то работает, кто-то рассчитывает на семью, кто-то на себя.
Мы не изучали вопрос, сколько людей работает во время карантина. Могу сказать, что примерно у 50% людей не возникало проблем с выплатами заработной платы в связи с введенными ограничениями. Наверное, это много. И это является обстоятельством, которое может спровоцировать усиление недовольства карантинными мерами и действиями власти в этой ситуации. А ожидания масштабного экономического ущерба, роста цен и инфляции, снижения жизненного уровня, увеличения социальной напряженности внутри страны, наверное, будут только усиливать протестные настроения.
В общем, наши опрашиваемые отмечали усиление протестных настроений среди граждан как одно из вероятных последствий. А это сигнал для власти: не факт, что событие наступит, но в какой-то момент определенный катализатор может запустить эти процессы.
Мне кажется, главное теперь для власти — найти ресурсы и возможности для направления желания рядовых граждан перемен именно в конструктивное русло
Чего боятся? Принятия непопулярных законов, усиления авторитарных тенденций, опять же уже упомянутых инфляции, роста цен, экономического ущерба предприятий.
Чего ожидают? Принятия законопроектив и государственных программ, которые будут способствовать развитию деловой активности, усиления возможностей для действий местной власти в случае чрезвычайных ситуаций.
Не хочу быть банальным. Но если все это выразить одним словом — люди хотят того, чего и всегда. Справедливости. И ожидают этого от действий власти на всех уровнях. Рано или поздно карантинные меры будут ослаблены и люди вернутся к нормальной жизни. Кто-то будет рассчитывать на помощь государства в восстановлении бизнес-климата, другие — на нормальную работу и заработки, кто-то — на нормальные услуги системы образования или медицинской системы и т. д. Но главное, чтобы те решения, которые будут приниматься властью, были справедливыми в понимании наших людей.
— В общем — кто оказался более адаптированным, кому — сложнее всего?
— Я этот вопрос специально не изучал. Мне кажется, что наиболее адаптированы те, кто имел возможность заблаговременно или быстро перевести свою деятельность в интернет-пространство (прежде всего работать или учиться дистанционно), или те, кто продолжил работать в более или менее обычном режиме и получать деньги за свою работу. Сложнее всего, наверное, тем, кто остался без работы или чья деятельность привязана к сфере, где жесткие ограничения не дают возможности зарабатывать. Ну и, собственно ,режим самоизоляции никто не отменял. Не всем он дается легко.
«ПРИМЕРНО 60% ГРАЖДАН ГОТОВЫ ТЕРПЕТЬ КАРАНТИН СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ НЕОБХОДИМО»
— Какая часть людей соблюдает требования карантина, сколько считают что это «надуманным»?
— Очень немного наших граждан считают ситуацию с распространением COVID-19 фейком. Знаете, сейчас в интернете ходит мем: «Коронавирус — это эпидемия или политика? Это религия. В него можно не верить, однако обряды следует соблюдать «. Большинство соблюдует требований карантина. При этом степень соблюдения у каждого своя: кто-то максимально сидит дома, а кому-то уже хочется позаниматься спортом, сменить обстановку, встретиться с друзьями. Да, мы привыкли к маскам и антисептикам, однако привыкание может иметь и другую сторону — ослабление внимания, представление о том, что что-то является не обязательным. Мы не такие дисциплинированные, как китайцы в этом плане. Хотя, как бы это ни прозвучало, смертность от коронавируса держит нас в тонусе. Вопрос я бы задал по-другому — как долго наши граждане готовы соблюдать эти требования? Лишь около 60% готовы терпеть карантин и ограничения столько, сколько необходимо. Но не нужно забывать об экономической составляющей. Если ресурсы будут исчерпаны, а новых поступлений не будет, этот процент резко уменьшится.
— Не приведет ли карантин к протестам, как это было с фермерами, которым запретили продавать свою продукцию? Теперь — Черкассы (напомним, исполком горрады Черкасс принял решение о смягчении с 1 мая карантина из-за «неравных условий для предпринимателей». — Ред.).
— Экономическая и политическая составляющая в ходе COVID-19 есть, и их нельзя снимать с рычагов. Они влияют и будут влиять на формирование и развитие протестной мотивации. Не секрет, что крупный бизнес смог, назовем это так, «приспособиться» к условиям карантина. Возможно, не все, не берусь это оценивать. А малый или средний бизнес? В ряде случаев люди были вынуждены, где это возможно, свернуть и прекратить свою деятельность. Кто-то был вынужден сократить зарплаты, отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск или даже полностью закрыть бизнес на период карантина. Не все могли физически адаптироваться к новым условиям.
Политическая составляющая также имеет место. 60% опрошенных считают, что в условиях ограничения свободы собраний и передвижения парламент и правительство не должны принимать никаких законов и постановлений, кроме тех, которые касаются распространения коронавирусной инфекции на территории Украины. А 45% считают, что все решения парламента, не относящиеся к распространению COVID-19 на территории Украины, принятые во время карантина, должны быть отменены (примерно 30% так не считают). Ситуация на местах, в решениях местной власти — примерно такая же. Не все решения местных властей, как показывают наши опросы, соответствуют представлениям граждан о справедливости.
Все это создает определенные риски для власти. К примеру, возьмем открытие рынка земли. К этому можно относиться по-разному, однако еще до начала карантина аграрии выступали против такой инициативы власти. Сейчас имеем карантин. Парламент принимает соответствующий закон, Президент его подписывает. В ситуации экономического кризиса представители малого и среднего агробизнеса, которые не будут иметь ресурсов и возможности приобрести землю, могут прибегать к различным формам выражения своего недовольства. А причин для недовольства люди, имеющие финансовые проблемы, могут найти много. В общем, наши опрашиваемые отмечали усиление протестных настроений среди граждан как одно из вероятных последствий. А это сигнал для власти: не факт, что событие наступит, но в какой-то момент определенный катализатор может запустить эти процессы.
Мне кажется, главное теперь для власти — найти ресурсы и возможности для направления желания рядовых граждан перемен именно в конструктивное русло.