Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Митрополит Владимир на Архиерейском Соборе в Москве

1 июля, 2008 - 20:34

На прошлой неделе в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялся Архиерейский Собор Русской православной церкви (РПЦ). Особенное внимание привлекло выступление Предстоятеля УПЦ Московского паритархата митрополита Владимира, которое сегодня анализируется церковными и политическими экспертами как в Украине, так и за границей. Одни считают его выступление верхом тонкой церковной дипломатии, другие — декларацией новой позиции УПЦ как в отношениях с Московской патриархией, так и с правительством Украины. Всем, однако, было очевидно, что на московской трибуне митрополит говорил от имени церкви Украины, а не от одной из Московских метрополий.

Весьма показательным или скорее загадочным было также молчание на Архиерейском Соборе одного из самых промосковских и громогласных иерархов УПЦ — митрополита Агафангела.

Ниже предлагаем нашему читателю (с некоторыми сокращениями) выступление на Архиерейском Соборе РПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

«Украинская православная церковь — это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов на Украине, имеющая твердую опору и на левом, и на правом берегах Днепра. В силу этого она может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся «восточная» и «западная» социокультурные общности».

По его словам, запад и восток Украины — все граждане Украины, независимо от политических убеждений и цивилизационных предпочтений, «являются для нашей Церкви одинаково дорогими чадами. Все они — приверженцы европейского выбора и славянской интеграции. Исходя из этого, УПЦ делает все возможное, чтобы сохранить свою свободу от политического и идеологического контекста». (До сих пор это мало удавалось митрополиту — даже на территории Киево-Печерской лавры.)

Говоря об угрозе фрагментации православия на Украине на несколько юрисдикций по цивилизационно-культурным линиям (отметим, что сегодня эта «угроза» — реальность), митрополит Владимир предостерег, что политика фрагментации «неизбежно приведет к новым разделениям и противостояниям, которые могут негативно повлиять на общеправославное единство. Тут, однако, можно допустить, что совершенствование канонического статуса Украинской православной церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп». (Весьма интересно знать, о каком конкретно «совершенствовании» говорит митрополит в этом случае?)

Однако и «совершенствование канонический статуса УПЦ, по мнению митрополита Владимира, не решило бы все проблемы единства Православной церкви в Украине, поскольку очень многие представители епископата, духовенства и мирян УПЦ не готовы отказаться от наличествующей сегодня канонической связи с РПЦ». Поэтому митрополит Владимир считает, что автокефалия не является единственным и безальтернативным способом решения украинской церковной проблемы. (Что же предлагает митрополит вместо автокефалии? Только объединение?)

Среди других угроз, стоящих перед Церковью на Украине, Владыка назвал также национализм: «Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь УПЦ с Московским патриархатом. Нам говорят: «Ваша Церковь чужда украинскому духу. Вы — противники украинской независимости. До тех пор, пока Московский патриархат существует в Украине, независимость УПЦ эфемерна». (А разве это не так?) «Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить «антиукраинской», у нас незаконно отбирали храмы и имущество». (Но теперь все в прошлом?)

Однако сопротивление нашей Церкви идеологии национализма «не отразилось негативным образом на нашей готовности участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины: сохраняя духовную связь с РПЦ, мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относится к национальной истории и традициям нашей страны. Той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение и органической частью которой мы являемся. Смиренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь — плоть от плоти украинского народа, что наша родина — Украина, что нам дорога украинская история и традиции, и что мы являемся органической частью современного украинского общества...

Но увы! С каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие в Украине нескольких православных церквей как норму. И мы не можем забывать о наших братьях и сестрах, остающихся по другую сторону этой стены. Поэтому наша пастырская ответственность требует от нас предпринимать самые решительные меры, направленные на уврачевание раскола», — отметил в докладе митрополит Владимир. (Не упомянув «решительные меры».)

Что же касается взаимоотношения Церкви и политики, то Владыка заметил, что «УПЦ стремится максимально дистанционироваться от любых политических и идеологических платформ (все ли украинские владыки и отцы УПЦ МП так думают?), ибо в украинском контексте они не объединяют, но разделяют людей. Именно в силу этого мы также не берем на себя ответственности предопределять цивилизационный выбор Украины. В декабре прошлого года УПЦ провела Собор епископов, на котором был поднят вопрос о политизации церковной жизни и связанных с этим негативных последствиях. Руководствуясь пастырскими мотивами, Собор осудил так называемое «политическое православие», указав экстремистки настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола. Теперь мы ожидаем, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит «политическое православие...»

В силу названных причин УПЦ сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса УПЦ, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни». (Источник материала — «Русская линия».)

Патриарх Московский Алексий II со своей стороны засвидетельствовал на Соборе, что «прошедшие 16 лет подтвердили правильность выбора Предстоятеля (Украины), принятого соборным разумом: Украинская православная церковь с честью несет свою спасительную миссию; число ее приходов неуклонно растет, ее просветительское служение, как и авторитет в обществе, ширятся». Однако, подчеркнул Патриарх, все это происходит в условиях непрекращающихся яростных нападок со стороны последователей раскольнических объединений и поддерживающих их политических сил крайней националистической направленности. (Может Московский патриарх имел ввиду крымских «патриотов России»?)

«В этих трудных обстоятельствах все мы призваны поддерживать наших братьев в их подвиге. Они проявляют бесстрашие, находясь на переднем крае борьбы за православие, за церковное единство», заявил по-генеральски Предстоятель РПЦ. Он также предложил отцам Собора подумать, какие еще совместные усилия следует предпринять для украинского «переднего края»: «Полагаю, что в Москве с этой целью стоило бы учредить подворье древнейшей монашеской обители на Руси — Киево-Печерской лавры, а в Киеве — Патриаршее подворье. Тем самым мы вновь подчеркнули бы особое значение «матери градов, богоспасаемого Киева» как древнейшего центра нашей церковной жизни и укрепили бы взаимосвязи между двумя столицами Русского православия». (Для украинцев «Две столицы» — это слишком сильно сказано. Нам достаточно древнего Киева!)

Подготовила Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ