С чего начинается новогодняя сказка? С маминого рассказа о Деде Морозе, с карнавальных костюмов и масок и, конечно же, с украшения елок: серпантином, гирляндами, но самые главные украшения — стеклянные елочные шарики — «игрушки», как мы с детства их называем. Казалось бы, ничего особенного в их изготовлении нет: взял стеклянный шар, покрасил, нанес узор, посыпал блестками — и игрушка готова. Но так не скажут работники Клавдиевской фабрики елочных украшений, которой в этом году исполняется 50 лет и где за один сезон (с апреля по декабрь) изготавливают почти миллион шариков. Чтобы стать умелым стеклодувом или художником игрушек, нужно готовиться несколько месяцев — научиться правильно выдувать горячее стекло, наносить краску на готовый шарик и расписывать его белилами...
ВСЕ — ВРУЧНУЮ
На территории фабрики оживление — между несколькими двухэтажными домиками стоит несколько автобусов, группы детей переходят из одного помещения в другое, кричат, показывают друг другу купленные игрушки, а учителя просят их не разбегаться и держаться вместе. Так будет продолжаться вплоть до конца декабря: ежедневно на фабрику, что 35 километров от Киева, будет приезжать по несколько экскурсионных групп из разных уголков Украины (были даже гости из Норвегии и Турции). Директор фабрики Николай Саркисян уже сбился со счёта, сколько за день здесь бывает посетителей. Всех их интересует одно — как создается елочная игрушка.
Начинается все в цехе, где из специальных стеклянных трубок делаются заготовки — так называемые пульки. Мастерицы берут в руки стеклотрубку — что-то похожее на длинную стеклянную жердь, подносят ее к газовой горелке, из которой постоянно выходит синее пламя, и двигая трубку влево-вправо, одновременно прокручивают ее в руках и нагревают стекло до температуры более 700 градусов. Нагреваясь, стекло становится мягким, и его можно растягивать (что-то похожее на растягивание жевательной резинки, когда посредине она становится тонкой, а в руках остаются части потолще). Также одну стеклотрубку делят на несколько заготовок, похожих на колбы.
На этом работа стекла с огнем не заканчивается. Как раз наоборот: начинается самое интересное и самое сложное — выдувание из заготовок шариков разного диаметра. Этим занимаются уже другие мастера. Они снова нагревают пульку до определенной температуры, а потом задувают ртом воздух в ее тонкий конец: горячее стекло раздувается, как мыльный пузырь, и образовывается прозрачный шарик.
— На фабрике работают люди редких профессий. Например, в Украине нет ни одного учебного заведения, где бы готовили стеклодувов, — говорит Николай Саркисян. — Профессионалы, занимающиеся этим уже не один год, передают свои навыки и умение молодому поколению, которые хотят также работать на фабрике. Но чтобы стать квалифицированным стеклодувом, нужно учиться минимум четыре-шесть месяцев. Именно столько времени требуется на то, чтобы научиться выдувать круглые шарики разного диаметра и адаптировать легкие к этому процессу. Конечно, тяжелее всего раздувать шарики большого диаметра (максимальный диаметр — 160 миллиметров). В Украине таких шариков почти нет, поскольку их производство очень дорого обходится.
Дальше шарики ждет не менее интересная процедура — серебрение. К сожалению, работники этого цеха отсутствовали. Чтобы показать нам, как прозрачный шарик становится серебряным, директор берет эту важную миссию на себя: вливает в шарик несколько капель специального раствора, разбалтывает и опускает в прямоугольный контейнер с горячей жидкостью. После нескольких минут купания шарик приобретает серебряный цвет. Кстати, мастера при серебрении шариков берут в каждую руку сразу по пять штук — почти без ущерба для производства. Используемые для этого вещества господин Саркисян не назвал — мол, коммерческая тайна (так же он обосновал и то, почему не скажет, сколько людей работает на фабрике). Но мы не очень и допытывались, нужно же оставить хоть какой-то секрет.
Наконец предпоследний этап — окрашивание шарика в нужный цвет. Переступив порог этого цеха, сразу чувствуешь резкий запах красок: работница как раз опускала посеребренные шарики в посудину с синей краской и клала их на специальную решетку для высыхания. Директор так торопил, что мы не успели и поговорить с женщиной — все боялся, что дети без его наблюдения разнесут фабрику.
РИСУЕМ УЗОРЫ
Наиболее интересное и магическое действо происходит в художественной мастерской — здесь с шариками работают художники, нанося на них узоры. Каждая мастерица сидит за отдельным столиком. На нем — баночки с красками, кисточки, мисочки с блестками и уже готовые игрушки. А на стенах развешены игрушки, изготовленные в разные времена. Как объяснили художницы, это образцы орнаментов, постоянно пользующихся спросом: заснеженные избушки, елки, зайчики, деды морозы, пейзажи и тому подобное. А в этом году эту коллекцию пополнят игрушки с изображением быка.
— Сейчас мы рисуем символ года — быка. Обычно мы следим за тем, какому животному посвящается следующий год, ведь символические игрушки всегда имеют больший спрос, — рассказала художница Валентина Лавриненко и одновременно посыпала блестками игрушку с уже нарисованным быком. — А начинаем роспись с нанесения трафарета — чтобы все шарики имели одинаковый узор. Потом смываем его белилами, и получаем одинаковый тон, ждем, пока подсохнет, после этого наносим краску, обводим черным цветом контуры, а потом посыпаем блестками. За день я разрисовываю 20—25 игрушек. Но если рисунок простой, то можно разрисовать и 150 игрушек: чем сложнее рисунок, тем дольше над ним работаешь.
Несколько художниц как раз рисовали игрушки с логотипами одной страховой компании — в последнее время это стало весьма модным. Хотя и сами художницы пытаются следить за модными тенденциями, выдумывать новые орнаменты, чтобы они не повторялись из года в год. Конечно, есть такие, которые будут актуальны во все времена — например, пейзажи или рисунки на детскую тематику.
Есть на фабрике и собственный художник, разрабатывающий оригинальные и уникальные рисунки.
— Рисовать можно что угодно, но главное, чтобы орнамент не был скучным и раздражающим. Иногда бывают такие скучные узоры, что ждешь с нетерпением, когда же закончишь работу над последним шариком из этой партии. Даже не знаю, чем объяснить, но такие узоры рисуешь, пересиливая себя. Другое дело с пейзажами или рисунками на детскую тематику, которые делаешь с душой и даже отдыхая, — говорит художница Елена Лунова, работая над логотипом (пани Елена фактически продолжает семейное дело: раньше на фабрике работала ее мама, а в последнее время ей на подмогу приходит и дочка Лера). — Но больше всего времени уходит на рисование эксклюзивных игрушек, где используется большое количество красок, их наносят в несколько слоев и ждут, пока высохнет каждый из них. Познакомиться с эксклюзивными игрушками посчастливилось и «Дню» — их хранят в отдельной комнате, куда посторонних почти не пускают. Эксклюзивными шарики называют потому, что изготовлены небольшим тиражом и с оригинальными узорами: пурпурные, бежевые, синие, зеленые шарики, украшенные петриковской росписью, орнаментом для вышивки, зайками, лисичками и домиками — от такой красоты просто захватывает дыхание. А еще здесь на столах стоят разнообразные фигурки животных, «звезды», «верхушки» на елку, ромбики и спиральки. Каждая игрушка — это отдельная история, на которую хочется смотреть и смотреть.
К сожалению, покупая елочные украшения на базаре или в магазине, трудно отличить клавдиевскую игрушку от китайской: наши производители не используют никаких авторских отметок. Но точно не прогадаешь, если приобретешь игрушку прямо на фабрике — здесь есть своего рода мини-магазинчик. В картонных коробках лежат шарики от маленьких до больших, с орнаментами и без — выбирай, какую душа пожелает. Кстати, это и делали дети-экскурсанты, выстроившись в длиннющую очередь. И еще один приятный момент: художницы прямо на твоих глазах пишут на шариках новогодние приветствия и пожелания: выжимают из небольшого помазка, как кондитерским шприцем, белило, посыпают надпись блестками, дают обсохнуть — и готово. А заказать можно любую надпись: и «С Новым Годом, мама и папа!», и по-французски «Я люблю тебя»...