Людей всегда интересовало происходящее в обществе, развитие событий, общественное мнение по тем или иным вопросам и прогнозы на будущее. Наверное, в результате такого интереса и возникла наука социология. История проведения социологических опросов в США насчитывает почти 200 лет — тогда несколько газет начали интересоваться у граждан мнением, кого они хотят видеть на посту президента страны. Именно газеты и стали основными популяризаторами социологических данных: иногда правдивых, иногда нет. Не известно, как развивалась бы далее социологическая наука, если бы американский журналист, психолог и социолог Джордж Геллап не предложил науке свой метод изучения общественного мнения — по выборочному принципу. Благодаря его использованию он спрогнозировал результаты президентских выборов в США в 1948 году, когда победил Гарри Трумен. С тех пор Джон Геллап стал очень известным и востребованным в США, открыл Американский институт общественного мнения, журналы и газеты. О значении деятельности этого американского социолога в развитии социологии в Украине «Дню» рассказала доцент кафедры политической социологии Харьковского национального университета им. В.М. Каразина Светлана БАБЕНКО.
— Светлана Сергеевна, чем вы сегодня обязаны Джорджу Геллапу?
— В первую очередь следует сказать, что Джордж Геллап — это известная фигура в массовых обследованиях по выборочному принципу. Когда мы делаем выборочное исследование, то можем все полученные результаты распространить на всю совокупность людей, все общество. Одно из первых исследований по такому принципу было проведено в США во время выборов, и оно себя оправдало. Потом его методика исследований была применена в усовершенствованном виде для массовых исследований в социологии американской и европейской. Во многих странах у него есть свои агентства, которые работают в рамках компании «Геллапс-Інтернешенл». В Украине такое агентство тоже есть, они применяют эту методику. Она вообще стала профессиональной для социологических исследований не только политического поведения людей, но и исследований общественного мнения по любым вопросам.
— Насколько широко практикуется использование этой методики?
— Ее используют все страны, и не только в его агентствах. Это правила выборочного метода, которые потом были разработаны другими социологами, но он впервые это применил для нестатистического исследования массового, когда, опрашивались, скажем, все читатели каких-то газет и делали выводы об общественном мнении всего населения. Но ведь газету читает определенная целевая аудитория, которая выбирает ее по своим предпочтениям... Т.е. распространять их мнение на все население — это не очень правильно, а до Геллапа по такому принципу составлялись прогнозы.
— Какие еще до того времени использовались методики?
— До его исследований пользовались определенным набором массовых наблюдений, статистических исследований, исследований материального положения. Но массовых исследований, распространенных на всю страну и сделанных выборочным методом, не было.