Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

МНЕНИЯ

18 января, 2000 - 00:00

Виктор ЮЩЕНКО: Премьер-министр Украины

— Мы дали поручение выяснить для сегодняшнего правительства ситуацию (в рамках решений предыдущего правительства) с хлебными резервами Украины и через несколько дней мы дадим ответ по этому поводу.

А ответ по сути заключается в том, что из-за многих сложных регулятивных факторов мы закрыли аграрный рынок для бизнеса. Благодаря каким ресурсам проходила посевная кампания или сбор урожая? Если министр финансов не выделял ресурсы на посевную, создавалось впечатление о катастрофе. Каждый год посевная воспринималась как большая неожиданность, и каждый год сбор урожая — это был фронт, потому что происходил он за счет центральных и региональных бюджетов. Это демонстрация той зарегулированности, которая возникла на фоне недоверия и несоздания соответствующих условий для нормального бизнеса на рыночной основе в аграрном секторе. Указ Президента (об ускорении реформирования аграрного сектора. — Ред. ) дает нам уникальную надежду увидеть украинское село конкурентным, способным получать альтернативные финансовые ресурсы для ведения аграрных программ. Мы приложим все усилия для обеспечения своевременных и полных расчетов субъектов хозяйствования и исполнительных органов с бизнесом по ранее реализованным контрактам на селе. Мы хотим поставить ответственность местных исполнительных органов и субъектов хозяйствования перед центральным бюджетом и конкретными бизнесовыми структурами в равные условия. Если мы это сделаем, то будет приток финансовых ресурсов к селу и мы снимем все вопросы, возникающие на селе, потому что это вопросы бизнеса, а не бюджета. Один штрих: отказ Минфина от использования ресурсов Национального банка дает возможность выделить в экономику от 1,7 млрд. до 2 млрд. гривен, которые до сих пор украинская экономика не видела.

Виктор КРАВЧУК, бывший председатель колхоза, с.Волица Красиловского района Хмельницкой области:

— Вот я для примера расскажу о последнем дне своего председательства в колхозе «Дубрава». Приехал я под вечер на ферму. Уже в тамбуре коровника зацепился ногой за мешки — это работницы фермы оторвали дерть от рациона скота, приспособили, чтобы на свои дворы отнести. Далее иду по территории фермы, слышу на повозке под соломой хрюканье. Ага, это ездовой поросенка украл. Доярки возвращаются домой, несут за пазухами «бомбы». Это так они называют пластиковые бутылки с колхозным молоком. Что им на это скажешь? Они говорят: это наше, колхозное. В тракторной бригаде было 70 работающих, а нужно 11 для полной занятости. В конторе — по бухгалтеру на каждую цифру. Попробуй, убери хотя бы одну из них с должности... Поэтому я искренне приветствую президентский указ об агрореформе. Без частной собственности не жди добра. На последнем колхозном собрании сложил с себя полномочия председателя, общаюсь с единомышленниками, чтобы объединиться и стать учредителями общества с ограниченной ответственностью. Сколько будет желающих сдать в аренду нам земельные паи, столько и будет. Может, кто-то станет единоличником? Возможно. Хотя я очень сомневаюсь, что у единоличника что-то стоящее получится. Люди сомневаются, думают, решают. К первому февраля должны определиться с тем, что им делать со своей «землей и волей». Кое-кто уже укоряет, что, мол, хочу быть паном. Но ведь это так: пан или пропал. За результаты хозяйственной деятельности буду отвечать своим имуществом, нажитым за долгие годы колхозного труда.

Владимир ШОКОЛЕНКО, главный экономист агрофирмы «Виктория» Белопольского района Сумской области:

— На мой взгляд, Указ Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» предоставляет возможность крестьянину самому выбирать новые формы ведения хозяйства. В то же время хочу сказать, что вряд ли это приведет к позитивным сдвигам в аграрном секторе экономики. Ведь сегодня стоимость горюче-смазочных материалов, техники, средств защиты растений намного выше цены на сельскохозяйственную продукцию. То есть, надеясь исключительно на результаты своего труда, крестьянин в данный момент не может рассчитывать на приобретение основных средств производства, без которых он — ничто. Поэтому в выигрыше будут те, кто имеет оборотные средства, на которые можно и технику купить, и в случае чего взять в аренду землю тех, кто не сможет ее обрабатывать. Все это приведет к еще большему расслоению людей на селе, к конфликтам между богатыми и бедными. Думаю, украинское село сегодня просто не готово в течение отпущенного указом срока изменить систему своего ведения хозяйства. По моему мнению, эти реформы следует проводить постепенно, на протяжении трех-пяти лет.

Дискуссия о приватизации земли набирает обороты, и, похоже, что и тут мы будем делать как лучше, а выйдет — как всегда. Не нужно говорить об «эффективном» владельце в том понимании, что это может быть вкладывающий средства бизнесмен. Ему так же придется нанимать надсмотрщиков. Так же и у него будут красть солярку и пахать на глубину 18 см, да еще и запустят «красного петуха». Место крупных бизнесменов в сельском хозяйстве должно ограничиться банковским кредитованием, желательно более дешевым техническим и энергетическим снабжением, желательно как можно более конкурентным, а не монопольным, а еще переработкой, которой могли бы заняться и сами фермеры на кооперативных основах. Со временем они должны были бы освоить и взаимное кредитование, и поставки, тоже кооперативные. Стадия развития для нас остается необходимой на несколько поколений, пока вырастут и заменят такие хозяйства настоящие фермеры.

Мы должны прийти к фермерству, при котором объем наемного труда не превышает объем труда владельца. Настоящие фермеры у нас пока есть и будут немногочисленными, их нужно вырастить и взлелеять, в том числе с помощью льгот налоговых и ссуд банковских. Поэтому ближайшая задача в том, чтобы предотвратить измельчение и скупку в крупных размерах земельных площадей.

В отношении лиц, не имеющих «привязки» к сельскому хозяйству, то их право покупки земли должно быть обусловлено специальным образованием и опять-таки теми нормами размеров, чтобы не более, например, под теплицу — 1 га, и не менее, например, под зерновое хозяйство — 1500 га. А если на тех 1500 га такой фермер посадит, например, помидоры и привезет на их сбор несколько сотен временных наемных работников — тогда конфискация и продажа другому владельцу.

Анатолий НАЙДА, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ