Похоже на то, что правду об одной из самых больших трагедий XX века в эпоху «информационного взрыва» начинают открывать для себя только после 70-ти лет!
Именно открывать, потому что голодомор 1933-го был информационно заблокирован от мира и самого народа, который умирал голодной смертью. Слово «голод» было запрещенным!
Разведки западных государств, конечно, располагали правдивой информацией. Но пресса была заполнена заказными лжесвидетельствами. Это было время едва ли не наиболее успешной советской информации. Если Сталин может скрыть геноцид голодом, то почему Гитлер не может воспользоваться опытом и скрыть еврейский геноцид?
Милена Рудницкая, тогдашний сенатор из Польши, написала о трудностях с выдвижением вопроса о голоде в Украине на рассмотрение Лиги Наций — «Борьба за правду о большом голоде». Делегация СССР и так называемой УССР отрицала.
В 2000 году борьба за правду продолжается.
Французское издательство Альбен Мишель в 2000 году в Париже выпустило большую книгу свидетельств о голоде в Украине (490 стр.) под названием «Черный, тридцать третий». С оригинала «33-й: голод, народна книга-меморіял. 1991 рік. Підготовлена Лідією Коваленко i Володимиром Маняком» сделали перевод на французский язык Владимир Бойчук, Калина Гузар-Угрин, Олег Плющ.
Тираж разошелся. Готовится переиздание. Однако есть проблема с предисловием профессора Георгия Соколова, чье имя вынесено на обложку. Дело в том, что Сталин скрывал голод всеми возможными средствами. Это утаивание проходит через всю русскоязычную литературу. Необходимы были расследование Международной комиссии, где ставился вопрос о геноциде 33-го года, публикация романа Василя Барки «Жовтий князь», романа Василия Гросмана «Все проходит», публикация знаменитой книги Роберта Конквеста «Жнива скорботи» и других книг, а также производство кинофильмов, чтобы совершить информационный прорыв блокады.
Но на смену явным фальсификаторам приходят тенденциозные релятивисты, которые до сих пор почему-то пытаются умалить размеры катастрофы. И к ним относится автор предисловия.
Известный французский философ и советолог Алан Безансон (который мог бы написать более компетентное предисловие) в своем выступлении в 1983 году говорил: «Кроме молитвы, все, что мы можем сделать для множества тех мучеников, — это помнить».
Но даже молитва не везде была разрешена. За границей «империи зла» УАПЦ и УГКЦ ежегодно часто совместно в большой пост служили панихиды по замученным голодом. Месяц март там стал месяцем траура, ведь именно на это время приходится наибольшее количество погибших. В Бавнт- Бруке (США) в память голодомора построена церковь к 50-й годовщине трагедии (там теперь покоится прах патриарха Мстислава).
А как в Украине? Невероятно, но факт: УПЦ Московского патриархата и до сих пор находится в плену сталинской политики замалчивания. Трудно себе представить, что наиболее многочисленная в Украине церковь не поминает молитвами и панихидами семи миллионов православных крестьян, которые погибли без исповеди и причастия и были закопаны в рвах без христианских похорон.
Или церковь не помнит? Но ведь украинские Церкви — и автокефальная, и Киевского патриархата, и греко-католическая ежегодно помнят и поминают...
Разве такое беспамятство и пренебрежение к имени своих родных, замученных голодом, не влияет на моральное состояние современного поколения?
Молитва и память. Для народа, который потерял память, возрождение невозможно, — напоминает нам француз Безансон.