Уже давно ни для кого не секрет, что тому высшему образованию, которое дают сегодня в украинских вузах, ещё далеко до требований при поступлении на работу. До сих пор эта проблема беспокоила, в первую очередь, студентов — будущих безработных, и службы занятости, которые занимаются, в основном, подготовкой и переподготовкой кадров. Но наконец-то в обсуждение проблемы дисбаланса на образовательно-трудовом рынке включились работодатели! Оказалось, что и их волнует существующее несоответствие. Поэтому за круглым столом «Коммуникация работодатель — выпускник: слышим и понимаем?» собрались менеджеры по персоналу крупных компаний.
«В процессе трудоустройства существует две стороны — компания и молодой специалист, который ищет работу, — рассказывает вице-президент по развитию персонала AIESEC в Украине Надежда Любивая. — Для успешного трудоустройства важно, чтобы ожидания обоих сторон были реалистичными и соответствовали друг другу. Очень важно наладить между ними эффективный диалог». Как оказалось, первая проблема, с которой столкнулись работодатели — быть услышанными... студентами. По их словам, палки в трудовые колёса ставят деканы и ректоры государственных вузов, требуя оплачивать аренду университетских аудиторий и залов. Либо же «дать денег» за лучших студентов, а этих лучших они, мол, назовут и без всяких тренингов. Хотя, по логике, заинтересованность в достойной работе для студентов всё-таки должна исходить от вузов, ведь лекции — это одно, а практика и работа — совсем иное.
Требования, которым должен соответствовать потенциальный стажёр в крупной компании, на первый взгляд, просты: уровень развития базовых навыков — английский, работа с компьютером, навыки общения и работы с людьми. Плюс особые личностные качества и «умения» — сюда относятся и здоровые амбиции, и лидерские качества, и социальная активность претендента на должность. А вот диплом с отличием иметь совершенно не обязательно. «Большинство студентов думает, что они от природы одарённые экономисты и юристы, или выбирают такую специальность потому, что это — наиболее популярная и высокооплачиваемая работа, — поделилась видением проблемы менеджер по персоналу Procter&Gamble Людмила Гарбар. — Компания же заинтересована в том, чтобы на работу приходили люди, знающие чего они хотят, чтобы не приходилось тратить три-четыре месяца, пока они поймут: действительно их ли это профессия, приспособлены ли они вообще работать на таком месте, могут ли нормально общаться с внешним миром или лучше работать с информацией. Чем больше студент будет находить себя в той работе, на которую он приходит, тем сильнее будет его мотивация работать. Это неправильно — воспринимать работу исключительно как метод зарабатывания денег».
Словом, работодатели хотят если не профессионально состоявшихся сотрудников, то хотя бы состоявшихся как личности. И советуют студентам I — III курсов хорошенько разобраться в себе еще до прихода на постоянную работу. Отыскать свой скрытый потенциал можно в волонтёрских организациях, которые стимулируют лидерскую позицию и ответственность, желание достигать поставленной цели и раскрытие талантов.
Кстати, обучить студента для компании выходит в четыре раза дороже, чем квалифицированного специалиста (обучать приходиться в любом случае, но разница в стоимости существенна). Тем приятнее, что компании все же проявляют заинтересованность в воспитании и выращивании кадров, что они готовы забирать со студенческой скамьи птенцов. Но при этом работодатель хочет быть уверен, что в будущем, когда птенцы превратятся в оперившихся красивых птиц, они всё же останутся верными вскормившей их руке.
Директор департамента по управлению персоналом корпорации «Квазар-Микро» Маргарита Короткова выразила озабоченность элементарной неграмотностью, которую подчас проявляют студенты. Вопрос встал даже не об уровне квалификации, а об общем интеллекте, социально-культурном уровне и знаниях: «Есть определенный сегмент бизнеса — консалтинг, информационные технологии, различного вида интеллектуальные услуги, которые требуют определённого образа мышления и уровня. И это требование — номер один!»
Чего же, в свою очередь, требуют от работодателей студенты? По данным исследования Procter&Gamble главными факторами, влияющими на выбор места работы в 2004 г. для выпускников стали: во-первых, уровень зарплаты, во-вторых, возможности карьерного роста, в-третьих, здоровая рабочая атмосфера и фактор успешной и быстро растущей компании. В 2005 г. прерогативы изменились — на первое место студенты и выпускники поставили не уровень стартовой зарплаты, а возможность развития профессиональных и персональных качеств, предоставляемых компанией-работодателем. Исследования и опросы, несомненно, полезны для определения тенденций, но в данном случае, выслушав мнение принимающих на работу, вполне оправданно возникло желание узнать живое мнение и студентов. Пройдя на первый этаж торгово- промышленной палаты, где проводилась выставка «День карьеры», я обратилась к группе студентов из КНЭУ: «Ребята, чего вы ожидаете от выставки вакансий?» — «Мы понимаем, что на сегодняшний момент мы всего лишь студенты, и у нас нет опыта работы, поэтому мы согласны работать стажером, ассистента... на любые условия, лишь бы была практика и возможность потом заинтересовать собой работодателя в качестве квалифицированного специалиста».— «Что уже сейчас вы можете предложить компании, принимающей вас на работу?» — «Отличное знание английского языка, рвение, желание достичь определённых результатов и полную отдачу!» Ну что ж, не так уж мало...
КСТАТИ
Поиск работы заведомо ставит соискателя в менее выгодные по сравнению с работодателем условия. Именно поэтому права гражданина в его взаимоотношениях с государственными и частными организациями защищаются законом. Однако, как это часто бывает, реальное положение дел разительно отличается от законного порядка вещей. Ограничения встречаются смехотворные: иногда отказывают людям с «неправильным» знаком зодиака или хобби.
В рекомендациях Международной организации труда (МОТ) запрещается даже печатать объявления о вакансиях, где указана дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, возраста, религии, политических убеждений, национальности, социального или этнического происхождения, семейного положения или статуса, сексуальных склонностей, членства в какой-либо организации. Однако, самыми распространенными нарушениями при приеме на работу является дискриминация по возрастному признаку. На втором месте стоит дискриминация по семейному положению, далее — по полу и, наконец, по национальности.
Впрочем, нередко случается, что работодатель выдвигает и вовсе абсурдные требования. Отказать могут, например, из- за зодиакального созвездия, под которым родился соискатель. Сайты по трудоустройству пестрят объявлениями типа: «К пятилетнему ребенку требуется няня. Воспитанная, образованная, вежливая, Весы» или «Ищем инженера на производство. Высшее образование, опыт работы, знак зодиака — Скорпион. Родившимся под другими знаками — просьба не беспокоить».
Увлечение астрологией — не единственная причуда работодателей. Зачастую даже большее значение, чем профессиональный опыт соискателя, играет его внешность или личные увлечения. Так в некоторых компаниях предпочитают выбирать сотрудников, разделяющих общие интересы и хобби коллектива. По мнению служб персонала, отбор по таким критериям помогает создать хорошо работающую команду.