Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Миссия Киева

Превратить его в культурный центр Европы власть и горожане должны вместе
6 декабря, 2005 - 19:49
ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ ОТНОШЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ЦЕНТРУ ГОРОДА. ДОМ ПО УЛИЦЕ СОФИЕВСКОЙ, 20/21, С БАЛКОНА КОТОРОГО ГРУШЕВСКИМ БЫЛА ВПЕРВЫЕ ПРОВОЗГЛАШЕНА НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ, СОБИРАЮТСЯ СНЕСТИ, ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ НА ЕГО МЕСТЕ ОФИСНО-ЖИЛИЩНЫЙ КОМПЛЕКС. НА ФОТО — ПРОТЕСТ КИЕВЛЯН ПРОТИВ ТАКОЙ «ЗАМЕНЫ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

«Киев до сих пор стоит на «совковых» рельсах. Прошло 14 лет независимости, но у него так и не появилось своего выразительного лица. Более того, столица Украины не оправдала ожидания мирового сообщества после «оранжевых» событий и продолжает выполнять роль культурной провинции России...» Конечно, все это звучит весьма резко. Но в то же время, по мнению авторов концепции информационно-культурного развития Киева, соответствует действительности. Изменений не будет, считают в Институте города, пока чиновники не начнут, наконец, что-то делать. Например, управление культуры киевской горадминистрации должно стать идеологом и организатором культурной политики. Но чтобы ее выработать, стоит подключить общественность извне — то есть людей не из кабинетов на Крещатике, 36. Философы, социологи, художники могли бы подсказать неординарные решения.

Думать же есть о чем. Эксперты в Институте города считают, что у Киева имеется как минимум три болевых точки. Во- первых, это тоталитарное прошлое, проглядывающее в названиях улиц, памятниках и даже современной архитектуре. Реконструированный майдан Незалежности, по мнению авторов концепции, как раз и есть тот яркий пример советского гигантизма и помпезности. Во-вторых, столице независимого государства стоило бы подумать о своем информационном пространстве. В том смысле, что FM- радиостанциям пора начать «разговаривать» со слушателем на государственном языке. Как, напомним, того требует закон. Согласно ему, 50% эфирного времени необходимо уделять украинской музыке и речи. Кроме того, считают авторы концепции, нужно подумать и о современных мифах. Иными словами, — о фильмах, песнях, спектаклях, которые бы популяризировали все украинское. Но при этом не стоит забывать о том, что на дворе XXI век. А значит, речь о вполне современном продукте, в основе которого должны быть отечественные образы, отечественная психология и отечественные традиции.

ВМЕСТО УЛИЦЫ КАЛИНИНА — ПАМЯТНИК ЛЮБВИ

К названиям улиц и площадей надо подходить прагматично, убежден директор института города Александр Сергиенко. А именно — четко представлять, что дает для воспитания украинцев то или иное имя. Сегодня же в Киеве остались «в живых» три улицы Ленина — на Троещине, в Жулянах и Бортничах. Кроме них есть еще три — Владимира Ульянова, Ильича, Ленинская, а также площадь несуществующего города — Ленинградская. «Нынешняя топонимика Киева вызывает ностальгию по советскому прошлому и тормозит развитие национального самосознания», — считает А. Сергиенко. Нет, никто не против увековечивания людей, живших и творивших в эпоху Союза. Но, по мнению авторов концепции, это должны быть те личности, которые действительно что-то сделали для Украины. Скажем, Довженко, Черняховский, Глушков, Курбас, Винниченко... Вершить судьбу улиц и площадей должна специальная комиссия при Киевсовете. А все изменения стоит обсуждать публично и сопровождать широкой кампанией в прессе и по телевидению.

Впрочем, справедливости ради, стоит признать: при Киевсовете комиссия по переименованию уже давно создана. И хотя сотрудник музея Киева, член этой комиссии Дмитрий Малаков утверждает, что реальным действиям городские власти скрыто препятствуют, за последние годы в Киеве сменили имя около 100 улиц. Во сколько это обошлось городскому бюджету, судить не берется никто. Но известно, что помимо одной таблички, которая стоит около 20 гривен, есть еще документация учреждений и городские справочники. Все это, понятное дело, приходится менять. За скобками остаются и убытки предприятий, потративших деньги, скажем, на свою рекламную кампанию — указанный адрес автоматически становится неверным. Кроме того, как утверждает заведующая лабораторией психологии масс и организаций Института социальной и политической психологии Елена Донченко, различные исследования показывают, что киевляне испытывают дискомфорт при переименовании улиц. Начинается путаница, появляется дополнительная нервозность и лишний повод покритиковать местне власти.

Критикуют киевляне, как известно, и современную градостроительную политику. Посему авторы концепции в очередной раз напоминают: нужен системный план реконструкции исторической части Киева. И опять-таки широкое публичное обсуждение. Как считает один из авторов документа, писатель Владимир Даниленко, после реконструкции Майдана Незалежности главная площадь страны стала напоминать тесную квартиру, захламленную мебелью. А стеклянные надстройки, помимо того, что безвкусны, так еще и «списаны» с Охотного Ряда Москвы. В то же время, по мнению В. Даниленко, между архитектурой города и его жителями существует четкая зависимость. Чем совершеннее ансамбль, тем культурнее и воспитаннее горожане. В Киеве же, считает писатель, несовершенны не только большинство новых творений. К примеру, вызывают вопросы архитектура соцреализма с выхолощенным авторским духом. Поэтому, убеждены авторы концепции, городская власть должна подготовить и обсудить с общественностью проект архитектурно-ландшафтного комплекса исторической части Киева. К его осуществлению можно привлечь зарубежных и украинских инвесторов. А кроме того, избавит Киев от советских штампов и излишней заполитизированности, по их мнению, скульптуры, символизирующие, например, Любовь, Материнство, Гармонию.

ЧИНОВНИКИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРОДЮСЕРАМИ

При Киевсовете должна появиться структура, которая будет следить за языковой политикой. И не просто следить, а и применять санкции — например, лишать лицензии «непокорную» радиостанцию. Так считают в Институте города. Нынешняя ситуация, когда мэрия смотрит на языковой вопрос сквозь пальцы, привела к тому, что немалая часть вывесок в Киеве — на русском языке. А порой даже на суржике. «Такая политика называется неуважением к государственному языку и противоречит Конституции, — считает А. Сергиенко. — И если мы хотим, чтобы Киев стал похожим на столицу цивилизованного европейского государства, а не на уездный город n-ой губернии, то должны прекратить эту практику», — убежден он.

Еще Киев должен выступать инициатором престижных культурных акций, которые бы дали понять европейцам, что столица Украины — это открытый и современный город. По мнению авторов концепции, у нас мало проводится художественных фестивалей и конкурсов европейского уровня, а те, которые проводятся, — не достаточно раскручены. Поэтому городским властям стоило бы объявить конкурс на лучшие идеи для массовых мероприятий и частично их финансировать. Например, известно, что Украина имеет давние традиции хорового пения, а значит, теоретически Киев может превратиться в европейский центр этого искусства.

В целом же, убеждены в Институте города, культура может стать инструментом интеграции регионов страны. Скажем, русифицированные южные и восточные области страны не будут ощущать себя аутсайдерами, если к ним постоянно будут приезжать на гастроли национальные творческие коллективы. Причем они не должны обходить вниманием маленькие населенные пункты. Там, как правило, сконцентрировано больше всего носителей украинского языка, а значит, считают эксперты, они наиболее пригодны для возрождения национальной идентичности. С этой же целью управлению культуры Киева стоит выступать инициатором проведения престижных ежегодных национальных конкурсов. Например, современной украинской литературы, песенный конкурс молодых исполнителей, конкурс современной драмы. При этом нужно подумать и о стимулах для победителей. К примеру, лучшее литературное произведение должно быть издано, а лучшая пьеса — поставлена на одном из театральных подмостков страны.

Словом, без участия чиновников культуру не поднять, убеждены авторы концепции. Посему горадминистрация должна выступить продюсером тех видов искусства, которые могут свободно конкурировать на мировом рынке. Это прежде всего живопись и скульптура, хоровое и оперное пение, балет, художественная литература, цирковые жанры. Уже не говоря о кинематографе. Любой город, по мнению А. Сергиенко, требует современного мифа, который поднимает и поэтизирует его. В то же время кино и есть самый сильный и влиятельный мифотворец. А значит, киевская власть не должна ждать, пока государство возьмется реанимировать украинский кинематограф. Напротив, столице нужно показать пример и самой выступить в роли заказчика малобюджетних игровых фильмов, события в которых происходили бы в современном Киеве.

***

Разумеется, воспринимать вышеизложенное как аксиому не стоит. Да и сами авторы документа считают свой труд лишь проектом — своего рода стимулом для первых шагов. Думается, в предложенных постулатах слишком много спорных моментов, требующих если не референдума, то хотя бы общественных слушаний. Поэтому сегодня «День» предложил своим постоянным экспертам поразмышлять о том, как должно происходить информационно-культурное развитие Киева.

Вадим СКУРАТИВСКИЙ, культуролог:

— Развитие должно происходить свободно и еще раз свободно. Но в то же время не без грамотного административно- бюрократического ассистирования, то есть государственной поддержки. К примеру, возьмем советскую символику. К ней нужно подходить очень осторожно. Ведь к памятнику Ленину, который стоит на бульваре Шевченко, до сих пор приходят пенсионеры и дрожащими от эмоций руками кладут к нему цветы. Возникает вопрос: имеем ли мы право забрать у них эту реликвию? В то же время, по моему убеждению, памятнику чекистам — место не в центре столицы Украины, а во дворе какого-нибудь музея тоталитарной эпохи. Тоже самое могу сказать и о памятнике Петровскому — человеку, который фактически душил украинский народ. Наверняка, и заповеднику «Киево-Печерская Лавра» лучше находиться на улице, название которой больше соответствует ауре древнего Киеве, чем Январского Восстания.

Что касается нынешнего информационного пространства, то мне кажется, что вывесок на украинском языке в Киеве — в изобилии. Другой вопрос — акустическое пространство. Украинского потребителя подсадили на иглу российской белиберды — иначе не скажешь. Никто не против песен на русском языке. Мне кажется, в данном случае и вовсе не нужно разграничивать русское и украинское. Нужно просто избавляться от агрессивного набора слов, который ревет из каждого магазина или киоска. Равно как и контролировать то, что сегодня продается — сплошь это антисемитская и фашистская литература, порнографические фильмы.. О каком культурном развитии столицы мы можем говорить в такой ситуации? Должна быть культура. И если она будет, то без какого-либо вмешательства «сверху» она станет в Украине украинской.

Не согласен я и с бесконечными элегиями по поводу того, что Киев меняется благодаря нынешней градостроительной политике. Давайте будем говорить честно: облик Киева менялся всегда. И после Октябрьской революции, и в 60—70 годах прошлого века. Сейчас мы входим в новую энергичную стадию. И перемены неизбежны. Другой вопрос, что наверное, лучше было бы что-либо менять, скажем, на Осокорках, а не в историческом центре. А значит, просто надо срочно утвердить зоны, в которые категорически запрещено вмешательство строителей и архитекторов.

Сергей ПОЯРКОВ , художник:

— Может быть, война между хамством и хамством, но между культурой и культурой война невозможна. Поэтому не надо разделять культуру русскую, украинскую, немецкую... Она едина. Собственно говоря, многие из тех, кто сегодня «просуває українську культуру», наносят ей больше вреда, чем тысячи завоевателей — они отбивают у подрастающего поколения вкус к украинской культуре. У молодежи есть такая установка: если отечественное — обязательно скучное. Но в то же время только один человек сделал для нашей культуры намного больше, чем весь Союз писателей и Минкульт вместе взятые. Благодаря Ивану Малковичу сотни тысяч детей начали читать «Гарри Поттера» на украинском языке. И если ребенок прочитал первую часть, вторую и третью он также прочтет на государственном языке. Вот этот шаг и называется продвижением украинской культуры. Я считаю, что у нас сегодня в стране огромное количество дармоедов, которое паразитирует на том, что стоят рядом с украинской культурой. Но талантам не надо помогать, им просто не стоит мешать. Чем государство помогало, например, Тарасу Шевченко? На 10 лет сделало его солдатом, било по рукам, как только могло. Настоящего художника ничто не остановит. Если человек болеет за свой язык, за свою культуру, она найдет в себе силы идти вперед. Украине нужно наследовать западный опыт. Например, ни в Испании, ни в США нет Министерства культуры. Но в то же время с культурой там намного лучше и денег на нее выделяется намного больше. Просто там работают законы, которые не наказывают спонсоров и меценатов, а наоборот поощряют их. Поэтому сегодня надо создавать группу из профессионалов, которые будут изучать западное законодательство и лоббировать принятие подобных норм в Верховной Раде.

Сергей КРЫМСКИЙ , доктор философских наук:

— Мне кажется, что, когда чуть ли не половина украинцев живет за чертой бедности, тратить деньги на тотальное переименование улиц не стоит. Кроме того, огульная смена названий чревата тем, что мы затушуем историю, как это было в советское время. На мой взгляд, для культурного развития Киева сегодня необходимо подумать о туризме — что столица может предложить своим гостям. Нынче мы видим, что в Киеве отсутствует должное количество указателей исторических мест, справочных бюро. Освещение также оставляет желать лучшего — вечером даже некоторые центральные районы погружаются во тьму, уже не говоря о периферии.

Еще Киеву, как мне кажется, нужно активнее рекламировать культурные события. Конечно, информация сейчас есть, но ее все-таки недостаточно. Стоит чаще проводить вернисажи, художественные выставки, уличные концерты. Сколько сегодня без работы молодых и талантливых! Им можно было бы выделять уличные площадки, от чего выиграли бы все — артисты смогли бы продемонстрировать свои способности, а киевляне насладиться поэзией, вокалом. Как правило, подобные мероприятия происходят только на День Киева. А остальные 365 дней?

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ