Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Оккупанты уничтожали возможность выжить»

17-летняя девушка рассказала о своем бегстве из родного города
5 апреля, 2022 - 12:04
ФОТО РЕЙТЕР

Обычно говорят о героях после смерти — тогда слава о них разлетается по миру... Так случилось и с городом-героем Мариуполем, о котором, похороненном в руинах, теперь знает весь мир... Как это, выживать на последних запасах еды и воды, когда на глазах горит родной город: о трех неделях жизни в блокаде рассказала жительница Мариуполя Анна.

«ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ У МЕНЯ ПОЯВИЛОСЬ УЖАСНОЕ ПРЕДЧУВСТВИЕ, И Я УГОВАРИВАЛА МАМУ, ЧТОБЫ МЫ УЕХАЛИ»

Аня – студентка киевского вуза, войну застала в родном городе. В Мариуполе она жила с рождения. С родными и друзьями, с теплом и морем, с дружбой и первой любовью. Здесь красила губы на свидание и надевала платье в любимый Драмтеатр. Слушала шум моря и говорила: "Я дома". Начавшаяся 24 февраля война оставила от Мариуполя только воспоминания...

«За несколько дней у меня появилось ужасное предчувствие, и я уговаривала маму, чтобы мы уехали, – рассказывает девушка. — Я заранее упаковала тревожный чемодан, мысленно прощалась с домом, хотя и не понимала — почему». В зловещую ночь на 24 февраля Аня не спала: в прямом эфире смотрела обращение Путина. «Мне пришло в голову, — говорит Аня, — неужели он готов так много заплатить за попытку подавить волю украинцев?» А через несколько минут раздались звуки артобстрела из «градов».

Живя недалеко от центра, девушка почти никогда не слышала взрывов. События того дня вызвали в памяти 2014-й: «Я тогда должна была идти в пятый класс. Помню только свое непонимание ситуации и непонятный страх. Мы ехали двумя семьями на одном «седане» в неизвестном мне направлении». Временным пристанищем для семьи стал Днепр. Там девушка ходила в школу и узнавала о событиях в родном городе: «Сколько было убито  украинских солдат, о «киборгах», об образовании «ДНР»-«ЛНР». В моей душе появилось столько горечи и боли…»

«В КВАРТИРЕ НА СТОЛЕ ДАЖЕ МАСЛО НЕ  РАЗМЯГЧАЛОСЬ»

Когда война застала мариупольцев снова, уезжать семья не спешила: «Надеялись, что будет, как в 2014 году, что план захвата у них будет таким же непродуманным. Только, – вспоминает Аня, – мама купила много продуктов: круп, хлеба, воды. Как оказалось впоследствии, не зря».

И действительно, не зря, потому что городские магазины, в которых было достаточно продуктов питания, средств гигиены и других товаров, закрылись в первые дни. «Это было преступление против людей, – Аня рассказала, что и военные, и гражданские грабили магазины. — До последнего работал «Зеркальный». Там приходилось стоять в очередях, но продукты можно было купить, пока… туда специально не сбросили снаряд».

Настоящий ад, по словам девушки, начался с 26 — 27 числа, когда греметь стало ближе, сильнее и громче. Газа, света и отопления уже не было, а за окном термометр показывал «минус»: «Как-то очень похолодало, в квартире на столе даже масло не размягчалось...» После отключения электроэнергии исчезла и питьевая вода, чтобы выжить, приходилось… топить снег во дворе на кострах. Аня рассказала, что горожанам привозили техническую воду, но когда люди стояли в очередях за ней, начинался усиленный артобстрел: «Оккупанты всячески уничтожали возможность граждан выжить!»

Интернет исчез практически сразу, а 3 марта и сеть, так что жители Мариуполя лишились последней возможности выйти на контакт с родными. Когда стало ясно, что нужно спасаться, все оказалось непросто: "зеленых коридоров" не было.

«ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ КАРТИНКИ АПОКАЛИПТИЧЕСКИХ ИГР — РАЗРУШЕННЫЕ УЛИЦЫ, ТРУПЫ ЛЮДЕЙ»

"13 числа авиабомбы начали сбрасывать на расстоянии буквально 50 метров от нашего дома", - продолжает девушка. Тогда семья перебралась в подвал к семье Аниного парня. Там перебыли ночь. «На следующий день его знакомый прибежал и сказал: «На блокпосту окно, у вас пять минут собраться, и уезжаем. Только там трасса заминирована немного...» Со скоростью больше ста километров в час мы проехали через ту заминированную трассу в Портовский», — рассказывает Аня. Трасса действительно была опасной — там лежали противотанковые мины.

«Представьте себе картинки апокалиптических игр – разрушенные улицы, трупы людей», – описывает девушка прощание с бывшим уютным приморским городом; с домом, из завалов которого она убегала под звуки ракетных ударов.

Оксана ПАРАЩАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ