Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молитва за Украину

«День» продолжает публиковать материалы детей, которые живут в зоне АТО и являются участниками волонтерского проекта «Маленькие собкоры Донбасса»
17 мая, 2017 - 11:42
ОЛЕГ ТКАЧЕНКО С СЫНОМ

Юные корреспонденты не только рассказывают о реалиях своего неспокойного Востока, о чувствах, которые приходится им переживать во время необъявленной войны, но и берут свои первые интервью - у тех, кто живет рядом с ними и прилагает неимоверные усилия, чтобы облегчить положение людей, оказавшихся в водовороте кровавого бедствия.

Сегодня публикуем интервью 15-летней школьницы из прифронтового города Марьинки Руси Абросимовой с удивительным человеком, настоящим патриотом своей Родины, капелланом Олегом Ткаченко.

ВРЕМЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Руся АБРОСИМОВА, 15 лет, г. Марьинка (Донецкая область):

Когда началась война на Донбассе, бизнесмен из Донецка Олег Ткаченко понял, что оставаться в стороне – неправильно, необходимо что-то делать: «ведь люди нуждаются в помощи». Уже несколько лет Олег живет в Славянске, он – капеллан, который оказывает поддержку и украинским бойцам, и мирным людям в прифронтовых городах.

- Славянск 2014 года, оккупация... - вспоминает Олег. - Сразу после захвата Славянска ополченцами в городе воцарились страх и ужас. Люди потеряли надежду и не понимали, как жить дальше. Протестантская церковь всегда была социально активной, при нашей церкви «Добрая Весть» были детский приют «Паруса Надежды» и реабилитационный центр для нарко- и алкозависимых людей, мы принимали большое участие в жизни города.

Во время оккупации мы ходили по городу и понимали, что люди переживают жесточайший стресс и по-разному реагируют на ситуацию: одни плачут, другие выражают агрессию. Но как можно противостоять злу? Добром. Мы раздавали молитвословы, призывали людей молиться, эвакуировали их, привозили им медикаменты и продукты, организовали большое количество баз для переселенцев. И знаете, после освобождения Славянска, огромное количество людей говорило: «Мы молились Богу, и Он нас сохранил».

Потом мы организовывали еще много эвакуаций: Горловка, Дебальцево, Пески, Донецк и Луганск. Конечно, параллельно были молитвы и поддержка нуждающихся. Молились и за наших военных в исполнение их нужд. В какой-то момент пришло понимание важности стационарной работы, и мы стали организовывать волонтерские миссии в городах, расположенных по всей прифронтовой линии. Почти два года такой центр действует в Марьинке, его миссионеры, капелланы, священники помогают людям.

- Несколько месяцев назад вы получили волонтерский орден «За мужество и отвагу»...

- С самого начала войны волонтеры и добровольцы наиболее активно защищали Родину, потому и награды появились волонтерские, то есть заслуги защитников отмечает народ Украины. Но сегодня, к счастью, заработали и государственные структуры, снабжая армию и заботясь о переселенцах. Хорошо организованная эвакуация из Авдеевки нынешней зимой - яркое тому свидетельство. И я принимаю эту награду как государственную, потому что государство - это в первую очередь мы с вами, граждане своей страны, взявшие на себя ответственность за нее. В ноябре прошлого года меня пригласили в Киев на конференцию для капелланов, в конце которой и состоялось награждение священников, несущих служение в зоне АТО. Среди награжденных оказался и я.

- Расскажите о своем служении среди военных.

- Мое служение началось весной 2014 года, после захвата Славянска, когда мы обнаружили, что у нас практически нет армии. Бойцам не хватало обмундирования, вооружения. На наш взгляд, им нередко отдавались бессмысленные приказы. И вся страна держалась на добровольцах. В местах, куда прибывали украинские военные, они сталкивались с сильным негативом со стороны мирного населения, обработанного российской пропагандой. Потому, естественно, бойцы нуждались в духовной, моральной и физической поддержке. Мы молились за них, рассказывали, что есть огромное количество местных жителей, которые их любят и ждут освобождения. Напоминали о людях с мирных территорий Украины, благодарных нашим воинам за то, что они дают им возможность жить в безопасности. Мы помогали ребятам одеждой и питанием, средствами защиты и другими необходимыми вещами. Основной, конечно же, была духовная работа. Мы старались помочь нашим воинам разобраться во многих вопросах: почему у нас война, что будет дальше, как на войне сохранить человечность, как сохранить отношения в семье, которая находится далеко. Капеллан – это тот, кто всегда рядом, кто может помочь, кто разделяет все тяготы военной службы... Это военный священник.

Капелланское служение в нашей стране только формируется, мы еще в начале пути. В Марьинке на базе христианского Центра, в котором я несу служение, мы планируем открыть Центр для капелланов, куда они будут приезжать и использовать его как базу для своего служения в этом секторе. Марьинка – одна из самых горячих точек на карте АТО, и военные, которые здесь находятся, нуждаются во всесторонней поддержке. Поэтому этот Центр будет межконфессиональным: священники разных конфессий смогут объединиться для служения.

Одно из важных направлений деятельности капеллана – служение мирным жителям зоны вооруженного конфликта. Военные и мирные, находясь в одном месте, по-разному воспринимают происходящее – и нам нужно с этим работать. Одна из типичных трудностей жителей прифронтовых территорий состоит в том, что они подвергаются обстрелам и не могут найти ответы на вопрос, кто и почему стреляет. Они плохо разбираются в военной ситуации и с непониманием спрашивают: «Почему они стреляют?». Им необходимо объяснять: армия – это система, жесточайший контроль, ответственность, прописанная на всех уровнях. Если кто-то выстрелил – значит, есть на то основания, есть угроза нападения, и кто-то отдал приказ, кто-то выписал боеприпасы, это целая цепочка, никто не стреляет бездумно. Когда объясняешь все это людям, многие успокаиваются и перестают относиться к военным негативно. К тому же необходимо учитывать и тот фактор, что в зоне военных действий не вещают украинские телеканалы. То есть местные жители в большинстве своем получают информацию от российского или сепаратистского телевидения – можете представить, в каком свете там подается украинская армия.

- А какая реакция у бойцов на служения?

– Я очень мало встречал негатива. Потому что люди, находящиеся в жесточайшем стрессе, нуждаются в поддержке. Это время, наверное, изменения ценностей. У нас ведь традиционно православная культура, а я – священник-протестант, и привычное восприятие людьми евангельских церквей сегодня изменилось: евангельских священников приглашают быть капелланами, приглашают на различные мероприятия, на проповеди и молитвы за людей. Вот это, наверное, главное, и сегодня на тебя в первую очередь смотрят как на священника, оказывающего поддержку, а не на то, в каком ты облачении. Потому что в боевой обстановке зачастую не до каких-то религиозных торжеств, тут порой нужна просто короткая молитва, которая бы подкрепила бойца, дала ему надежду и защиту.

- Есть у вас какие-то трудности в вашем служении?

– Конечно. Трудности всегда есть, но мы больше фокусируемся на том видении, которое нам дает Бог, на реализации этого видения, и вот эти сложности, трудности уходят на второй план. В 2014 году, когда мы ездили по разным городам, часто замечали, что люди не сильно менялись после служений. Сегодня же видим плоды наших усилий: видим измененные лица, радостные глаза, слышим детский смех, видим надежду. Когда приезжаем на позиции к военным, нас рады встретить там, нас ждут. Проезжая через очередной блокпост, бывает, достаешь документы, а тебе говорят: «Нет-нет, не надо. Мы вас знаем». Это, конечно, радует, ты понимаешь, что общество сегодня начинает ценить авторитет священника, авторитет верующих людей. Общество замечает этот труд и ценит его. В Евангелии сказано, что вы - новое творение во Христе Иисусе, созданное на добрые дела, дабы люди видели ваши добрые дела и прославляли за это нашего Небесного Отца. И ты видишь, что Евангелие живое, оно очень реально, и оно работает в твоей жизни.

- Расскажите о детском Медиа-центре, который вы организовали в Марьинке.

- Одна из трагедий этой войны – дети. Я сам отец пятерых детей, и дети для меня – особая тема. Организовывая лагеря, куда вывозили детей на отдых, мы понимали: это все временная помощь, короткая программа, ребенок выехал на мирную территорию, но потом снова возвращается в свою среду, и там ему надо как-то жить, потому что в этой среде идет война. Информационная война в том числе. Украина сегодня живет в состоянии двойных стандартов. Марьинку называют «серой зоной», я не могу согласиться с этим клеймом, потому что здесь живут люди, это реальные люди, со своими нуждами и потребностями – и что, они, получается, «серые люди»? Простите, но человек – творение Божье.

Дети - наша надежда. Но сегодня они лишены нормального детства. Идея создания Медиа-центра появилась по нескольким причинам. Во-первых, ввиду необходимости правдиво освещать жизнь людей. Центр не является частью церкви – дети, посещающие его, не обязаны ходить в церковь, но они могут получить качественное образование, с ними работают профессиональные журналисты. Мы сегодня хотим рассказать миру о «своем мире». Донести, что тут не просто «серая зона», здесь - реальные жизни людей. Второе, не менее важное направление работы Центра – предоставление подросткам возможности свободно развиваться, не испытывая давления взрослого менталитета. Им предоставляется качественная информация о профориентации, о системе ценностей, о том, как строить взаимоотношения со своими сверстниками, родителями, как строить взаимоотношения с противоположным полом, о том, как сегодня быстро взрослеют дети. Они могут освещать жизнь в своих текстах, пользуясь качественными ресурсами, через Интернет, который необходимо наполнять правильным контентом. Они могут благодаря Медиа-центру познакомиться со сверстниками, живущими в других городах Украины, и даже за пределами нашей страны. То есть они могут рассказать всему миру о своем детстве, о своих горестях, переживаниях и о своих радостях.

В начале июня мы планируем провести в Киеве фотовыставку. Это будет и презентация работы Центра, и возможность донести нашу реальность до людей с мирных территорий.

Елена ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ