«В последний раз я виделась с Сашей в июле, когда ездила к нему на длительное свидание в Челябинскую область, в Копейск. На тот момент, после прекращения голодовки, он чувствовал себя не очень хорошо, выглядел очень исхудавшим, истощенным, — вспоминает Лариса КОЛЬЧЕНКО, мать «узника Кремля» Саши Кольченко. — Тем не менее, Саша не потерял веру, его психологическое состояние нормальное, и это меня радовало. На тот момент Саша надеялся на обмен, но, как видим, этого не произошло. Это печально, потому что тогда все было на каком-то подъеме, все надеялись, что хотя бы Олега Сенцова освободят, но ничего не вышло».
Пани Лариса рассказывает об общении с сыном во время дискуссии после показа документального фильма «Девушки «Золотого рассвета» режиссера Ховарда Бюстнеса. Это событие группа поддержки крымских заложников «Комитет солидарности», вместе с Крымским домом в Киеве и международным фестивалем документального кино о правах человека Docudays UA, организовала ко дню рождения Кольченко.
26 ноября Тундре, как Сашу называют друзья, исполнилось 29 лет. Это пятый день рождения, который Кольченко проводит за решеткой. Напомним, в мае 2014 года Александра арестовала оккупационная власть Крыма, ему, как и Олегу Сенцову, выдвинули абсурдные обвинения в терроризме, потом ребят судили в Ростове-на-Дону. В конце концов вынесли приговор: десять лет строгого режима для Саши, 20 лет — для Олега. Кольченко отбывает наказание в колонии в Копейске Челябинской области.
«ПИСЬМА ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЮТ СЫНА»
31 мая этого года Александр Кольченко объявил голодвку в знак солидарности с Олегом Сенцовим, который сделал это 14 мая. Саша прекратил голодовку 7 июня из-за истощенности организма. За те восемь дней Кольченко потерял десять килограммов и при росте метр девяносто весил 54 килограмма. Лариса Кольченко говорит, что после выхода из голодовки ее сына около месяца держали в санчасти. Сейчас он чувствует себя лучше, правозащитники смогли передать ему витамины.
Самый простой способ поддержать «узника Кремля» — написать ему письмо. Удобно делать это через систему «РосУзник» или «ФСИН-письмо». Лариса Кольченко говорит, что Саша получает много писем, но отвечает не на все. «Как он объясняет, просто не знает, о чем писать. А интересует его очень многое: что происходит в Украине, в других странах. Письма очень его поддерживают», — добавляет пани Лариса.
ВЕСТЬ ОТ СЕНЦОВА
Об особенных письмах. Адвокат Олега Сенцова Дмитрий Динзе обнародовал в «Фейсбуке» короткое письмо к Саше Кольченко от своего подзащитного. «Давненько не писал тебе писем, особо не было о чем. Но я не забываю о тебе никогда. Рад, что в моей жизни есть такой человек, как ты – добрый и сильный. Желаю тебе оставаться таким всегда, прожить долгую и интересную жизнь, встретить кучу интересных людей и побывать в еще большем количестве интересных мест. С днем рождения тебя, Тундра!» - написал заключенный режиссер, который находится в колонии в городе Лабытнанги, что в Ямало-Ненецком округе РФ, за полярным кругом.
Что касается самого Сенцова, 5 октября прекратившего голодовку продолжительностью 145 дней, то, как пишет в соцсети Динзе, он восстанавливается, но голодание не прошло бесследно. «Вывозили в больницу, у него есть изменения в почках, сердце и печени. Останется это или нет, врачи сказать не могут. Как повлияет на здоровье – неизвестно... С ноября не получает «Новую газету», очень переживает, что не может ее прочитать. Олег активно работает над фильмом «Номера». Сегодня (26 ноября. – Ред.) проработали 4,5 часа, очень много материала отработали», - рассказал Дмитрий Динзе.
ФИЛЬМ ДЛЯ САШИ
Возвращаясь к кинопоказу, почему активисты избрали именно такой способ поддержки? Как объясняет сокоординатор «Комитета солидарности» Максим БУТКЕВИЧ, решили показать фильм, который мог бы заинтересовать Кольченко. «В течение своей деятельности Саша постоянно противодействовал ксенофобии, ненависти, нетерпимости, разделению людей по цвету кожи, этническому происхождению, религии и тому подобное, — продолжает Максим. — Антифашистская позиция Саши стойкая и выстраданная, он очень интересуется тем, что происходит не только в Украине, но и в других странах, в том числе в этой сфере».
В документальной ленте норвежского режиссера Ховарда Бюстнеса речь идет о греческой партии «Золотой рассвет», которая «прославилась» из-за своего неонацистского характера. В 2012-м партия неожиданно получила немало голосов на выборах, а затем ее руководство обвинили в организации преступной группировки. Максим Буткевич отмечает, что после начала российско-украинской войны «Золотой рассвет», как и почти все ультраправые организации Европы, поддержал Россию и современное российское руководство. Режиссер, который абсолютно не является симпатиком «Золотого рассвета», смог показать деятельность партии изнутри, глазами женщин, которые являются родственницами заключенных лидеров партии, после арестов берут на себя лидерство и добиваются — к сожалению — очередного высокого результата на парламентских выборах. Судебный процесс в отношении руководителей «Золотого рассвета» продолжается до сих пор, это может растянуться на годы, собственно, уже растянулось, но их самих отпустили на свободу, потому что по греческим законам до вынесения приговора человек не может находиться под стражей больше 18 месяцев.
Фильм о «Золотом рассвете» снимался как раз тогда, когда шел процесс над Александром Кольченко и Олегом Сенцовым. «Люди, которые вышли из тюрьмы в Греции, с их риторикой поддерживают тех, кто держит Александра Кольченко в тюрьме в данный момент. Для меня это с культурологической точки зрения, с человеческой в конце концов является очень символическим», — резюмирует Максим Буткевич.
КРОМЕ ПРИВЕТСТВИЙ...
На фоне активных кампаний поддержки «узников Кремля» летом, сейчас чувствуется определенное затишье. «Действительно, такое впечатление, что эта тема «ушла под лед», нам ничего неизвестно о том, какие действия применяются украинской властью для освобождения «узников Кремля»: Саши, Олега или других — кроме приветствий в социальных сетях от президента, например. Возможно, такие действия есть, но мы о них ничего не знаем и видим, что и родственники ничего не знают», — говорит Максим Буткевич.
Во время дискуссии Максим вспомнил, что, когда Олег Сенцов начал голодовку, спустя некоторое время было объявлено о планах создать в Украине отдельный орган, который будет заниматься темой «узников Кремля», куда войдут их родственники, но пока каких-то видимых результатов нет. «Нас заверяли, что работы ведутся, но пока — ничего», — добавляет Лариса Кольченко.
«Мы видим, что всплеск международной солидарности во время голодовки Олега был огромный, даже когда она закончилась, только за последний месяц или полтора, ему присудили три международных премии, среди которых есть знаковая премия имени Сахарова, которую вручает Европарламент, — продолжает Максим Буткевич. — Все-таки есть союзники Украины и украинских политзаключенных среди общественных деятелей, политиков, кинематографистов, социальных активистов, за рубежом. Но поддерживать эту тему на должном уровне внимания тяжело, учитывая отсутствие каких-либо событий в этой сфере и четко понятных шагов или стратегии украинской власти. Очень не хотелось бы, чтобы создавалось впечатление, что люди в других странах борются за украинских политзаключенных больше, чем руководители самой Украины. Надеюсь, такое впечатление не складывается. Но международная солидарность — это единственное, что может вытянуть «узников Кремля». Международное давление рано или поздно сработает».