Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маленький штрих и большие обобщения

О благодарной памяти и... «мишени» для снежков
20 февраля, 2013 - 12:12
ДОРОГОЙ «Дню» СНИМОК — ЮРИЙ ЛЕВАДА В РЕДАКЦИИ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ В ИЮЛЕ 2003 ГОДА / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

...Забирая после уроков девятилетнего сына, винницкий краевед и историк Максим Царенко стал свидетелем ситуации, которой поделился с «Днем» (см. № 18-19 от 1 февраля 2013 года). Напомним, на школьном крыльце несколько детей соревновались в меткости, избрав в качестве «мишени» для снежков... портрет на мемориальной доске. Посвящена она была знаменитому выпускнику — социологу и политологу Юрию Леваде. Прохожим — и школьникам, и взрослым, похоже, не было до этого дела. «Пристыдить «снежковых снайперов» оказалось намного проще, чем достучаться до взрослых, — с удивлением вспоминает Максим Царенко. — Педагог, которому я рассказал о досадном инциденте, поразил меня, по-видимому, больше маленьких озорников: «Хорошо, что хоть не по окнам — могли бы и оконное стекло разбить! А на мраморе снег и сам растает!..».

Мемориальную доску Юрию Леваде на стене винницкой общеобразовательной школы №4 открыли в 2011 году. Он был одним из первых ее «золотых» выпускников, который закончил обучение в 1947 году с золотой медалью. Будучи председателем аналитического центра, который и сейчас носит его имя, он написал больше двух сотен статей, посвященных проблемам социологии и общественной мысли, теории и методологии, социологии, социальных религий, социальной антропологии. «День» гордится тем, что в свое время Юрий Александрович был гостем нашей редакции, что дало возможность провести чрезвычайно интересную и содержательную дискуссию, многие вопросы которой остаются актуальными до сих пор (см. «День» № 110 от 2 июля 2003 года) и цитаты из которой предлагаем читателям ниже. Сын известного украинского писателя (Александр Степанович Левада (1909—1995) — драматург, киносценарист, также автор поэтических и прозаических произведений, в свое время был первым заместителем председателя Госкино Украины, заместителем министра культуры Украины и секретарем правления Союза писателей Украины) — Юрий Левада как исследователь состоялся в Москве, однако он всегда с глубоким трепетом относился к тому, что происходит в Украине, поэтому мы не только можем, но и должны гордиться этим именем.

«Умение пользоваться собственной историей» — это немного больше, чем установление мемориальной доски на стене заведения. Данный случай лишь подчеркнул существование проблемы, о которой «День» не устает говорить. Почему так случилось в винницкой школе, корреспондент «Дня» спросил у Максима Царенко:

— Ситуация очень странная. Винницкая четвертая школа, где учился Юрий Левада, десятилетиями отшлифовывала собственный стиль, совершенствовала алгоритм общения между учениками, родителями и учителями. Внимание к успехам и трудностям вчерашних и выпускников прошлых лет, прививание школьникам гордости за богатую историю учебного заведения были краеугольным камнем неповторимого духа этого храма знаний. Название изданного лет десять назад исторического очерка — «Школа, которой мы живем», — достаточно метко отражала дух прошедших, хотя и не таких отдаленных лет.

— Но известно, что Юрий Левада стал частью и современных школьных традиций.

— Так, словно сама по себе возникла традиция посвящать последний урок в последний день учебного года истории школы. Все контрольные написаны и оценены, все темы изучены и сданы, а время еще есть. Рассказывая о прошлом, учителя вспоминали и о достижениях выпускников. Так и сложилось: первый урок 1 сентября — урок Мира, последний урок 25 мая — урок по истории школы.

— Считается, что Юрий Левада был одним из тех людей, чьими научными достижениями школа побуждала своих учеников проторять собственный путь к знаниям.

— Выпустив во взрослую жизнь одного из самых первых своих золотых медалистов, школа не теряла связь с ним — о первых успехах молодого ученого на страницах своей книги «Завтрашняя радость» еще в начале 60-х годов тепло вспоминал бывший директор Тимофей Комарницкий. «Посвятив жизнь изучению общественного мнения, Левада стремится, чтобы воплотились стремления большинства, но не прошло незамеченным желание ни одного человека», — так оценил призвание ученого мой учитель истории в начале 90-х. Поэтому и открытие мемориальной доски — хотя и не по инициативе школы — воспринималось как искренняя дань памяти великому ученому, упоминание о достойном воспитаннике и ориентире для учеников нынешних. Впрочем, память и почет состоят не из гранитных или мраморных плит — самыми точными индикаторами здесь являются человеческие поступки.

— Вашу основную обеспокоенность вызвала именно реакция взрослых, а не маленьких озорников. Почему?

— Безразличие взрослых к детской выходке стало для меня своеобразным социологическим исследованием (пусть даже с достаточно большой «погрешностью выборки»), которое указывает на то, что стоит кое-что изменить в сознании, — и учителям, и детям, и родителям. Впрочем, я верю, что все еще станет на свои места, и наша школа не скатится к попустительству циничному беспамятству, а вернется к тем временам, когда школьники не целились в мемориальные доски, учителя пользовались на уроках исключительно нормативной лексикой, а директора составляли документы без грамматических ошибок.

Лев ГУДКОВ, директор «Левада-Центра»:

— Юрий Левада, крупнейший российский и советский социолог — фигура мирового масштаба с глубокими теоретическими ресурсами и разработками. В то же время — это крупнейший моральный авторитет в российской социологии. Боюсь, что за ее пределами или за пределами социальных и общественных наук о нем мало знают.

Знакомство с его работами гораздо более скромно, чем он того заслуживает. Отчасти это объясняется тем, что он довольно сложно писал, особенно в советское время. Десять лет он вообще не публиковал ни одной строчки. Однако его моральная позиция как ученого отталкивает огромное число конформистов в социальных науках или в политической сфере. На словах, именем Левады «клянутся», но его знают хуже, а его теоретические и социологические идеи используются гораздо реже.

У меня две третьих жизни прошло с ним. Будучи студентом я слушал его лекции, а потом работал с ним до самой его смерти. Для меня Юрий Левада — самый умный человек, которого я встречал в жизни. Этот человек чрезвычайно достойный и остается для меня некоим эталоном человеческой мудрости и порядочности. Он прожил достаточно трудную жизнь, и человеком он был строгим, особенно — по отношению к себе. Это — необычный человек, однако я не знаю, в какой степени он может быть образцом или ориентиром для массовой публики.

Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»


ЦИТАТА «Дня»

(Из материала Юрия ЛЕВАДЫ «Славянского мира» нет и никогда не было», «День» № 100, 2 июля 2003 года)

«Я слежу не за тем, как работает власть, а за тем, что думает общество. Оно думает не всегда разумно, к моему сожалению, потому что сам я корнями все-таки здесь, и всякие нелепости для меня лично болезненны. В целом Россия как общество с непониманием и с болью относится к тому, что Украина стала самостоятельным государством. Этого не умеют понять ни люди, ни — в большой степени — политики. Хотя политики все-таки немного учатся. И люди привыкнут, конечно, не сразу. Сейчас еще примерно 70% населения России считают, что русские и украинцы — это один народ. Но мне кажется, что россияне постепенно все-таки привыкают к представлению об Украине как отдельной державе. Ведь она вторая по величине из наших стран-соседей — после Китая.

...К сближению Украины с Западом сегодня стали относиться немного терпимее и власть, и население. Власть — не потому, что она разумнее, а потому, что ей надо больше считаться с реальностью, чем людям, которые могут только выражать свое мнение. Сближение Украины с Западом в России ни удовольствия, ни одобрения не вызывает — вызывает опасения, которые мне не кажутся серьезными ни с какой точки зрения — ни с экономической, ни даже с военной. Это надуманные вещи. ... В отношении Украины население, к сожалению, поддается влиянию кампаний: когда начинается шум в отношении НАТО, границы, пошлин — люди нервничают. Когда мы спрашиваем, почему люди жалеют о распаде Союза, большинство отвечает, что жалеет о порвавшихся личных связях. Знакомые, родственники, Крым... Сегодня все это стало сложно. Это давит на людей независимо ни от какой политики».

«Россия не может привыкнуть к своей постсоюзной роли. Не только потому, что у нее теперь территория и население стали вдвое меньше, а потому, что с ней уже не так считаются. Не только мир, но и те страны, которые были практически автономиями внутри СССР. Отсюда проблема утерянного величия.

В развитии всех стран постсоветского блока очень важна идея национального самоутверждения. Все страны, кроме одной, показывают, что они самостоятельны, что у них есть своя история, свой язык, своя культура, что с ними надо разговаривать на «Вы» (при этом они делают и много не самых рациональных шагов) — это естественно и понятно. Одна страна является исключением — это Россия, которая все годы после распада Союза переживает его как катастрофу, как утрату собственного величия, как нечто ущербное. И привыкнуть к этому положению ни власть, ни народ не могут. Решительно все политики обещают страну сделать великой. Как будто они не видят других слов, при помощи которых можно разговаривать с народом. Но прежде всего — страну надо сделать нормальной, независимо от величины населения и территории. С нормальными показателями хозяйства, жизни и собственного сознания»

«Исламский мир — это хоть и немного условная, но все же реальность. Это влиятельная сила и определенного рода блок государств. Правда, как мы видим по последним событиям, этот мир далеко не единый, не монолитный. А «славянского мира» нет и вообще никогда не было. Есть близость языков, историческая близость, географическая. Когда шла война в Югославии, у нас многие кричали, что надо защищать братьев-сербов... Конечно, общность славянских языков более близкая друг другу, чем общность языков германской семьи, в которую, как известно, входят скандинавы, англичане, немцы, австрийцы и прочие. Но ведь германского мира не существует. И славянского — тоже».


СПРАВКА «ЛЕВАДА-ЦЕНТРА»

Юрий Александрович Левада, директор «Левада-Центра», российский социолог и политолог.

Родился в 1930 г. в г. Винница Украинской ССР.

В 1952 окончил философский факультет МГУ. Доктор философских наук, профессор.

Работал в различных научных институтах АН СССР. В 1960-е годы читал лекции по социологии на факультете журналистики МГУ.

С 1988 г. руководил отделом теоретических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения. В 1992 г. возглавлял эту организацию. С 1994 г. — главный редактор журнала «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения».

С 2003 г. по 2006 г. — директор «Левада-Центра».

www.levada.ru 

ФОТО МАКСИМА ЦАРЕНКО

Максим ЗОТОВ, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ