Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мост — разъединяет!

8 июля, 2005 - 20:29
МУЗЕЙ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ЗАПОВЕДНИКЕ «ХОРТИЦА» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День» ПРОСТОЯВ ПОЛТОРЫ НЕДЕЛИ НА МАЙДАНЕ НЕЗАЛЕЖНОСТИ, УЧАСТНИКИ АКЦИИ ПРОТЕСТА ЗАЯВИЛИ О ТОМ, ЧТО ПЕРЕХОДЯТ ПОД СЕКРЕТАРИАТ ПРЕЗИДЕНТА, ГДЕ ТАКЖЕ БУДУТ ОТСТАВИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПОВЕДНИК «ХОРТИЦА» ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Уже полторы недели на столичном майдане Незалежности продолжается бессрочная голодовка запорожских священников и депутата Запорожского городского совета — членов городской ассоциации «Защитим Хортицу», которые протестуют против сооружения автомагистрали через Днепр. На сегодняшний день проблема одного города приобрела общенациональный масштаб. В конфликте между местной властью и защитниками Хортицы уже есть пострадавшие. Это жители одного из районов города, которые ежедневно тратят несколько часов на дорогу на работу. Напомним, что строительство моста через остров Хортица в Запорожье продолжается, несмотря на подписанное Президентом распоряжение о прекращении строительства автомагистрали через Днепр в этом месте. Распоряжение также предполагает создание рабочей группы по изучению вопросов строительства. Она должна в течение месяца проанализировать разработки проектных научных учреждений и организаций, а также предложения общественности, изучить альтернативные варианты прохождения такой магистрали и подготовить свои выводы и предложения.

Сегодня никто не отрицает, что транспортная проблема в Запорожье существует и нуждается в немедленном решении. Не вызывает сомнения и тот факт, что мост сможет «разгрузить» пробкоопасные районы города. Вопрос в другом: действительно ли автомагистраль должна проходить через заповедник «Хортица»? И если да — то какими могут быть последствия этого. Дать ответы на все эти вопросы сегодня и попытался «День».

Члены Запорожской городской ассоциации «Защитим Хортицу» выступают за немедленный запрет строительства мостов через Национальный заповедник «Хортица», так как, по их мнению, «строительство мостов развязывает руки всем власть имущим расхватать по куску Хортицу», которая является историческим и культурным памятником всей нации, и превратить ее в «остров развлечений». К тому же, по словам вице-президента ассоциации Святослава Щербины, остров является одним из сильнейших энергетических центров на земле, и проложить через него транснациональную магистраль означает предать своих предков, надругаться над их костями, тысячи которых похоронены на этой земле. На отчаянные меры члены ассоциации решились потому, что, несмотря на неоднократные обращения в Верховную Раду, к правоохранительным органам, прокуратуре и Президенту, незаконное строительство не прекращено, хотя обсуждение вопроса о строительстве мостов в Верховной Раде вынесено на повестку дня только на октябрь 2005 года. К тому же, по словам одного из голодающих, Владимира Мельниченко, в разговоре с геологами, проводившими исследование на «острове конфликта», был найден большой тектонический разлом, который из-за строительства может увеличиться и навредить уже существующим мостам Преображенского. Юрий Кравченко, который, единственный из 64 депутатов Запорожского городского совета, проголосовал вообще против строительства мостов, утверждает, что запорожская власть искусственно создает транспортную проблему в городе и прикрывается ею для реализации своих планов.

А пока между чиновниками идет борьба за остров, а члены ЗГА «Защитим Хортицу» собирают подписи киевлян и гостей столицы, 300 тысяч жителей Хортицкого района Запорожья (а это не меньше, чем областной центр Полтава) вынуждены страдать. Каждая поездка на работу или учебу превращается в настоящее испытание. Решайте сами, является ли нормальной ситуация, когда человек вынужден ежедневно тратить четыре часа только на дорогу. Мосты Преображенского, построенные в 1958 году, рассчитаны только на два ряда автомобилей, поэтому пробки действительно неизбежны. Каждый день, опаздывая на работу и в учебные заведения, хортичане с нетерпением наблюдают за начатым строительством и считают новые опоры. Ведь строительство мостов идет полным ходом, и на него уже успели потратить около 100 миллионов гривен. Хортичане уверены, что городская власть давно не беспокоится о своем народе, ведь здесь отсутствуют трамваи, троллейбусы, почти все автобусы заменили частными маршрутками «Богдан». В то время, когда жители других районов за одну гривню могут добраться через весь город в другой район, они за ту же цену доезжают только до проспекта Металлургов (первая остановка, где можно пересесть на другое маршрутное такси). Хортичане боятся, что, построив мосты за пределами Хортицы, им придется добираться до центра за 2—3 гривни. Попробуйте что-то объяснить о национальной гордости и сознании разозленным людям, когда они два часа ждут маршрутку в жару или метель, а потом наталкиваются в «газельку» по 18 человек.

Кстати, еще в советские времена остались разработки двух мостов, которые соединяют Хортицкий жилмассив с «цивилизацией»: один — вниз по Днепру, за несколько сот метров от острова, должен соединять Бабурку (так в народе называют Хортицкий жилмассив) с Южным микрорайоном. А в другом конце Запорожья мост должен был соединить правый берег с Павлокичкасом, районом, где расположены почти все большие предприятия казацкого края.

КОММЕНТАРИИ

Константин СУШКО, директор Национального заповедника на о. Хортица:

— Я, как руководитель заповедника, не могу приветствовать строительство, которое не имеет отношения к самому заповеднику. Мост будет наносить вред заповеднику. Но люди живут по другую сторону Днепра. Наверное, не нужно было там их селить? Но сегодня они там живут и им как-то нужно ездить на работу и т.д. Кстати, был прекрасный вариант сделать реконструкцию существующего моста, а не пропагандировать лишь один вариант, который сегодня воплощается в жизнь. На старом мосту можно было снять железнодорожные пути с верхнего яруса и сделать автомобильную трассу. Железную дорогу можно было пустить через Южный мост. Весь транзитный транспорт также пошел бы южнее города. А на старом мосту два яруса отдать в городское распоряжение. То есть старый мост после непродолжительной реконструкции работал бы на благо города. Было бы двухъярусное движение по мосту. Никто этим вариантом не занимался. А ныне деньги вложены и все мы стали заложниками этого решения.

Максим ОСТАПЕНКО, заместитель директора Национального заповедника «Хортица» по науке:

— В отношении памятников археологии, которые расположены на территории трассы строительства мостовых переходов на острове Хортица, я могу официально заявить следующее, что, в соответствии со всеми требованиями закона об охране культурного наследия и закона Украины об охране археологического наследия, выполнены все необходимые требования по проведению предварительных исследований по выявлению исторических памятников. На протяжении уже трех лет на участке строительства ведутся системные археологические исследования. То есть в начале была проведена подробная шурфовка на протяжении всей трассы строительства мостовых переходов и трассы перехода через остров Хортица. Зона, которая выделена под строительство, попадает в зону, которая имеет сильные повреждения еще при строительстве первых мостов. То есть практически целых, неповрежденных участков там не сохранилось. Единственно два участка, один из которых под водой, обнаруженный в 2003 году, был исследован, находки подняты и переданы в музей, а второй участок — это на левом берегу острова Хортица в районе моста Преображенского, то есть на новом Днепре, был обнаружен неисследованный слой: памятник археологии поселения эпохи бронзы. На протяжении последних двух лет ведутся раскопки этого участка. То есть вся территория, которая попадет под строительство, сейчас полностью исследуется. На сегодняшний день исследовано около 25 погребений XVIII века и обнаружено огромное жилище, которому порядка 3,5 тысяч лет. Оно относится к Сабатиновской культуре эпохи поздней бронзы. Это жилище, безусловно, представляет довольно большой исторический интерес. Будет принята государственная программа, согласно которой этот памятник будет музеифицирован. Он будет экспонироваться на территории Национального заповедника Хортица.

Таким образом, благодаря стоительству мостов было выделено очень серйозное государственное финансирование на исследование памятников острова Хортица, Мы получили массу интереснейшей информации, открыто множество новых объектов, получены новые экспонаты для музея. Лично я считаю, что никакого вреда памятникам острова Хортица строительство мостов не нанесет.

Анатолий ХОЛОДНЯК, начальник отдела изысканий института «Запорожводхоз»:

— Как специалист-геолог считаю, что в природном и экономическом отношении мост выбран наиболее правильно. В настоящий момент строительство моста актуально именно в этом месте. Строить мост ниже Хортицы можно будет только тогда, когда будет развязка здесь. Учитывая, что на правом берегу — на Бабурке живет 300 тысяч человек. Людям нужно добираться в город. А транзитный транспорт у нас в основном идет по трассе Москва — Симферополь, а со стороны Днепропетровска небольшое направление. Строительство ниже острова Хортица — это удорожание стоимости. Нужно будет строить дорогу от Бабурки до Нижней Хортицы, потом людям снова возвращаться со стороны Южного вокзала в центральную часть города. Я считаю, что в экологическом отношении строительство моста выбрано правильно.

КСТАТИ

Сергей ОЛЬШАНСКИЙ, председатель депутатской комиссии по развитию предпринимательства Запорожского областного совета инициировал и начал сбор подписей среди предпринимателей Запорожской области под обращением к Президенту Украины в поддержку строительства мостов через Днепр. Среди тех, кто поддержал инициативу депутата, известные запорожские бизнесмены Ирина Лех, Михаил Полковников, Тим Самарский — всего около 50 человек.

Подготовил Александр ВОРОТИЛОВ, Запорожье

Ольга МАКСИМОВА, Максим ГИЛЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ