Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молодежь отравилась испарениями ложного понимания свободы

26 октября, 2009 - 19:32
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ ВСЕ-ТАКИ ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ОБРАЗОВАНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ПОНИМАЕТ — ОТ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ЗАВИСИТ ИХ БУДУЩЕЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В последнее время активно обсуждается вопрос образования и получения знаний. Один из таких вопросов поднимается в номере газеты «День» за 16 октября. Метод самоорганизации иногда бывает недоступным для группы или класса учеников в целом.

Особые дискуссии по этому вопросу ведутся среди мыслящей молодежи. С тех времен, как «дьявол» поселился в печатной краске, прошло много времени, сейчас он сидит и в сети интернет, и в бинарных разрядах.

Молодежь отравилась испарениями ложного понимания свободы. Сейчас не школа и не государство воспитывают детей — внимание воспитанию должны уделять родители, внутренние механизмы семьи.

Образование не воспринимают серьезно, и это откровенно заметно, хотя бы вспомните тот случай, когда в университете... проводили опрос на знание теоремы Пифагора. Не понятно — почему?

Неужели люди застряли в процессе «перестройки», где у каждого была возможность оказаться «в том месте и в то время» и сорвать легкий куш.

Я студент. И, ревизуя свой 11-летний учебный опыт, возражаю: другие причины кроются в основе недостаточного качества знаний учеников-студентов. И это промахи не школы и не ее внутренней системы, а проблемы на личностном уровне молодежи, в воспитании, наконец, проблема в головах людей.

Я прошел достаточно насыщенный путь — от худшего ученика, которого выгоняли из двух школ, до президентского стипендиата в колледже, поэтому мое видение обсуждаемого нами вопроса отличается от плана выхода из ситуации пана Николая. Далее объясню. Хочу сделать акцент на сегодняшнем состоянии образования с точки зрения нас — молодого поколения. Печально то, что образование воспринимается современной молодежью (большей частью), как пустая трата времени. Люди не привыкли работать ни с учебниками, ни с другой литературой потому, что никто не объяснил им, для чего нужно образование. Наблюдая за собственной группой, я определил основные препятствия студентов на пути науки, то есть дела, имеющие самое большое значение в жизни студента, такие как:

— прогулки с друзьями каждый вечер (с 18 до 23);

— просмотр любимых телепередач, кинофильмов, сериалов;

— попить пиво;

— футбол;

— музыка и прочее.

Этот перечень можно продолжать бесконечно, потому что всегда найдется какая-нибудь причина не садиться за тот «стол мук», который создают в своем воображении лентяи. А когда в группе находится умный человек, работящий студент, который хорошо учится (получает соответствующие оценки), сразу все спрашивают его: «Как тебе удается так учиться»? Но все просто — нужно уделять максимум времени учебе. (Конечно, не забывать и о радостях юношеской жизни.)

Но когда речь заходит о времени и усилиях — все пугаются и, к огромнейшему удивлению, считают такого студента приземленным! Смех да и только.

На мой взгляд, молодежь не до конца понимает важность образования. Боится, что не останется времени на впечатления от жизни, потеряет что-то важное, сидя за книгами. А как же тогда быть с будущей семьей? Каждый мечтает о беззаботной жизни, высокооплачиваемой работе, которая нравится. Каждый строит планы, представляет себя взрослым и независимым. Бесспорно, мы стремимся ускорить этот процесс, достичь чего-то, но, к сожалению, ничего не делаем или идем неправильным путем.

Студенты, ученики, подростки оказываются на распутье, возникающем из-за ряда неправильных мыслей и убеждений:

— многие студенты считают, что ускорить свою независимость можно, устроившись на работу, кроме того, считая единственным путем трудоустройство, они уверены, что будущая работа решит все их проблемы, заведутся собственные деньги, а повезет — найдется престижная работа;

— влияние со стороны друзей, окружения, которые будут считать парня или девушку, взявшихся за ум и проводящих почти все время дома, занудами, станут отвлекать их непрерывными прогулками, вечеринками, сидением на дворовой скамейке...

Работая во время обучения, студенты, не понимая, что без образования сейчас невозможно, рискуют отдать намного больше денег за знания в будущем, когда учиться бесплатно не будет возможности.

Кстати, западная система обучения качественно отличается от украинской (которую еще можно назвать постсоветской). В школах за границей дают материал на самостоятельную проработку и требуют знать его на следующий урок, не рассказывая и не объясняя. Разбирайся, учи как хочешь, а контроль осуществляют тестированием.

И этой «...одной, пусть и двуединой проблемой: преподаванием основ наук и проверкой их усвоения учениками» должна заниматься школа. Даже проблемой сложно назвать. Это безотказный главный внутренний механизм учебных заведений.

И отвечать на вопрос «зачем учиться?» должна не школа (она только инструмент), объяснять суть должна семья. Также не понимаю родителей, жалующихся, что, мол, школа не научила, человека из чада не сделала... СССР уже 18 лет как распался, семья уже не «ячейка общества», и школа уже не воспитывает детей! Относительно самоорганизации — ею должны заниматься родители еще с пеленок, тогда уже ребенок идет в школу организованным и знает, для чего он туда идет.

Легкомысленность в вопросах образования возросла за последние десять лет, о чем свидетельствуют многие факты. Например, недавно я заглянул на улицу Гарматную, 26/2 (ДК «Росток»), где проходил кастинг на шоу «Україна має талант». Участников прослушивали музыкальные журналисты. Одна из них — молодая девушка, когда речь зашла о писателях, спросила: «Кто такой Метерлинг»?! И эти люди сидят в жюри!..

В моем колледже отличников можно пересчитать по пальцам. В 58 группах по одному-два отличника. Причем диссонанс очень резкий, можно выбрать только по одному человеку из группы, которые в основном имеют четверки. Все остальные — тройки, и таких основная масса.

Вопрос «почему дети так учатся?» остается не полностью раскрытым.

Во всяком случае, мы сделали вывод, выявив три главных неверных мнения, которые приводят к пренебрежению образованием:

1. Все решает будущая работа, поэтому лучше (а) потянуть время; (б) устроиться немедленно.

2. Нежелание тратить время на учебу. Сюда входят такие неверные суждения: за учебниками жизнь пройдет мимо; лень; убеждение, что образование (на данном этапе жизни) — не главное; приоритетнее хобби и т.д.

3. Не сформировано понимание основных приоритетов человека разумного.

Возникает другой вопрос — что будет со страной, когда придет новое наше поколение? Кто будет у власти? И что будет с Украиной завтра?

Спрашивая у знакомых, «что мешает вам учиться?», в большинстве случаев я наталкиваюсь на очень простой ответ — «лень». Снова промах воспитания на ранних стадиях развития.

И в завершение подчеркиваю. Не учебное заведение, а именно РОДИТЕЛИ должны строить жизнетворческие отношения своего ребенка с окружающим миром, учить преодолевать свое несовершенство и сознательно строить собственную судьбу. Элементарные жизненные правила нужно закладывать С ПЕРВОГО КЛАССА и, опять же, родителями...

Игорь КЛЕПИКОВ, студент третьего курса Киевского колледжа ресторанного хозяйства
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ