Вчера, наверное, впервые за то время, как законопроекты и законы открыто обсуждаются в Комитете ВР по вопросам правовой политики, практически все присутствовавшие пришли к выводу, что вступающий в силу Закон «О судоустройстве» на данном этапе фактически является Филькиной грамотой. Но в то же время признали, что не принять его нельзя, поскольку надо с чего- то начинать. Речь идет не об обязательствах Украины перед Советом Европы, а о том, что по истечению срока действия переходных положений Конституции (в июне прошлого года. — Авт. ) суды в Украине, по сути, не имели ни кола, ни двора. Закон, или иначе — малая судебная реформа, которую провел и прошлым летом, смогла лишь обеспечить их тем минимумом, без которого они бы очутились в правовом вакууме. Сейчас де-юре все должно в корне измениться. Согласно закону, принятому 313 голосами, до 1 января 2003 года будет создана система государственной судовой администрации, которая будет состоять из территориальных управлений и центрального координирующего органа. Кроме этого, появятся и Административные суды, что, по мнению главы комитета Александра Задорожного, существенно уменьшит спекуляцию админресурсом, Апелляционный и Кассационный суд. Для увеличения количества судебных инстанций объективно есть причины, поскольку по статистике за десять лет независимости количество исков увеличилось в 2 раза, а гражданских и административных — практически в четыре. Но в то же время, как весьма пессимистически заявил Госсекретарь министерства юстиции Александр Лавринович, ожидать, что, проснувшись 1 июня, мы сможем увидеть обновленную судебную ветку власти, было бы, по меньшей мере, наивно.
Новый закон находится в неразрывной связи с Процессуальным кодексом, который, по мнению многих участников обсуждения, нужно не обновить, а принять новый. Сегодня судебные нормы в разных процессуальных кодексах не соответствуют друг другу. Нет и законов, которые бы регулировали статус судьей, не говоря уже о материальном обеспечении самих судов и оплаты труда их работников. Особо актуальными становятся эти вопросы с увеличением количества судов. Ведь нет органа, который бы отбирал судьей, скажем, в Кассационный суд, как, впрочем, и критериев, по которым можно было бы утверждать, что тот или иной юрист может выполнять обязанности судьи такого уровня. Проблема, как заметил заместитель Генерального прокурора Виктор Кудрявцев, еще и в том, что увеличение количества судебных инстанции приведет к катастрофической нехватке прокуроров, при которой говорить об ускорении продвижения дел в судах не приходится. Другими словами, вступление в действие закона без создания целого перечня подзаконных актов и принятия ряда законов сможет привести лишь к глобальной неразберихе.
Парламент начнет свою работу в середине мая, то есть на то, чтобы предпринять какие- либо шаги к 1 июня, времени практически не остается.. Во время обсуждения закона поступило предложение о создании специального комитета по вопросам судебно-правовой реформы. Но случится это или нет — пока неизвестно, известно лишь то, что 27 марта Кабмин обсудит этот вопрос, секретариат Комитета по вопросам правовой политики будет готовить необходимые законы, а Совет судьей — формулировать свои предложения и замечания. Таким образом, основы судебной реформы будут «утрясаться» за 2 месяца.