Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мост преткновения

5 мая, 2005 - 19:50

Конфликт строителей и дачников разгорается?

Столица с нетерпением ждет окончания строительства нового крупного стратегического объекта — Подольского мостового перехода. С этим событием жители Киева связывают большие надежды по решению одной из главных проблем города — транспортной. Новый мост должен взять на себя часть автомобильных потоков, разгрузить Московский мост, на который сегодня приходится практически двойная нагрузка, и сделать возможным пуск новой линии метрополитена, которая, наконец, облегчит жизнь жителям Троещины. Сейчас Подольский мостовой переход интенсивно строится и, по заверению начальника строительства Подольского мостового перехода Юрия Иржицкого, начнет работу уже в 2007 году. А к концу десятилетия планируется введение в эксплуатацию всего мостового перехода в полном объеме. Однако сегодня сложилась ситуация, которая может свести на нет ударные темпы работы мостостроителей.

Интересно, что необходимость строительства этого важного для города объекта была очевидна еще полвека назад. В 1960-е годы обсуждался вопрос о строительстве двух мостов: Московского — для пропуска автомобилей и Подольского — для движения метро. Совмещенные проекты тогда были непопулярны. Московский мост построили практически сразу — еще в 1970-е годы, а сооружение Подольского пришлось отложить на 30 лет.

Эта отсрочка была вызвана не только банальной причиной — отсутствием финансирования. Были трудности, связанные с необходимостью прокладывать магистральный подъезд через старую заповедную часть города, что вызвало справедливый протест государственных структур, ответственных за сохранность памятников истории и культурного наследия. Тогда рассмотрели около 20 вариантов расположения трассы, обеспечивающей подъезд к Подольскому мосту. В том числе — и вариант пересечения Днепровской поймы в тоннелях. Но если для метрополитена такой вариант был отброшен только из-за несопоставимой дороговизны, то для автомагистрали он оказался вообще нереальным. Даже сейчас, когда стало возможным приобретение за рубежом уникального проходческого оборудования, позволяющего разместить в тоннеле автотрассу, стоимость конструкции была бы не сопоставима с мостовой.

Одним из решающих факторов, не позволившим в 1980-е годы начать строительство, стал протест против прохождения трассы по территории садово-дачных участков на левом берегу. Русановский садовый массив возник в середине 50-х годов прошлого века и на тот момент находился за пределами города. С появлением и быстрым развитием таких районов, как Троещина и Воскресенка, русановские дачи оказались внутри городской застройки. Это противоречит принципам градостроительства, поэтому Генпланами 1986-го, а затем и 2002 г. вся территория, занимаемая дачными участками, отведена под городскую застройку. Как вспоминает корифей мостостроения, профессор Георгий Борисович Фукс, в те годы согласование трассы на этом участке вызвало активное сопротивление хозяев русановских дач. Они писали жалобы во всевозможные инстанции, обращались к прессе, которая, в свою очередь, устрашала общественность неизбежностью экологических катастроф и прочими сомнительными кошмарами. Все эти дебаты отодвинули решение вопроса на три года. А тут уже начался экономический кризис первых лет независимости. Не будь этих протестов, считает профессор Фукс, Подольский мостовой переход уже давно бы служил киевлянам. Причину этой неразберихи он видит в несовершенстве наших законов. Ведь никто тогда не собирался ущемлять интересы дачников — им была гарантирована денежная компенсация либо переселение в равноценный дачный участок. Однако законного пути решения вопроса найдено не было.

Как оказалось, с тех пор наше законодательство, касающееся разрешения конфликтов частных собственников с государственной властью, не изменилось. И неразрешимый спор, возникший несколько десятилетий назад, сегодня вполне может вспыхнуть с новой силой. Недавно на градсовете был рассмотрен новый вариант левобережного подхода к Подольскому мосту. В прежнем проекте автотрасса к мосту, под которой планируется и строительство линии метрополитена, должна пройти через Русановские сады. По расчетам, это повлечет за собой снос более 450-ти участков, на которых, в отличие от советских времен, уже выросли весьма крепенькие домики. А поскольку по сей день нет четких правил возможной компенсации и нормативов урегулирования подобных вопросов, очевидно: нас ждет новая волна судебных разбирательств между садоводами и строителями.

Как выход из сложившейся ситуации автодорожники предложили изменить конфигурацию трассы на левобережном подходе к мосту таким образом, чтобы она затронула как можно меньшее число садовых участков (в новом проекте — только четыре). Понятно, что в этом случае совместить ее с линией расположения метро невозможно. И вопрос сноса участков, который неминуем при строительстве метро, остается нерешенным. Но хотя новый вариант проекта имеет ряд других существенных недостатков, градостроители сочли его возможным.

Это решение определил еще и тот факт, что в настоящее время финансирование строительства автодорог опережает выделение государством средств на строительство метрополитена. По словам метростроевцев, при нынешней динамике их финансирования новая линия метрополитена, ведущая на Троещину, появится здесь не раньше, чем через восемь—десять лет. И если дожидаться, когда капиталовложения в разные транспортные сферы совпадут, возникает реальная опасность того, что после сдачи долгожданного Подольского мостового перехода он станет тупиком. В данном случае строительство новой автотрассы может быть единственным выходом. Хотя без метрополитена оно не решит задачи полностью. К тому же, переселение садоводов, по мнению градостроителей, займет немало времени. Не может же все это время Подольский мост простаивать. Поэтому пока принято решение проложить в ближайшее время автомагистраль по берегу. Проект левобережного подхода к мосту в старом варианте остается в силе и будет осуществлен при необходимом финансировании метростроителей.

КСТАТИ

Киевские власти будут предлагать владельцам дачных участков на Русановских садах, по территории которых пройдет трасса Подольского мостового перехода, новые земельные участки в качестве компенсации. Об этом, как передает Интерфакс-Украина, сообщил киевский городской глава Александр Омельченко. По его словам, город предложит людям, имеющим на Русановских садах участки площадью четыре сотки, новые участки площадью до 10 соток не хуже и не слишком далеко от этого места. Кроме того, будет проведена независимая экспертная оценка дачных домиков, которые пойдут под снос, и их владельцы на новом земельном участке площадью десять соток смогут получить «не худшие сооружения». Также, по словам А. Омельченко, желающие смогут получить денежную компенсацию за землю и сооружения от городских властей.

Наталья ЯРОШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ