В показанном 7 июня с. г. в программе Юрия Макарова «Документ» (телеканал «1+1») фильме «Подиум» речь шла об ужасных вещах — судьбе подавляющего большинства тех девушек, которые учатся в школах моделей, и тех, кто эти учебные заведения закончил. Девушки, поступившие в такие школы, практически перестают посещать общеобразовательные. То есть интеллектуально деградируют. Хотя аттестаты о среднем образовании, в конце концов, получают. Момент истины для них наступает в то мгновение, когда они эту школу заканчивают: устроиться по профессии — моделью — везет единицам. Остальным, неудачницам, тем, у кого разрушены все девичьи мечты, из-за катастрофического отсутствия знаний и умений, поступить в другое учебное заведение или устроиться на более или менее пристойную работу не удается. Остается только «украшать собой» празднование дней рождения, юбилеи различных фирм и другие подобные мероприятия сильных мира сего, сопровождать этих «благодетелей» во время командировок, быть «при них» на курортах, в заграничных поездках и т. п. Эти «мероприятия» сопровождаются сексуальными домогательствами, сопротивляться которым у девушек нет возможности. При таких условиях подавляющее большинство их находится в состоянии отчаяния, безысходности, а определенный процент, доказывая, что собственное человеческое достоинство для них — превыше всего, даже превыше жизни, жертвует своей жизнью.
Казалось бы, анализ затронутых в фильме проблем будет в центре внимания ведущего и экспертов — участников передачи. Но как ни странно, проблемы, о которых речь идет в фильме, — одно, а тема, которую ведущий предлагает экспертам для обсуждения, имеет к этим проблемам весьма и весьма опосредствованное отношение. Вообще интересно послушать рассуждения высококвалифицированных специалистов о выборе молодым человеком своего жизненного пути, о треугольнике, в котором он в этих обстоятельствах оказывается: желание молодого человека получить определенную специальность — возможности эту профессию получить — потребность общества в специалистах данного профиля. Однако зрителю, который находится под впечатлением только что увиденного и услышанного в фильме, подобные размышления кажутся абстрактными и далекими от реалий жизни.
В фильме также речь идет о сращивании модельного и сексбизнеса в России. У нас картина, понятно, подобная. И все же — есть какие-то отличия? В России моделями мечтают стать 30% девушек. А у нас? Насколько у нас сеть модельных школ развита по сравнению с Россией? В России заканчивает жизнь самоубийством такой-то процент выпускниц модельных школ. А у нас? Об этом в передаче — ни слова!
Хотя для себя я одно отличие выяснил. В фильме речь шла о том, что в России модельные школы «ставят на учет» перспективных, с их точки зрения, девушек с двенадцатилетнего возраста. А у нас, в Украине, в Киеве, семью наших знакомых «бомбардировала» телефонными звонками школа моделей, уговаривая мать отдать в их школу дочку... 10-летнего возраста. «Бомбардировка» прекратилась только после того как однажды трубку у матери перехватил разозленный отец.
Наконец о самом непонятном: на передаче ЭКСПЕРТЫ не высказали НИ ОДНОГО МНЕНИЯ по поводу того, как решить эту больную проблему, как выйти из положения, из-за которого калечатся девичьи души и девичьи судьбы. Между тем четкое решение не только возможно, но и крайне необходимо. Что же для этого надо сделать?
В бывшем СССР, к которому я, поверьте, не чувствую какого-либо пиетета и по которому «не тужу», существовало одно правило: выпускник высшего или среднего специального учебного заведения был обязан отработать по специальности в назначенном по распределению учреждении или предприятии. То есть молодому специалисту гарантировалось трудоустройство. Так должно быть и в случаях со школами моделей. Набирать они должны только столько учениц, сколько гарантировано устроят на работу по специальности после окончания школы. Сделать это очень просто: школы набирают учениц вместе с модельерами, за которыми — последнее слово. Каждый модельер выплачивает за полный курс каждой из отобранных им учениц, а ученица, в свою очередь, обязана будет после окончания школы отработать у этого модельера определенное количество лет, получая зарплату не ниже установленного уровня.
Тем самым вполне решается и вопрос борьбы с коррупцией в этой сфере: не найдется модельера, который бы согласился за взятку устроить в школу моделей девушку, учитывая, что ему придется сначала выплачивать за ее учебу, а впоследствии — на протяжении нескольких лет — еще и заработную плату.
Также в школы моделей необходимо разрешить принимать девушек не младше установленного законом возраста, а занятия в школе моделей должны проводиться в вечерние часы не чаще двух раз в рабочие дни недели (если третий раз — то в один из выходных). Допускать к занятиям ученицу администрация школы моделей должна исключительно в том случае, если девушка предъявит документ из общеобразовательной школы, который удостоверяет, что там девушка учится успешно. Работая моделью, девушка обязана или учиться в каком-то учебном заведении, которое давало бы ей более «земную» профессию, или еще где-то работать, даже на полставки. Тогда после окончания карьеры модели молодая женщина не будет попадать в жизненный тупик.
Все это вместе позволит молодым гражданкам нашей страны чувстовать себя полноценными людьми, отказывать нахальным поклонникам и быть уверенными в своем будущем после окончания работы на подиуме.