Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Место военных мальчиков

Среди подшефных нашего проекта по творческому образованию для детей «Жёлтый Автобус» есть два совершенно удивительных ребёнка. Руся Абросимова из Марьинки и Дима Покинтелица из Красногоровки
17 февраля, 2017 - 13:14
ФОТО АВТОРА

Они живут в одних из самых страшных городов фронтовой Украины: это «серая зона», где слово «перемирие» известно разве что из сюжетов СМИ, поскольку обстрелы тут практически не прекращаются. Если не грохочет артилеррия, тишину может разрядить внезапная автоматная очередь где-то в дебрях улиц или одиночный бах за городом. Активная жизнь здесь происходит до середины дня, потом улицы пустеют, люди расходятся по домам, которые всё реже и реже стали покидать во время пальбы – сырые подвалы без вентиляции изматывают, спускаться в них третий год подряд кажется уже почти бессмысленным, поэтому «будь, что будет», говорят люди.

Особенная печаль приходит с зимой. Световой день заканчивается в четыре часа, улицы погружаются в непроглядную тьму,  растуманенную тусклым светом одиноких окон. За окнами топятся буржуйки (у кого они есть) или наматывают драгоценные киловатты электрообогреватели – газового отопления в Марьинке и Красногоровке нет с 2014-го.

Но когда я звоню Русе или Диме, в ответ на своё вечно тревожное «Как там у вас?», неизменно слышу: «Да нормально!»... «Нормально» - это не обстановка в их городах, это их собственное внутренне состояние. Руся ходит в театральный кружок, Дима – в музыкальную школу, Руся пишет потрясающие рассказы, Дима организовывает киносъёмки. Руся – вечный энерджайзер, брызжущий неииссякаемым оптимизмом, иногда, впрочем, внезапно зависающая и впадающая в неожиданную молчаливость: это значит, что её накрыло очередное творческое вдохновение. Дима серьёзный и обстоятельный не по годам: кажется, нет таких проблем, что могут выбить его из равновесия – кажется, он все их способен решить. Иногда он тяжко вздыхает в трубку и задумчиво произносит: «Интересно, есть же такой человек, который точно знает, когда эта война закончится? Просто людей очень жалко».

Я говорю с ними о войне как со взрослыми, потому что у них нет страха перед ней. Потому что они – два этих 14-летних крепких человечка – не позволили ей разрушить свою привычную жизнь, которую сами сумели наполнить смыслом: они поняли, что когда вырастут, станут людьми творческих профессий, поэтому сегодня они заняты тем, что может превратить их мечту в реальность.

Ещё они пробуют себя в журналистике. Задания, которые получают – сделать репортаж или интервью – выполняют с удивительной оперативностью. Вот их материалы – о буднях тех мест, где «находятся военные мальчики».

ПРОГУЛКА ПО МАРЬИНКЕ

Руся АБРОСИМОВА

Холодный зимний день, повсюду снег, слегка дует ветер. Кажется, будто  Марьинка впала в спячку и проснется лишь поздней весной, когда на улице снова будет прекрасная погода. Но не тут-то было: город, как никогда, наполнен людьми, все куда-то торопятся, у каждого свои дела...

Мы забрели на улицу Заводскую, которая очень сильно пострадала ещё во время первых обстрелов в 2014 году.

Пожалуй, именно Заводская показалась нам наиболее оживлённой на данное время. Возле домов ходят строители с тачками, в которых лежат стройматериалы, повсюду ездят краны, грузовые машины, тракторы и другой интересный транспорт. Не замолкает звук аппаратов, работающих на стройках. Восстановление разрушенных домов идет полным ходом. Мы решили пройтись по местам строек. Возле дома №11, к нашему сожалению, столкнулись с не очень хорошими строителями. Они, узнав, что мы юные журналисты, тут же стали бросать в нас снежками, крича своим коллегам, чтобы те улыбались на камеру. А несколько дядечек, выйдя из машины, бросили в наш адрес: «Москалюги! Понаїхали тут, знімають ходять!» Мы немного огорчились, но пошли снимать дальше и оказались возле детского садика "Золотой ключик". Алла Николаевна - так зовут  заведующую - рассказала нам немного о садике. Выяснилось, что из трехсот детей, которые ходили в него до войны, ныне осталосьтолько сорок. Их группа отапливается, но находятся в ней детки всего до часу дня. Здание почти полностью восстановили после всех попаданий, что очень радует заведующую. Немного с ней поговорив, мы отправляемся дальше.

Спускаясь ниже по улицам, мы всё реже встречаем людей. А встретив, задаём только один вопрос: «На каких улицах есть дома, которые были разрушены в последнее время?». Все без исключения направляют нас вниз по улице: «Ленина и Октябрьская, туда идите, на той стороне «жарко».  Мы там никогда не были, поэтому всё для нас было в новинку. Около получаса мы шли по улице в поисках нужных кадров, но ничего интересного не нашли. Отчаявшись, решили возвращаться домой, но вот из магазина вышла старушка и направилась в нашу сторону. Мы подошли к ней и задали тот же вопрос, который задавали всем. Ответ нас немного шокировал, потому что ничего подобного от своих предыдущих собеседников не слышали: «Да вот в мой дом попало, он тут неподалеку». По пути к своему дому старушка рассказывает о своей «сладкой жизни» во время войны. Говорит о разрушенных соседских домах, указывая на них рукой - за всю дорогу мы не встречали таких разрушений. Затем тётя Валя - так представилась эта милая бабушка -  указывает вперед и говорит, что живет в нескольких домах от «места военных мальчиков». Рассказывает о своём доме, о том, как страшно во время обстрелов. Я понимаю, что эта тема может сейчас довести её до слез, поэтому тут же обнимаю её. Она выражает нам благодарность, желает здоровья, мира, и, протирая глаза, показывает на пострадавший соседский дом: «Идите снимите, пусть все видят, что здесь происходит!».

Попрощавшись с тётей Валей, собираемся уходить. Но тут неожиданно раздался выстрел из тяжёлого орудия, который был сделан буквально в 20-30 метрах от нас, именно оттуда, где находятся «военные мальчики». Нас озарил яркий свет, сердце забилось как бешенное, поэтому мы немного присели. Затем, выразив свои эмоции, и пожелав тёте Вале удачи, мы направились домой, но по дороге встретили девочку, которая тоже живет на «весёлой улице». Девочку звали Катя. Она повела нас в сторону улицы Октябрьская,  рассказывая о своей жизни, о семье, о доме, в котором из-за войны уже не раз выпадали стекла, которые они постоянно меняют. Катя показывает нам разрушенные здания и говорит, что любит гулять по подобным местам. Подводит нас к дому, в нескольких метрах от которого расположен блокпост. Дом очень сильно пострадал, но Катя говорит, что в нём ещё живут люди. В это мгновение слышится автоматная очередь. «Да это отсюда стреляют, не бойтесь», - успокаивает она нас. Ещё немного поводив нас по улице, девочка уходит домой: ей ведь ещё нужно сделать уроки, а из-за сильного ветра у них в доме второй день нет света, поэтому уроки надо успеть сделать до наступления темноты.

По дороге домой мы зашли в школу №2. Директор, Людмила Анваровна, рассказала, что сейчас в школе учится вдвое меньше детей, чем до войны. Повреждения от артобстрелов  помогли восстановить военные, но из-за очередной бомбежки школа снова потеряла несколько десятков окон. Детей частенько водят в бомбоубежище по учебной тревоге, но несколько раз тревога была реальной. Столовая работает, а в классах тепло. Уж очень Людмила Анваровна рада, что её школа работает!

Кажется, что Марьинка, этот маленький райцентр, живёт обычной жизнью. В него возвращаются люди, по улицам бегает детвора с палками, на лавочках, несмотря на плохую погоду,  сидят бабушки, а по дорогам ездит немалое количество транспорта. Кажется,  что старые раны оставляют всё меньше следов... Но остаются места, которые всё также пропитаны болью. Поэтому нужно скорее нести апттечку и спасать Марьинку, пока не стало слишком поздно!

УРОКИ У КРАСНОЙ ЧЕРТЫ

Дима ПОКИНТЕЛИЦА

Интервью с завучем общеобразовательной школы №4 г. Красногоровка Ольгой Машутиной.

- В нашей Красногоровке пять школ. Но уже второй год все школьники города учатся в здании только одной школы №5. С чем это связано?

- Не секрет, что уже больше двух лет наш город находится в центре активных боевых действий. Пострадали все районы Красногоровки – в большей или меньшей степени. Вследствие неоднократных прямых попаданий очень сильно пострадала школа №1, находящаяся в непосредственной близости от линии соприкосновения. Значительного ремонта требует и школа №2: несмотря на свое расположение в центре города, она также оказалась в эпицентре боевого огня. Школа №3 по-прежнему находится в опасной, так называемой «красной зоне»,  поэтому, несмотря на усилия директора и педагогического коллектива, разрешение продолжить занятия эта школа не получила. Школа №4 практически не пострадала, но вследствие пребывания на протяжении года украинских военных в ее здании потребовалась замена котельной и системы отопления. Эти работы взялась провести чешская организация "Человек в беде", но из-за бумажной волокиты не успели окончить до наступления холодов. Вот так и получилось, что ученики всех пяти школ вынуждены уже вторую зиму заниматься в одном здании - школы №5, хотя она тоже получила частичные повреждения. Единственный плюс – в ней тепло...

- Сколько учеников в общей сложности обучается сейчас в этой школе? Насколько трудно было наладить учебный процесс?

- На сегодня - около 350-ти детей (это учащиеся всех пяти школ). В начале учебного года, в первой четверти, организовать работу не составляло труда: здесь тогда учились дети только двух школ – №5 и №3. Ученики школ №1 и №2 занимались в разрушенных, но просторных кабинетах 2-й школы. Учащиеся школы №4 с радостью спешили в уютные стены своей родной школы. А вот во второй четверти, с наступлением холодов, всех уже перевели в одну школу. Её  «гостям» приходится не очень легко: мы были вынуждены свести по два класса в одном кабинете, не всегда полностью приспособленном для полноценной организации учебно-воспитательного процесса. Но неудобства, мы убеждены, временные. Мы все терпим. Очень благодарны коллективу школы №5 и лично ее директору, Наталье Викторовне Кибалко за гостеприимство и огромное терпение.

- Насколько страдает учебная программа из-за нынешней ситуации?

- Конечно же, условия, в которых оказались все школы Красногоровки, не благоприятствуют полноценному учебно-воспитательному процессу. Одновременное пребывание двух классов в одном кабинете, невозможность использовать наглядный материал в полном объеме (не говоря уже об интерактивных технологиях), сокращенное время уроков (из-за того, что школьники учатся в две смены), отсутствие места для дополнительных занятий ложатся грузом не только на плечи учителей, но и самих учащихся, и их родителей. Ведь материал должен быть усвоен в полном объеме, и значит, какая-то его часть остается на дополнительное самостоятельное изучение.

- Какие занятия проводятся со школьниками по безопасному поведению в зоне боевых действий? Кто их проводит? Как часто?

- Основная забота об обеспечении безопасности жизни учащихся возлагается на школу. В рабочем плане школы этому вопросу отведен целый раздел. В основном разъяснительная работа проводится классными руководителями. Дважды в год проходят учения по гражданской обороне, в течение года учителя проходят специальные тренинги, по окончанию которых делятся приобретенными знаниями со своими коллегами и учениками. В основном инициаторами тренингов выступают Датский совет, представляющий программу ЕС «Гуманитарная противоминная деятельность», и  Международная организация "Врачи без границ".

- Проводится ли сейчас внеклассная работа со школьниками?

- До войны внеклассная работа (как по учебным предметам, так и по обеспечению досуга учащихся) была неотъемлемой частью школьной жизни. Работали кружки спортивного, художественно-эстетического, правового направлений. Активной была и внешкольная работа с детьми. Но в связи с нынешними событиями сегодня вся внеклассная работа проводится на переменах, во время классных часов, урывками. Но надо отдать должное нашим педагогам и, конечно же, детям - несмотря на все трудности, школьная жизнь по-прежнему бьет ключом.

- Какие мероприятия проводятся в школе? 

- Традиционными являются такие праздники: Первый звонок,  День учителя, День вооруженных сил Украины, День защитника Украины, Новый Год,  Рождество, Праздник Святого Миколая, Последний звонок, Выпускной вечер, День физкультуры и спорта Украины, День здоровья. Без внимания не остаются и памятные даты истории нашего государства. Большая внеклассная работа проводится библиотекарем нашей школы и классными руководителями.

- Помогают ли родители обустройству школы (например, покупают ли что-что для классных уголков, делают ли ремонт)?

- Так сложилось, что большинство наших учащихся из семей, социально незащищенных - многодетных, малообеспеченных. Да и война внесла свои коррективы: даже некогда успешные в материальном плане семьи остались без средств к существованию. Так что о материальной помощи школе со стороны родителей говорить не приходится. Мы держимся на плаву во многом благодаря волонтерам, которые доставляют нам канцтовары, одежду, продукты и сладости, наглядные пособия, материалы для ремонта и даже мебель. Но родители всегда готовы помочь своим трудом, поддержать морально - а это иногда важнее материальных благ.

Олена ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ