Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мобилизация против насилия

Эксперты выясняли, как часто переселенки сталкиваются с разными проявлениями агрессии и как изменить ситуацию
23 сентября, 2016 - 12:20
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Согласно исследованию аналитического центра «Социоконсалинг», около 71% переселенок сталкивались с насилием. Интересно, что до переселения женщины отмечали больший уровень насилия — по словам экспертов, это свидетельствует о негативной тенденции в условиях войны, об увеличении порога чувственности к агрессии. То, что раньше вызывало противодействие, стало обыденным.

«Когда в обществе появляются новые люди — переселенцы — их в первую очередь боятся, потому что не знают. Отсюда идут оскорбления и отстранение. В обществе существует много стереотипов по отношению к внутренне перемещенным лицам вообще, не только к женщинам. Мы изучали, где больше всего дискриминируют переселенцев. Оказалось, что это области, откуда погибло больше всего воинов АТО: из-за этого было много обвинений в адрес переселенцев, что они едут с места, где погибают местные мужчины», — говорит руководительница проекта «Мобилизация внутренне перемещенных женщин против домашнего и гендерно ориентированного насилия» благотворительной организации «Конвиктус Украина» Юлия Царевская.

ОБИДА ОТ БЛИЗКИХ И ОБЩЕСТВА

Чтобы научить переселенок противодействовать насилию, в регионах с наибольшим количеством внутренне перемещенных лиц «Конвиктус Украина» будет поддерживать создание общественных организаций для переселенцев самими переселенцами. Как отмечает Юлия Царевская, переселенки должны объединиться для противостояния насилию со стороны общества.

«Деятельность нашего проекта нацелена на то, чтобы дать женщинам с лидерскими качествами говорить с такими же женщинами о том, что насилие не нужно терпеть. Когда мы обратились к переселенкам, то услышали, что они хотят мобилизоваться против этой проблемы, они хотели бы оказывать помощь и другим», — добавляет Юлия Царевская.

В условиях проведения антитеррористической операции на Донбассе риск насилия против женщин усилился — и не только против переселенок. На такую тенденцию указывает руководительница отдела изучения общественного мнения ОО «Аналитический центр «Социоконсалтинг» Анна Фенчак.

«Результаты исследования подтвердили распространенность домашнего или гендерно ориентированного насилия в семьях ВПЛ — 71% респондентов по крайней мере раз в жизни сталкивались с определенной формой насилия. Проблема гендерно ориентированного насилия в Украине актуальна, так как связана с агрессией в обществе, которая сопровождается проведением на востоке страны военных действий», — говорит Анна Фенчак.

По словам Юлии Царевской, сейчас женщины больше всего обращаются с юридическими проблемами и в связи с психологическим насилием. «К нам обратилась переселенка, которая пострадала от мужа, являющегося правоохранителем. Она не может забрать своего ребенка, хотя и подавала в суд. Многие женщины обращаются к нам из-за психологического насилия со стороны общества. Например, в Киеве отказываются сдавать жилье переселенцам. Мы предоставляем юристов, чтобы люди получили профессиональную помощь», — резюмирует эксперт.

ЖИЗНЬ В СТРАХЕ И С ЧУВСТВОМ ВИНЫ

Переселенок опросили, чувствуют ли они по отношению к себе психологическое насилие, контролирующее поведение, физическое, экономическое насилие после переселения по сравнению с тем, как было до перемещения. Только в двух случаях женщины ответили, что увеличился уровень контроля и экономического насилия. Самым распространенным видом гендерно ориентированного насилия является психологическое: от него страдали 57% женщин до перемещения и 50% — после.

«Даже в случаях физического насилия женщины обращаются за помощью только в крайних случаях. Поэтому изменения уровня насилия против женщин нельзя однозначно воспринимать как улучшение ситуации. Когда мы спрашивали у женщин, сталкивались ли они с насилием, нам отвечали: нет, а когда спрашивали, бьет ли вас муж, отвечали утвердительно», — комментирует Юлия Царевская.

Незащищенность переселенок от насилия усиливается отсутствием поддержки в новом обществе — часто таким женщинам отказывают в аренде жилья или в устройстве на работу. К тому же переселенцы на новом месте часто не имеют ни друзей, ни родных, которые могли бы их поддержать.

«Пережитое потрясение приводит к длительным психологическим и эмоциональным проблемам, ухудшает отношения с близкими, отражается на профессиональной деятельности. Постоянное ощущение страха и вины существенно ухудшает качество жизни и формирует предпосылки к самостигматизации женщин, ограничивает возможности полного участия в социальной жизни», — констатирует Анна Фенчак.

«НАСИЛИЮ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАНИЕ»

Часто общество недооценивает переселенок. По словам бывшей советницы по вопросам ВПЛ Министерства социальной политики и общественной деятельницы Валерии Вершининой, такие женщины могут привнести в принимающее общество новые идеи и ресурсы.

«Многие образованные, профессиональные женщины становятся переселенками. Однако каждая вторая заявила о столкновении на новом месте с невосприятием, психологическим насилием. Именно поэтому важно предоставлять женщинам возможность социализироваться, интегрироваться в новое общество. Чем дольше женщина пребывает в ситуации насилия, тем больше она теряет потенциал защищать себя, принимать решения и пользоваться помощью. Переселенки, в отличие от женщин принимающего общества, редко могут обратиться за помощью к друзьям, родителям. Они часто вынуждены ориентироваться именно на помощь от государства или общественных организаций», — утверждает Валерия Вершинина.

По словам общественного деятеля, политического эксперта и преподавателя Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова Дмитрия Гаврилюка, изменить ситуацию можно, если объяснить переселенкам их права и алгоритм действий в сложной ситуации.

«Насилие против женщин в большей степени совершают их же мужья, — акцентирует внимание Дмитрий Гаврилюк. — Это аморальное и антиконституционное поведение, ведь нарушается право человека на уважение к личному достоинству, к жизни. В государстве должны создаваться качественные условия, чтобы женщины активнее приобщались к общественной и политической жизни. Насилию не может быть оправдания».

Виталий АНДРОНИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ