На этой неделе Государственная аккредитационная комиссия Министерства образования и науки Украины закрыла (то есть приняла решение об аннулировании лицензий на образовательную деятельность двух частных учебных заведений) Институт социального управления, экономики и права в Черкассакой области и Современный гуманитарно-экономический институт в Кременчуге Полтавской области. Решением комиссии также приостановлена деятельность 38 структурных подразделений (филиалов) вузов как частной, так и государственной формы собственности в 16 областях Украины, Крыму и Севастополе. В целом же за второе полугодие минувшего года министерством было проверено 231 филиал высших учебных заведений разного уровня аккредитации и различной формы собственности.
Сложившуюся ситуацию начальник Управления лицензирования, аккредитации и нострификации МОН Украины Владимир ДОМНИЧ объясняет следующим: «Необходимые нор мативные акты для осуществления контроля за работой высших учебных заведений были разработаны министерством примерно полтора года назад. Лицензионные условия, которые существовали до 2003 года, не были зарегистрированы в Минюсте. Они не имели всех признаков нормативно-государственного права. Теперь же существует четкая процедура проверки условий по предоставлению образовательных услуг. Вот ряд этих условий и был нарушен в учебных заведениях или их филиалах — было принято решение институты, не выполняющие требования закона, закрыть, а деятельность филиалов вузов приостановить до конца учебного года».
В чем же причина столь жесткого наказания? Одной из главных и самых распространенных, как показал мониторинг, оказалось отсутствие нужных преподавателей. Оказывается, что трудовые книжки педагогов высшей школы в соответствующем закону количестве и «ассортименте» в полном порядке у некоторых вузов только на момент получения лицензии на право предоставлять образовательные услуги. Преподавателей «привлекают» хорошей зарплатой и заманчивыми условиями труда. Получив заветное право на жизнь, «недоброкачественный» вуз перестает тратить силы для удержания в своих стенах первоначального состава педколлектива, а подмену или отсутствие нужных специалистов от вышестоящего начальства скрывает. В результате студентам не вычитываются в полном объеме и на должном уровне все предметы по программе, а в качестве преподавателей иногда выступают всего-навсего старшекурсники вместо профессоров.
Причиной закрытия учебного заведения также может выступить и недостаточная площадь его помещений. Для творческих специальностей требуется по 24 кв. метра на человека, для остальных — поменьше, однако не менее 10 кв. метров. Занятия в две смены в высшей школе не предусмотрены законом, так как рабочий день студента не ограничивается его пребыванием на лекциях и лабораторных работах, сегодня особое значение имеет индивидуальная работа.
Еще одна причина, ведущая к закрытию подразделения вуза, — это... отсутствие лицензии на открытие филиала. С этим часто комиссия сталкивалась на периферии. Например, по словам Владимира Домнича, в Хмельницкой области уже практически в каждом селе открылся филиал того или иного института. Как правило, эти «нелегальные» филиалы заявляют о предоставлении дистанционного обучения в заочной форме. Однако всем известно о том, как часто в селе можно встретить интернет, а в таком случае о каком образовании может идти речь?
Что же в следующем году ожидает тех более чем десяти тысяч студентов, которые обучались в филиалах, чья деятельность на сегодня объявлена приостановленной до конца учебного года? Их обучение, как сообщили «Дню» в Министерстве образования и науки, обязаны обеспечить непосредственно в вузах, в чьих филиалах они занимались, — по законодательству договор заключался не с подразделением, а с основным учреждением. А вот студенты первых-вторых курсов (выше не доросли, так как вузам лишь по два года отроду) двух закрытых институтов, которых лишили лицензии, почти все уже переведены в вузы, их около 400 человек. Осталось решить судьбу еще пятидесяти.
Нелепость ситуации с лицензиями, которые сначала дали, а потом отобрали, объясняется тем, что они были получены накануне вступления в силу нового закона и поэтому были получены без учета новшеств. Интересно, что среди 13 подразделений зарубежных вузов на территории Украины (это филиалы учебных заведений России) имеет украинскую аккредитацию только один — Московский университет. Хочется напомнить, что при выборе вуза не следует забывать, что, кроме лицензий на право предоставлять образовательные услуги, для выдачи дипломов государственного образца учебные заведения высшей школы должны еще получить и соответствующую аккредитацию (см. «День» за 4.09.03 «Тест на качество»). А еще студент должен воспользоваться своим правом ознакомиться с программой обучения и контролировать. чтобы ему вычитывались все предметы, необходимые для получения выбранной им специальности, а не только те, по которым нашлись педагоги. По словам Владимира Домнича, не бывает хорошего дешевого образования (в данном случае не идет речь о государственных бюджетных местах), и поэтому тем, кому нужны знания, необходимо стремиться поступать в известные вузы, с хорошей давней репутацией.