Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Магнолия-ТВ» в поисках детей и... человечности

В очереди на эфир стоит около 70 фотографий без вести пропавших людей
3 октября, 2001 - 00:00


Ежедневно по данным МВД в Украине пропадает около двадцати детей, и найти их силами только правоохранительных органов бывает зачастую не возможно. Именно поэтому журналисты студии «Магнолия-ТВ» решили создать программу «Телевизионная служба розыска. Поможем детям», где предлагаются ориентировки и фотографии пропавших детей, с тем, чтобы каждый, кто видел разыскиваемого ребенка, мог позвонить и помочь в поисках. Однако из всех общенациональных и региональных телеканалов пока только один предоставил эфир для пятиминутного ролика.

Конечно, на подобной нелицеприятной для всего нашего общества проблеме рейтинг не заработаешь и инвесторов не привлечешь. Но ведь существует еще такое понятие, как социальная ответственность журналиста, которую никто с нас не снимал. Неужели мы способны демонстрировать ее лишь в шумных публичных шоу, а такой вот «тихий» поиск, не сразу приносящий результат, нам не интересен? Хочется верить, что это не так. И что журналистская солидарность, о которой так много говорится в СМИ, не просто фраза для корпоративных тусовок и политических митингов, а реальность, способная изменить жизнь к лучшему. К чему и стремятся журналисты «Магнолии-ТВ». У «Дня» не было сомнений — надо или не надо об этом писать. Наша газета совместно с «Магнолией-ТВ» будет публиковать газетную версию «Службы розыска».




Лариса ИВШИНА, «День»:

— Программа «Ситуация» и «Магнолия-ТВ» делают необыкновенно важное дело, они уникальны в том, что смогли добиться во вроде бы «чернушной» теме гуманных интонаций. Они не смакуют, а сочувствуют. И возможно, зрители тоже захотят подключиться и помочь людям, которые попали в беду. Продюсер, наша коллега Евгения Ткаченко пришла к нам с очень интересной идеей, о которой будет полезно услышать всем.

Евгения ТКАЧЕНКО , генеральный продюсер «Магнолии-ТВ»:

— «Магнолия-ТВ» существует на украинском телевидении уже седьмой год, ее можно отнести к разряду старожилов украинского телевидения. Наша компания является независимой телевизионной студией- продакшн, имеет полный телевизионный законченный цикл, мы сами производим телепродукт и отдаем его на транслирующие телеканалы Украины. На сегодня у нас идут два крупных, по моим меркам, телепроекта — «Телевизионная патрульная служба «Ситуация» на канале «Студия 1+1» и «Телевизионная служба «Милосердие» на каналах УТ-1 и УТ-2. Многолетний опыт работы в таких сложных темах, как криминал и социальные проблемы общества, раскрыл нам проблему, о которой мало говорят, но тем не менее она существует. Формально это звучит так — в бедном государстве еще не скоро появятся деньги, чтобы создать в МВД полноценную корпоративную информационную сеть, и если человек исчез в одной области Украины, особенно если это маленький ребенок, который забыл точное название своего города или села, не может точно произнести свою фамилию, и даже если он попал в приемник-распределитель, то у него очень мало шансов быстро вернуться в семью. В одной области — родители вместе с милицией ищут пропавшего, а там, где находится потерявшийся ребенок, об этом даже не знают. На сегодня, по данным МВД, в день в стране исчезает порядка 20 детей. На самом деле исчезает больше, я говорю только о 20 уголовных делах, которые открываются по факту исчезновения детей. Я говорю о тех родителях, которые хотят найти своих детей, о нормальных семьях. Когда я как мать на минуточку об этом задумываюсь, мне становится страшно. Тысячи потерявшихся детей превращаются в бомжат, о которых пишут душещипательные истории. Это те самые дети, которые болтаются по подъездам, подворотням, канализациям и вокзалам. Наверняка, многих из них где-то, кто-то ищет — папы, мамы, бабушки... МВД и уголовный розыск ведут огромную работу по поиску без вести пропавших детей, но для распространения информации о пропавших людях у них недостаточно материальных ресурсов. Мы сталкивались даже с такими случаями, когда в одном и том же районе Киева открывалось уголовное дело по факту исчезновения ребенка, а в приемник-распределитель того же района этот ребенок несколько раз привозился. Два инспектора занимались судьбой ребенка в соседних кабинетах — один его искал, а второй пытался установить его личность. А мама сидела в офисе на телевидении и просила нас о помощи. А почему просят помочь нас? Как ни прискорбно это звучит, но сегодня единственной очень тоненькой цепочкой, ниточкой, объединяющей информационно все области Украины служит телепрограмма «Ситуация», выходящая на канале «Студия 1+1», максимально покрывающем территорию Украины. В каждой программе мы даем фотографию без вести пропавшего человека и информацию о нем. Как правило, находятся свидетели, которые его видели. Они сообщают об этом в студию, и появляется шанс найти пропавшего. Однако одна фотография в день — это очень мало. На сегодня у нас в очереди на эфир стоит около 70 фотографий без вести пропавших людей. Это значит, что тот, кто поступил сегодня на розыск, только через три месяца попадет в эфир, и тогда у него появится шанс быть найденным. А если это ребенок, то можете представить, что с ним может произойти за три месяца. Поэтому материалы о детях мы даем в эфир без очереди, моментально, в тот же день. С нашей помощью были найдены десятки людей. Однако возможностей нашей программы не достаточно. Мы решили обратиться к средствам массовой информации, и в первую очередь — к центральным телеканалам, к центральной прессе с призывом начать акцию бескорыстной помощи людям, которые оказались в беде — семьям, у которых пропали дети. и детям, которые потеряли своих родителей. Я наивно полагала, что на наш призыв откликнутся все. Мы сделали пятиминутный «пилотный» выпуск такого рода программы и попросили телеканалы выделить по пять минут эфира в день — хронометраж одного музыкального клипа — на трансляцию телепрограммы, которую мы будем делать сами. Скольким же детям мы тогда сможем помочь! Нам же в одиночку с этой программой не справиться. К моему изумлению и разочарованию, практически все, за исключением канала «Студия 1+1», остались равнодушны. Александр Роднянский сказал мне: «Однозначно, мы это должны делать». Руководитель одного из каналов, не хочу его называть, воскликнул: «Я тут при чем? Вы берете деньги с родителей за объявления?» Мне было дико это слышать. Этот человек не мог допустить мысли, что людьми двигает некоммерческий интерес.

— Почему пропадают дети и что с ними происходит?

Евгения ТКАЧЕНКО:

— Исходя из нашего опыта, можем сказать, что, как правило, исчезают либо очень маленькие дети, либо подростки, которые убегают из семьи. Маленькие дети часто садятся в электрички или автобусы, чтобы попасть к родственникам или знакомым — а потом оказывается, что они заблудились. Эти дети мечутся по вокзалам, их подбирают участковые и отвозят в больницы или приемники-распределители. Если ребенок не может назвать точно фамилию, имя и место жительства, то некоторое время он проводит в приемнике- распределителе, иногда периодически сбегая оттуда, а потом получает статус сироты: новую фамилию и запись в свидетельстве о рождении, о том, где он был найден и приблизительный год рождения. Через несколько лет узнать подросшего ребенка будет уже невозможно и его шансы вернуться домой будут потеряны навсегда. Вторая категория — это подростки, у которых, как правило, конфликт в семье. Ребенок убегает из семьи и едет в «жаркие страны». Помните, «Ташкент — город хлебный...» Исчезновение таких детей опасно тем, что, хлебнув свободы, они уже домой не хотят — скрывают фамилию и имя, откуда родом. Они не хотят ходить в школу, выслушивать нотации родителей. Им нравится быть «свободными.» Вымыл машину, сдал бутылки, украл что-то, переночевал в канализации — и живешь, им это начинает нравиться, и им уже не нужна нормальная цивилизованная жизнь. Их нужно силой вовремя возвращать к родителям. Ведь у этих подростков отсутствует чувство меры, у них нет страха, нет чувства опасности, они не боятся ни за свое здоровье, ни за свою жизнь. Они начинают дышать клеем и так далее. Это потом вырастает в глобальные проблемы — в многотысячные армии детей-бомжей, которые, чтобы добыть себе на еду, не остановятся ни перед чем, а мы потенциально можем стать их жертвами. Желание средств массовой информации помочь детям — главный фактор, который может противостоять этой беде. Я не знаю других сил в Украине, которые могут сделать то, что можем мы с вами. Я приблизительно подсчитала экономическую сторону этого вопроса. На содержание одного неблагополучного ребенка приходится 6 тысяч гривен в год — накормить, одеть, обучить, обеспечить жилье, построить приемники-распределители, детские дома, интернаты так далее. Тысяча детей, возвращенных в семьи, сэкономит государству 6 млн. гривен.

Лариса ИВШИНА:

— Если переходить на единственно понятный для многих язык.

Евгения ТКАЧЕНКО:

— Я уже не говорю о моральной стороне вопроса.

Валерий СМАЛЬ , журналист телевизионной патрульной службы «Ситуация»:

— А недавно мы сняли сюжет под кодовым названием «Кто завтра не пойдет в школу?» Поговорили с беспризорными детьми четырнадцатилетнего возраста, по городу, и к концу дня я обнаружил жутчайшую проблему, которую действительно никто не замечает: эти ребята никогда не ходили в школу. Через три года, когда им будет по 17 лет, мы столкнемся с подростками, которые не умеют ни читать ни писать. Мы не замечали, что с начала перестройки у нас появилась армия детей, которые ни разу не ходили в школу. Проблема удручающая — меня она может нисколько не трогать как журналиста, но не может не тревожить как отца, моей дочери сейчас 14 лет, и я задумался, что в будущем она выйдет на улицу, пойдет на работу и столкнется с ними. Это дети, которых вовремя не вернули домой.

Лариса ИВШИНА:

— Сейчас резко ухудшилось материальное благополучие, на этой почве появились новые семейные конфликты и неухоженные дети. У общества сейчас нет социальных институтов, которые могли бы обращать внимание на проблему. И главное, что об этом очень мало говорят влиятельные в обществе люди. Практически попытка «Магнолии- ТВ» должна проложить новую дорогу в решении этой проблемы. Когда смотришь телевидение, то меняешь отношение к американцам, которые после ужасных терактов не набрасывались с обвинениями друг на друга, а наоборот, сплотились. Это вызвало необычайный рост патриотизма, взаимопомощи. Это общество, которое заставляет себя уважать даже в несчастье. В нашем же обществе сейчас очень много черствости, разобщенности. Газета «День» будет участвовать в проекте «Поможем ребенку». Я буду призывать всех редакторов газет, не только всеукраинских, но и региональных, участвовать в нем. И я уверена, что отношение СМИ к данному проекту изменится.

Евгения ТКАЧЕНКО:

— Телеканалы, «холодно» относящиеся друг к другу, должны объединиться вокруг чего-то общего.

— Что может заставить телеканалы изменить свое мнение?

Евгения ТКАЧЕНКО:

— Я думаю, что в их отказе есть и моя вина. Я не донесла, не пробилась к сердцу и уму. Вот поэтому мне нужна ваша помощь. Все вместе мы можем доказать, что быть черствым неприлично. Ситуация с государственным каналом УТ-1 — это отдельная тема. 18 января 2001 года вышел указ Президента Украины на волне истории с Гонгадзе, в котором говорится об усилении мер по предотвращению исчезновения людей. Пункт 9 говорит о необходимости создания специальных телерадиопрограмм, посвященных этой проблеме. И казалось бы, кто как не государственные каналы должен был первым откликнуться на этот указ. Тем не менее ничего подобного не происходит. НТКУ безусловно не сказало «нет», но они пока и не сказали «да».

— Как должно влиять ТВ на сознание граждан для того, чтобы не возникали прецеденты ухода детей из дома?

Евгения ТКАЧЕНКО:

— Это совсем другая тема. На украинском ТВ сейчас сложилась плачевная ситуация с освещением социальных проблем. Это коммерчески не выгодно. На сегодня из цикловых, постоянных программ, которые с завидным упорством освещают соцпроблемы (конфликты в семьях, отношения взрослых и подростков, отношение в обществе к женщине, многодетность, сиротство, инвалиды, старики) существует одна ТВ- программа «Милосердие» которую мы делаем уже третий год. Можно потратить гораздо меньше моральных и духовных сил и делать спортивные, музыкальные и развлекательные шоу. Я не говорю, что это очень просто, но морально это делать проще и экономически выгоднее. Гораздо проще найти спонсора на развлекательную программу, чем на проект о милосердии. Это я говорю как продюсер. Отечественное телевидение еще не настолько богато, чтобы делать то, что ему захочется. Оно идет по пути наименьшего сопротивления.

Лариса ИВШИНА:

— Наше телевидение сейчас похоже на «Свинарку и пастуха» или «Веселых ребят» 30 годов. Это были замечательные жанры, но жизнь с голодомором шла своим путем.

— Как вам поступает информация? От людей, которые к вам обратились, или вам сообщает милиция?

Евгения ТКАЧЕНКО:

— На экране только верхушка айсберга. «Под водой» рутинная работа. У нас есть диспетчерская служба, которая занимается приемом заявлений от граждан с просьбой обнародовать эту информацию, проверкой фактов об исчезновении, уточнением ориентировок на человека и подготовкой к эфиру. Эту работу мы делаем уже много лет и будем продолжать ее делать. И если проект «Поможем детям» осуществится, то я, как директор «Магнолии-ТВ», готова к тому что количество звонков и заявлений увеличится. Я готова расширить диспетчерскую службу, принимать все заявления и не оставить ни одно из них без внимания. Мы можем это делать и у нас за спиной есть богатый опыт работы. Мы уверены, что сможем увеличить количество найденных детей. Представьте, 5 минут эфира спасут тысячи детских судеб.

Лариса ИВШИНА:

— Нельзя дать возможность успокоиться и сказать: «Да, пусть они это делают». Это только первый шаг. Дальше нашими общими усилиями необходимо находить возможности для создания базы данных.

Евгения ТКАЧЕНКО:

— Я хочу подчеркнуть, что никоим образом нельзя расценивать эту акцию как милицейскую. Мы коммерческая компания, никаким образом не зависящая от МВД. У них свои задачи, и пусть они сами их выполняют. Для нас главное — помочь попавшим в беду детям и их родителям. Только так нужно расценивать эту акцию.

Татьяна ШАМАРИНА, журналист программы «Милосердие»:

— После выпуска программы «Милосердие» нам пришла мысль использовать ТВ как самое массовое СМИ с очень благородной целью. До нас никому не пришло в голову, что ТВ можно использовать для анонимного усыновления. Мы договорились с Центром усыновления при Минобразования, чтобы они дали нам разрешение на то, что в каждом выпуске программы «Милосердие» мы будем показывать 3—5 фотографий сирот, которые подлежат усыновлению. Мы стараемся подать в эфир так называемых «переростков», у которых шансов быть принятым в семью практически нет. Это те кому 3—5—9—12 лет

Евгения ТКАЧЕНКО:

— Эта рубрика в телепрограмме «Милосердие» выходит под названием «Знайди мене, мамо». Центр по усыновлению очень доволен нашим сотрудничеством. Они даже ввели дополнительные штатные единицы на телефон, потому что после выходов в эфир этих программ начинается шквал звонков со всей страны желающих усыновить ребенка. Те 5—6 деток, которым посчастливилось попасть к нам на экран, найдут себе папу и маму. Я обращалась к крупным телеканалам и говорила: «Ребята! У вас круглосуточное вещание. Ну дайте 5 минут. Я не прошу денег, я все буду делать за свои. Не надо прайм- тайма, дайте ночь». Ведь это формат музыкального клипа, а мы спасем 8—10 детей.

Лариса ИВШИНА:

— Общими усилиями мы будем создавать условия для существования этой программы. Я уверена, что с первой попытки может и не получиться, но не нужно отчаиваться. Я верю, что у этой программы будет абсолютно гарантированный успех. Мы будем пропагандировать этот проект. Человечность не может нарушить концепцию никакого канала.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Вчера пришла приятная новость: желание присоединиться к акции выразили еще два телеканала — НТКУ и Новый канал.

Беседовали: Лариса ИВШИНА, Анна ШЕРЕМЕТ, Михаил ЗУБАРЬ, Людмила РЯБОКОНЬ, Владимир ДЕНИСЕНКО, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ