Вспоминая школу, всплывает в памяти урок, где совсем я не балуюсь. Скорее — наоборот: такая внимательная-превнимательная. С интересом слушаю учительницу, культурно поднимаю вверх руку и очень правильно все отвечаю. И не только я одна в классе. Как правило, класс внимательно слушает. Конечно, учительницу. А она, как правило, возле доски, объясняет то, что как будто сложно и объяснить. Из всего объясненного я ничего не помню. Но учителя память запечатлела навсегда. Какой же он — педагог третьего тысячелетия? Хочется ответить: такой, как и второго, первого и до первого. Я о тысячелетии, конечно. Потому что если мы и называем кого-то из школы «УЧИТЕЛЕМ», то этого уже предостаточно, чтобы сказать коротко, сжато. Одним словом: талантливо о тех, кто себя продолжает в детях. А вот учитель на селе — отдельный разговор, ведь каждый из них — потенциальный Герой Украины! Ну, посудите сами: как правило, имеют мужа и детей. К тому же, — пару соток земли и домашнюю живность, на что после работы нужно ого!.. сколько времени.
Посмотрим, как живет учительница математики Кропивницкой ООШ I-II уровня Билецкая Галина Богдановна. Сама из Голыня и проживает в этом селе. Села Кропивник и Голынь находятся в Калушском районе Ивано-Франковской области.
Для начала двигаюсь ее ежедневным маршрутом. Через весь Голынь и до Кропивника приблизительно пять километров и 60 минут. Вокруг — сплошные белые мухи. И по щечкам щекочет новогодний морозец. Первые несколько минут даже романтично. Дальше не очень. Ветер задувает во все мои дыры и дырочки, но я упрямо преодолеваю ежедневный путь Галины Богдановны. Правда, не совсем удается скопировать пани учительницу, потому что я без сумки, набитой ученическими знаниями, то есть тетрадями, и не на каблуках. И не в длиннющем пальто.
Глазами изучаю школьный двор, потому что в школе выходной. Возвращаясь назад — выбираю комфорт, то есть транспорт. Даже такая пятикилометровая дорога всего лишь раз и всего лишь в одну сторону хоть приблизительно, но дает представление о степени любви к своей профессии. Правда, в погожие дни можно даже и подъехать. Подходящим транспортом, конечно (имеется в виду для грунтовой дороги — велосипед). Поэтому и Галина Богдановна в своих чуть-чуть за ...-цать стройная, как березка. А сельские тетеньки, которые ежедневно видят, какое их соседка преодолевает расстояние, больше всего радуются детским каникулам, ведь только тогда Галинка отдохнет. Они ведь не понимают, что на каникулы пойдут лишь дети, а учительница снова будет преодолевать эти километры. Правда, тогда сможет позволить себе «свободный дресс-код», то есть брюки, удобная верхняя одежда и низкие каблуки.
Галина Богдановна свою профессию выбрала не случайно. Говорит, что ей запала в душу большая любовь со стороны, казалось бы, чужих людей: воспитательницы в детском садике и учителей в дальнейшем в школе. Уже учительнице Галине Билецкой эти «добрые, мудрые люди» и в настоящее время являются советчиками. А кое-кто — лучшими друзьями. Училась сначала в русских Боровичах. Дальше в Черновицком государственном университете имени Ю.Федьковича по специальности «Математика». Общий педагогический стаж 24 года, учителем математики — 11 лет. Уже имеет два выпуска как классный руководитель. На этот раз с первого сентября взялась за пятиклассников. Говорит, что в людях, в первую очередь, обращает внимание на глаза, что именно любознательные детские глазенки все годы заставляли ее пополнять и свои знания, чтобы назавтра в интересной форме побуждать синеглазых, кареглазых еще ярче стремиться к знаниям. Влюбленная во все новое, Галина Богдановна стремится работать так, чтобы не угасал интерес ученика к знаниям. И не на открытых или показательных уроках. На каждом уроке, потому что если будет иначе, то мудрые люди именно на таких уроках заметят фальшь.
Ну, посудите сами: навести нули на область определения; биквадратные уравнения; трехчлен; теорема Виета; арифметическая прогрессия; последовательности бывают конечные и бесконечные; найти первый член; десятичное значение; формула половинного аргумента; экстремумы. Это из учебника по математике. И такого — о-го-го сколько!
И что ей остается: правильно — искать. Вечный поиск. Если на первых этапах учебы поддерживать интерес к математике помогает наличие большого количества интересного наглядного материала, то в дальнейшем интерес к математике уменьшается, потому что появляется большое количество новых понятий. И это при том, что всегда есть часть учеников, которые с уверенностью знают, что жизнь без математических знаний невозможна.
Не секрет, что математика во все времена считалась самым сложным учебным материалом, потому что сама по себе математика — сложный организм. А еще не одно столетие длится спор, что является более давним: греческая математика или греческая литература? Это как — что было первым: курица или яйцо? И чтобы ученик в дальнейшем с уважением относился к царице всех наук — к чему только не прибегнет учитель. А ведь еще нужно убеждать в обратном относительно тезиса, что математика — сухая дисциплина.
А отсюда — сухие уроки. И даже суховатые переменки после сухих уроков. Сухая учительница и многозначительное в свой адрес прозвище. Кому такое хочется? А потому для каждого возраста ищется своя методика. В ход идут зверушки и птички. Зоопарк, ферма и даже домашнее хозяйство. Чтобы только поняли малявки. Чтобы каждому становилось интересно. Могут быть интегрированные уроки. Даже в совокупности с алгеброй, музыкой и украинской литературой, например. Но существенную роль играет ежедневная работа, что называется, без рюшей, где учитель-математик постоянно стремится успеть рассмотреть, определенный программой, учебный материал в условиях уменьшения учебного времени на изучение математики.
Хотя математику и любят осквернять, но именно от нее требуют невозможного. Все надеются лишь на образование, то есть, когда учитель сумеет соединить творчество, профессионально ориентированные знания и умения. Тема, над которой работает Галина Богдановна, — это прикладные задачи. И это при том, что в литературе само понятие трактуется неоднозначно. Как по мне, прикладная задача, в первую очередь, должна быть реальной, то есть данные и искомые величины должны быть взяты из жизни. Понятно, что таких задач в учебниках немного, а потому на уроках у Галины Богдановны дети сравнивают продолжительность жизни, скажем, курицы и синицы. Дальше — выясняют, может ли человек прожить миллион минут или миллиард секунд. Или задачи о результатах человеческой деятельности, например, животный мир Украины включает свыше 44 800 видов, из них в Красную книгу занесено 207 видов животных.
Но и абстрактные задачи нужны. И в этом необходимо убедить учеников. Как?! Например, по материалам экскурсий, помня, что плохой учитель сообщает истину, а учитель хороший — учит ее находить. Скажите, разве в жизни не понадобится умение решать задачи наподобие: как измерить угол наклона крыши?
Галина Богдановна как учитель не боится регулярно спрашивать: чему вы научились на уроке, что вам больше всего понравилось, что полезного вынесли из урока? И это притом, что ответы ожидаются разные, а порой даже и грозные. И при всем этом Галина Богдановна хорошо понимает, что не каждый ученик будет в будущем математиком, но надеется, что ее ученики вырастут людьми мыслящими, всесторонне развитыми, творческими.