Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Михаил ЗАДОРНОВ: «Шуткой о Тимошенко и Ющенко <BR>я особенно горжусь, а именно <BR>— «Эта бледная с косой за ним еще придет»

Репортаж с концерта известного сатирика
9 февраля, 2006 - 18:41
«РАЗРЫВАЯСЬ» МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ, МИХАИЛ ЗАДОРНОВ ЗАНЯЛ НАИБОЛЕЕ УДОБНУЮ ПОЗИЦИЮ — СРЕДИННУЮ / ФОТО С ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МИХАИЛА ЗАДОРНОВА www.zadornov.net

На сцену Дворца «Украина» вышел черно-белый Михаил Задорнов. В смысле: белый верх, черный низ. Белый стильный пиджак из мягкой ткани. Такая же «навороченная» белоснежная рубашка и узкие черные брюки. Михаил Николаевич на сцене предстает исключительно в стиле денди. Это очень далеко от Жванецкого и близко к Шифрину, который изощряется в специально разработанных концертных костюмах.

Начал писатель ровно в 19.10. Задорнов так долго общается с публикой, что только что пришедшие в голову мысли, в сфокусированном состоянии могут из него сразу литься в зал, обретая форму эстрадного монолога.

Его выступление это — занимательные идеи и выводы, разбавленные огромным количеством старых анекдотов, прибауток, народных баек и юморесок собственного сочинения. Именно юморесок. Задорнов отмечает какой- нибудь парадоксальный, но реальный факт и на его основе строит абсурдно-комедийную сценку. Но все это существует в канве его постоянно расширяющихся философских представлений. Поэтому, когда тот же Петросян берет его вещи в свой репертуар, они, безусловно, вызывают смех, но за ними не стоит какого-то второго, третьего фона, глобальной идеи, которой поглощен автор. Петросян поверхностен и демонстрирует только верхний слой задорновской публицистики.

Слушая же на концерте самого автора, получаешь гораздо более глубокое представление о его творчестве. Однако любые свои, самые смелые взгляды, он демонстрирует при помощи незатейливых анекдотов (частенько и чужих, дабы поддерживать «градус смеха»), чем захватывает достаточно широкий диапазон аудитории.

О его творчестве можно сказать словами конферансье из образцовского «Необыкновенного концерта» — «Глубокие философские мысли в доступной (но отнюдь не плоской) форме».

СЛАВНОЕ САТИРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

Задорнов противоречив в своих старых и новых позициях. К примеру, насколько я помню его выступления в конце 80-х, в эпоху перестройки, когда советские граждане только начали массово штурмовать Европу и Америку, он показывал, какие советские — недотепы. Отчасти он это делал на своем личном опыте. Как, например, они с артистом Лановым взяли муляж в столовой, понесли к кассе: так натурально выглядело блюдо...

Объектом его сатирических изысканий были так же бесконечные экономические трудности, воплощенные, например, в строке: «Чтобы холодильники ломились от продуктов, нужно выпускать маленькие холодильники». И разнообразные бытовые неудобства, с которыми, он, как гастролер, сталкивался повсюду. Поэтому отдельное место в творчестве Михаила Николаевича занимает описание туалетов и ванных комнат. Запомнился из его рассказов совмещенный туалет в какой-то сибирской гостинице, где дабы попасть к унитазу, нужно было открыть дверь, залезть в ванну, закрыть дверь, вылезти из ванны и только тогда путь к унитазу был открыт. А ежели вы решили душ принять, то «вместе с водой вам на голову падало ситечко». Каламбур той поры: «Друг познается в биде».

Столкнувшись в США с бытовым раем, Задорнов продолжал нещадно критиковать соотечественников и их поведение за рубежом. Но через некоторое время, понаблюдав за европейцами и американцами, он стал внезапно критиковать Запад. Его изменившуюся позицию отражает такой пассаж: «В Америке смотришь, на пороге ухоженного красивого дома стоит интеллигентный человек, курит «Мальборо». Подойдешь, поговоришь — варвар. А у нас смотришь — возле грязного, заплеванного подъезда стоит небрежно одетый мужик и курит «Беломор» — варвар. Подойдешь, поговоришь — интеллигентный человек».

Отдельная статья: поход писателя Задорнова во власть (не путать с депутатом Госдумы Михаилом Михайловичем Задорновым). Он даже выпросил у тогдашнего президента России Бориса Ельцина квартиру в элитном доме для государственных чиновников высшего ранга. Соседи — Явлинский, Чубайс. Как позднее он шутил: «Денег это особенно не принесло, поскольку ни продать, ни заложить эту квартиру я не имею права». Главный вывод, который тогда сделал Задорнов: «Политика — тотальная система унижения. Все находятся в жесткой связке. Те, кто сверху, нагибают нижних и так далее».

Поход во власть Михаилу Николаевичу не понравился, и он опять перешел на вольные хлеба сатирического пилигрима, пытаясь балансировать между своими последними идеями, находящимися на стыке восточной и западной культур, и массовым вкусом СНГ-ешного зрителя.

«Договорился» Задорнов по отношению к США, что он теперь туда — невъездной. «Америкосы» (его выражение) не могли простить жесткую критику Джорджа Буша. Однако запреты были не только в имперских Штатах. Оказывается, год ему было запрещено выступать и в Украине, когда Леонид Кучма с семьей узрел его выступление по телевизору. На что Задорнов мудро заметил сегодня: «Где он, а где я? Он сидит тихо, а я опять на сцене».

Например, одно из противоречий выдающегося сатирика состоит в том, что он клеймит Запад за то, что «у них весь юмор нижепоясной», в то время как перед началом концерта он попросил выключить мобильники, пошутив следующим образом (обращение к дамам): «Максимум, что могу вам разрешить, садитесь на телефон и включайте виброрежим».

А вот хохма по поводу скорых украинских выборов: «Я как ни приезжаю к вам — все время выборы. А приезжаю довольно часто. У вас действительно какие-то месячные... выборы».

Так что по части некоторой «половой» направленности у Михаила Николаевича тоже бывают «перегибы на местах». Но в целом он придерживается вкусовых рамок.

РАЗМИНКА

Задорнов, в духе Норбекова, провел смеховую разминку. Вот некоторые из шуток, призванные раскачать публику.

«Не пойман — не вор» — депутатская неприкосновенность».

«Сила сильного пола в слабости к слабому».

«В Америке «Черный квадрат» Малевича называют «афроквадратом».

«Наш человек ходит к любовнице, чтобы выпить».

«Нет более аккуратного водителя, чем который забыл дома документы».

«Только наши мужики могут напиться в жару на пляже и петь: «Ой мороз, мороз, не морозь меня».

«Наша родина никогда не бывает такой беззащитной, как 23 февраля».

«Глядя на лица священников, не веришь, что они когда-нибудь постились».

«Дело не в тупости американцев. А в том, что мы глупо их копируем. Отсюда у нас и названия «Пельмень-хауз», «Пирожок-палас».

БРАТСТВО СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

После общего хохота юморист заметил: «Вот видите, какая у вас реакция! А говорите: другой народ. Да один и тот же народ. ПРОСТО МЫ — ОДИН НАРОД, А ПОЛИТИКИ — ДРУГОЙ. Только в Берлине могут без 15 час ночи лечь спать в Новый год. А как же телевизор смотреть до 4 утра после двух ведер салата оливье и ящиков с водкой и шампанским. Причем смотреть и ругать все подряд: чего они нам показывают? Лечь в 7 утра, встать в час дня и спросить: а не осталось ли чего из еды после вчерашнего? Видите — все у вас то же самое».

РЕКЛАМА

Достаточно остроумна задорновская идея представить всю рекламу, как скрытую пропаганду наркотиков. Действительно, любой продукт, начиная с зубной пасты и заканчивая йогуртом, обязан (судя по видеороликам) вызывать различные эйфорические реакции, сопровождающиеся галлюцинациями.

«Хлебнул «Фанты» — и в троллейбусе — пляж с карнавалом».

«Попробуешь «Растишку» — тут же зеленый дракончик».

«Веселый молочник» — его что, все время пробивает на хи-хи?»

ПОЛИТИКА

Жесткий антиамериканский фельетон «Письмо американского солдата домой». Его герой задавался вопросом: «Как все-таки правильно писать: Иран или Ирак?» Заканчивался пафлет «Мы — миролюбивая держава, поэтому не оставим мир в покое. Нам нужен мир. Весь!»

Писатель рассказал, что на планете множество коллекционеров (знающих английский), собирающих оговорки Джорджа Буша. Что они даже организовали в Интернете клуб. Вот отрывок из официальной речи американского президента: «Я горд вместе со всем американским народом, когда мы отправили луноход на Марс».

Задорнов не дает покоя не только американским президентам, но и украинским. Подробности запрета его концертов в Украине таковы.

Внуки притащили венценосного Леонида Даниловича к телевизору посмотреть Задорнова. Там прозвучала крамольная фраза: «В 90- х Украина вляпалась в Кучму». Плюс — он прошелся по пристрастию к выпивке первого лица украинского государства (кстати, совпадающему с пристрастием тогдашнего первого лица российского государства). Некий чиновник, объяснивший Задорнову причину отмены его концертов, закончил так: «Как вы посмели сказать о пьянстве нашего президента, когда он уже вылечился?!»

Не обошел вниманием Михаил Николаевич и сегодняшнего российского лидера: «Обращение епископа к Путину на открытии нового собора: «Мы этот храм построили с вашей божьей помощью». Путин в ответ: «И впредь будем помогать».

Не забыл Задорнов и наших оранжевых лидеров: «До сих пор горжусь шуткой о Тимошенко и Ющенко, а именно — «За ним еще придет эта бледная с косой».

РОКОВАЯ ПОПСА

Традиционно досталось песенным текстам! Клеймил вроде бы Задорнов попсу. Особо народ потешался над строкой: «Вот и кончился бал, я последнее в брюки заправил». Задорнов стеснительно не указал, что автор этого творения, отнюдь не Женя Осин или Юрий Николаев, а никто иной, как рок-звезда Юрий Шевчук — главный борец с попсой. Не хуже Задорнова. Наверное, поэтому сатирик и не выдал имя проштрафившегося «коллеги».

АМПЛУА

О себе Задорнов скромно заметил: «Я скорее журналист, а не писатель. Езжу, наблюдаю...»

А позднее уточнил свое амплуа: «Я — подниматель пингвинов. На севере есть такая профессия. Когда взлетает самолет, пингвины задирают головы и падают на спину. И сами подняться не могут. Ходит специальный человек и поднимает их... Как я вам — настроение...»

ЗАПАД И ВОСТОК

Долго рассуждал о разнице менталитетов Запада и Востока. И об особой роли — срединного — славянского.

«НАШИХ людей специально держат для нетривиального решения интеллектуальных задач. Японцы долго думали, как разработать систему, чтобы человек не брался за ручку двери туалета (опять любимая Михаилом Николаевичем сантехническая тема!). Понаставили датчиков. И тут вызвали славянского изобретателя, объяснили, в чем проблема. Он: «Ногой не пробовали открывать?»

Вот особая реакция НАШЕГО машиниста. Когда в раскаленной переполненной летней электричке кто-то дернул стоп-кран, он не пошел штрафовать, а просто пригрозил через радиосвязь: «Еще раз так сделаете, включу отопление!»

Главный недостаток славянского, восточно- западного менталитета, Задорнов определил так:«У нас полно энергии. Однако направлена она куда угодно, но только не в определенную сторону. К сожалению, у нее нет вектора!»

Что не помешало Задорнову выделить еще одну позитивную черту, отличающую нас от западников: «Вы знаете, на Западе никто не дарит цветов на концерте, как у вас. Они считают, купили билет — и хватит. Только здесь такое обилие букетов в зале!»

Как будто иллюстрируя его слова, на сцену бросились дамы с ворохами не каких-нибудь хризантем, а роз! Весьма трогательной была сцена, когда огромный розовый букет сатирику вручила беременная женщина, ее не стеснило собственное положение. Кстати, в зале было немало инвалидов в креслах. На основании этого можно сделать вывод, что действие Задорнова на публику сравнимо с терапевтическим. Он — экстрасенс, лечащий смехом: «Оптимизм — это когда на кладбище вместо крестов видишь плюсы».

Окинув довольным взглядом гору роз на столе, писатель, улыбаясь, сказал: «Да за такие цветы не жалко и стойку на руках сделать! Чтобы доказать — это скорее Восток, чем Европа!». И Михаил Николаевич встал на белы рученьки и достаточно уверенно сделал на них несколько шагов под смех и аплодисменты публики. Такая вот смехоакробатика! От мудреца и ребенка в одном лице!

Хочется закончить репортаж о киевском выступлении Задорнова его очень любопытным замечанием из «Записок уставшего романтика» (книга 2005 года), точно характеризующим его современные философские взгляды, базирующиеся и на переосмыслении прошлого.

«У советского герба был тайный смысл. Помимо двух классов рабочих и крестьян, он еще объединял две могущественные конфессии: серп символизировал мусульманский месяц, а молот — христианский крест. Две мощнейшие энергии двух классов и двух конфессий должны были дать силу новому государству. Кто был автором этого символа, опередившего время, я не знаю. Может быть, идея объединения двух конфессий была подсказана советским руководителям восточными мудрецами, с которыми у молодой советской власти были тайные связи? Более того, можно такие рассуждения считать мистикой. Но, стоило отказаться от этого герба, и в тот же год в Советском Союзе вспыхнул первый межрелигиозный конфликт в Карабахе».

P. S. Задорнов сейчас склонен идеализировать Восток. Впрочем, как когда-то — Запад. Сейчас он активно принялся путешествовать по Востоку. Думаю, скоро появится масса его ТАКИХ наблюдений, которые могут привести к тому, что ему и туда запретят въезд уже тамошние власти. Однако именно такие прозорливые и мудрые люди, как он, и являются тем мостиком, тем связующим звеном между Западом и Востоком, которые утверждают новую универсальную философию, являющуюся синтезом этих двух сторон. Пусть и посредством сатиры! Так даже веселее!

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ