Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Монументальная демократия

Практически любой украинец может установить памятник в своем городе
12 октября, 2005 - 19:58
ГОРОЖАНЕ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДОСТУП К ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТОВ ПАМЯТНИКОВ. ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ ДАВАТЬ ИМ ОБИДНЫХ ПРОЗВИЩ, А, НАОБОРОТ, ГОРДИТЬСЯ МОНУМЕНТАМИ СВОЕГО ГОРОДА / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Как вы думаете, что объединяет Френка Синатру, инспектора ГАИ, оранжевую революцию и свинью? На самом деле, всех их в разное время решено было увековечить в камне. В случае со свиньей и вовсе парадокс вышел — памятники этим животным появились практически в одночасье в двух украинских городах. В центре Полтавы, возле корпуса аграрной академии, отныне двое детей погоняют огромную свинью прутом. Внизу надпись — «Вечной кормилице украинского народа». А в Ромнах Сумской области появление бронзового животного даже имело историческое обоснование. Во время городских археологических раскопок ученые предположили, что именно свиньи спасли украинцев от голодной смерти при нашествии татаро- монгольского ига. А потому установку монумента курировал лично начальник местного управления культуры.

Стоит ли говорить, что подобные инициативы, как правило, вызывают недовольство горожан. Так было с памятником оранжевой революции, который внезапно появился на Контрактовой площади в Киеве. Непосредственные участники событий так и не поняли, что имелось ввиду под треногой, к которой подвешен колокол, рвущимися цепями и фонтаном. Можно вспомнить и более давние события. А именно ту гамму чувств, которую пришлось испытать киевлянам с появлением на главной площади страны — майдане Незалежности — и казака Мамая, и архангела Гавриила, и Кия со своими братьями и сестрой Лыбидь. Словом, в Украине наметилась одна безрадостная тенденция: сначала тот или иной памятник появляется, а потом его уже начинают активно обсуждать. Все ничего, если б минимальная стоимость объекта не равнялась 20—30 тысячам долларов. И деньги эти не «вынимались» бы из кармана налогоплательщика.

Как утверждает архитектор Лариса Скорик, крайне редко памятники в Киеве появляются на средства частных лиц. При том, что, по ее мнению, отношение к увековечиванию у нас сложилось крайне бытовое. «Я не имею ничего против литературных героев или небольших монументальных произведений, — говорит Л. Скорик. — Но главные площади и парки — это места, которые привлекают к себе огромное количество людей. А то, что, например, мы видим на Майдане, иначе, как «монументальный китч» назвать нельзя. Там нет композиции, а есть лишь дефицит культуры», — считает архитектор. Причина же сложившейся ситуации одна, и она очевидна. Как считает Л. Скорик, общественность в лице профессионалов не имеет доступа к обсуждению готовящихся памятников, а отсюда — решение, кого увековечивать и где, принимается одним человеком — начальником главного управления культурного наследия КГГА Русланом Кухаренко.

Только за прошлый год в Киеве появилось около сотни новых памятников. Но по всей вероятности, в готовящийся госреестр они не войдут — многие из них эксперты считают обычной самодеятельностью. Ведь если раньше, дабы возвести ту или иную скульптуру, необходимо было получить добрый десяток разрешений и «одобрямс» художников, то сегодня все максимально упрощено. Решение принимают местные органы власти. К тому же конкурсы, как рассказывает заместитель председателя союза художников Юрий Багалика, оглашаются и закрываются так стремительно, что мало кто в состоянии подготовить действительно качественный проект. Да и осмотреть представленные работы проблематично. По словам Ю. Багалика, оценить, например, варианты памятника погибшим миротворцам можно было от силы два дня. В среду вечером они появились в здании Минкульта, а в понедельник утром их уже не было. «Неудивительно, — говорит Ю. Багалика, что такая схема работы не способствует качеству». В свое время Cоюз художников предлагал сотрудничество градостроительному совету, но последний воспринял эту идею без воодушевления.

Нынче же имеем полную «монументальную» демократию. По сути, любой киевлянин может прийти и сказать: хочу поставить памятник, например, своей кошке. И, скорее всего, Киевсовет на это согласится. К слову, в столице уже было два подобных инцидента. У обувного магазина по улице Артема сегодня «привязан» бронзовый пес, терпеливо ожидающий у входа хозяйку. А возле Золотых ворот сидит кошка. Директор одного из близлежащих ресторанов потеряла своего любимца при пожаре. И в память о ней решила заказать изваяние, которое установили напротив ресторана.

Как считает Руслан Кухаренко, подобные городские скульптуры (эксперты, правда, называют их парковыми, а значит — уделом зеленых зон и частных владений. — Авт. ), не просто нужны, а очень нужны. Они, по его мнению, привносят в заполитизированное и урбанистическое общество элементы шутки и самоиронии. «Возьмем, например, Ганновер, — говорит Р. Кухаренко. Там стоит памятник толстому и грязному мужчине под зонтиком, а рядом с ним — такой же мокрый и толстый пес. Или вспомним Кельн с его Антошкой, к носу которого все норовят прикоснуться — считается, что тогда исполнится любое желание». По словам начальника Главного управления культурного наследия, именно по образу и подобию западных городов создаются сегодня городские скульптуры в Киеве. Тот же Паниковский на Прорезной или Проня Прокоповна на Андреевском спуске — все это сделано на деньги частных предпринимателей и банков. «На городские скульптуры не потрачено ни одной бюджетной гривни», — утверждает Р. Кухаренко.

Так или иначе, но оригинальные монументальные шедевры в регионах строятся, как правило, за деньги из казны. Скажем, на приобретение и установление в Черновцах скульптурной композиции «Сердце любви» из целевого фонда социально-экономического развития города было выделено 50 тысяч гривен. Уже упомянутая свинья в Полтаве также не обошлась без бюджетной поддержки. Между тем, как утверждает замглавы Украинского общества охраны памятников истории и культуры Николай Пархоменко, нынешнее состояние, так сказать, традиционных памятников в Украине хуже, чем в послевоенные годы. Об их ремонте и реставрации при формировании местных бюджетов почему-то забывают. Вот и получается, что тысячи исторических объектов (в основном они связаны с Великой Отечественной войной) сегодня сравняли с землей. По словам Н. Пархоменко, вандализм постепенно сходит на нет. Но не потому, что наши соотечественники вдруг стали сознательными и больше не желают зарабатывать на памяти. Просто воровать уже нечего. В некоторых регионах доходило до того, что брали не только дорогостоящие цветные металлы — демонтировали даже камни и чугун. Не говоря уже о том, что некоторые памятники изначально строились из недолговечных материалов и сегодня нуждаются в срочной реставрации. Но на это нет денег. По той же причине была отклонена идея создания музея советской скульптуры. Ведь, не секрет, в запале уничтожить все, что напоминает об эпохе тоталитаризма, в Украине демонтировали ценные памятники рук известных скульпторов. Но нынче, похоже, более популярны другие инициативы. К примеру, в Херсоне уже подумывают установить памятник арбузу, а в Мариуполе — черешне.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ