Задолго до визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину я имел беседу со священником Украинской православной церкви Московского патриархата благочинным Чудновского района отцом Вадимом (Шапраном). Повод — в селе Вильшанка под Чудновом перед Пасхой произошла стычка между верующими этой конфессии и теми верующими, которые относят себя к Украинской православной церкви Киевского патриархата (последние молились на месте, выделенном под храм для их общины). Конфликт не приобрел больших масштабов, но в ходе разговора (со стороны визави он велся на русском языке) моим собеседником были высказаны некоторые суждения, которые представляются довольно симптоматичными сейчас.
В частности, отец Вадим верующих УПЦ КП иначе чем «раскольниками» не называл и не хотел их считать православными, а упомянутую церковь определял как ненастоящую. При этом считал, что сейчас она несет больший вред, чем католическая или многочисленные протестантские общины, потому что позиционирует себя как православная. Священнослужителей этой церкви он называл «так называемыми священниками» и говорил, что нечего им приезжать с Западной Украины на Житомирщину зарабатывать. Но ведь он не мог не знать, что УПЦ КП является законно зарегистрированной в Украине конфессией и что исповедует ту же веру, признает точно такой же символ веры, как УПЦ МП. К тому же в Украине официально действует много других конфессий, но сторонники УПЦ МП не считают нужным воевать с ними так же активно, как с православными украинцами, выбравшими для себя независимую от России церковь. А вообще в области значительно больше местных, а не приезжих православных священников УПЦ КП. Однако отец Вадим настаивал, что на данное время больше вреда от «раскольников», потому что они могут привлекать к себе православных. Хочет — пусть идет к «раскольникам», потому что (так он и сказал) «свинья (это о сторонниках УПЦ КП. — В.К.) всегда найдет болото». А вот верующих УПЦ МП, утверждал благочинный, от своих принципов никто не заставит отступить, и смешиваться они ни с кем (наверное, следует понимать, что с православными УПЦ МП. — В.К.) не будут. Кроме того, отец Вадим говорил, что вообще не стоит скрывать принадлежность Украинской православной церкви Московского патриархата к Русской православной церкви, потому что «все равно москалями называют».
Не собираясь втягиваться в долгую дискуссию, поскольку отмеченные тезисы уже неоднократно становились предметом межконфессиональных и общественных споров, я все же считал нужным указать на то, что уже на протяжении веков в мире существуют различные христианские конфессии, и их слияние в единую соборную церковь даже в отдаленной перспективе не представляется возможным. Следовательно, украинский народ, украинское государство имеют право на собственную православную независимую церковь, а тех верующих и священников, которые к этому стремятся, не стоит записывать в «раскольники». Тем более что фактом является наличие многих автокефальных православных церквей, которыми не управляют ни из Москвы (хотя там пытаются это делать), ни из любого другого центра за пределами своего государства.
Сам же вопрос, кто является настоящим православным (об этом я с отцом Вадимом не стал говорить), лежит в плоскости фундаментальной проблемы: что есть истина, и кто ею владеет. Практически каждое из религиозных учений признает истинным свое. Это касается и христианства с воплощением Бога (и истины) в трех ипостасях. Источником высшей истины в христианстве признается в первую очередь Библия (Ветхий и Новый Завет ). Однако даже записанные в этих книгах положения на протяжении последних тысячелетий множество раз становились предметами острых споров и даже войн, одновременно давая повод для самых разных толкований, а с ними и для появления новых и новых учений, ни одно из которых до сих пор не может претендовать на истину в последней инстанции. Хотя пытается это делать.
С другой стороны, мой собеседник пытался доказать, что УПЦ МП имеет фактически автокефалию. На его взгляд, теоретически Украина может иметь свою церковь, но в данный момент якобы от этого будет большой вред. И плохо, что в УПЦ МП есть нынешняя независимость, потому что в церкви наблюдается беспорядок. А если бы сверху была сильная рука, то намного было бы больше порядка, что для церкви лучше. Однако он делал оговорку, что высказывает личное мнение, не являющееся мнением его священноначалия.
Если соотнести эти взгляды с заявлениями московского патриарха Кирилла о единстве православной веры и русского народа, то вывод неутешительный — часть священников УПЦ МП была бы рада, чтобы Украина была не независимым государством, а снова попала в «объятия» России. И очень вероятно, что эту мысль они прямо или непрямо проповедуют своей пастве. При чем можно указать на несоответствие утверждений об особой благодати, главенстве, духовности Русской православной церкви, которые мне пришлось услышать от отца Вадима (то же неоднократно произносил патриарх Кирилл), с тем, например, что в его негативном отношении к УПЦ КП чувствовалось нежелание иметь конкурентов на ниве православной веры. В данном контексте показательными являются его слова о «заработках» священников УПЦ КП. То есть материальный фактор явно присутствует.
Нужно сказать, что верующие УПЦ МП к отцу Вадиму относятся с большим уважением: во время нашего разговора к нему все время подходили люди и почтительно приветствовали. Но ведь в том же кафедральном Спасо-Преображенском соборе УПЦ МП, где мы с ним говорили, одна моя знакомая слышала, как женщины, собирающие плату за определенные церковные требы, называли ее не иначе чем выручкой. Кроме того, у нее после отпевания матери стали настоятельно требовать значительно большую плату, чем запросили сначала. Что означает типично торгашеский подход, если не кощунство. Поэтому, повторяю, превозносить Русскую православную церковь как исключительно духовную инстанцию, призванную спасать души (это мнение настойчиво высказывал отец Вадим, а сейчас мы его услышали от патриарха Кирилла), очевидно, не стоит. Особенно принимая во внимание информацию, прошедшую в масс-медиа, о часах ценой более 30 тыс.дол., которые усмотрели коллеги-журналисты на руке у патриарха Кирилла...
Ряд экспертов отмечали в последние дни, что среди священников и иерархов УПЦ МП есть несколько течений — одно выступает за полную автокефалию, второе — за максимальное подчинение Русской православной церкви, а есть такие, которые пытаются сбалансировать данные тенденции, и к ним принадлежит сам митрополит Владимир. Учитывая то, что последнему отвели весьма скромное место во время визита московского патриарха, все выглядит так, что Кирилл будет пытаться закрепить за собой значительно больше прерогатив относительно УПЦ МП. И изменить ситуацию, когда, по утверждениям многих представителей Украинской православной церкви, руководство РПЦ не имеет прямого административного влияния на нее. Что означает одно — и с этой стороны усилится наступление на независимость Украины. Под прикрытием фарисейских разговоров о единстве веры и едином русском народе. И под проклятия так называемым раскольникам из УПЦ КП, которые, с точки зрения украинского законодательства, а тем более цивилизованной практики межконфессиональных отношений, являются равноправными со всеми церквями. Правда, дело может приобрести и другой характер: почувствовав угрозу независимости своей страны, те православные, которые колебались между различными церквями, выберут ту, которая будет твердо отстаивать патриотические позиции, а не станет прислужницей России.