Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Можно ли задавить «рублем» тягу человека к высокому искусству?

20 января, 2000 - 00:00

Сейчас же радужные мечты многих родителей, желающих обучить дитя игре на инструменте, разбиваются о кругленькую сумму оплаты за обучение, которая за последние годы возросла с недавних еще 1,5—15 рублей до 15—25 гривен в месяц. Анализ родительских заявлений о прекращении учебы в музшколе показал, что большинство учеников выбывают из-за невозможности оплачивать обучение. Серьезно бьют по маленьким музыкантам и регулярные решения-постановления Кабмина и Минфина о необходимости сокращать контингент учащихся музшкол. По словам директора 2-й детской музыкальной школы Черкасс Станислава Царинного, еще недавно в его ДМШ занималось 535 детей. Почти четверти учеников (106) школа лишилась после ряда распоряжений, подобных такому: «В зв'язку з відсутністю коштів на утримання учбових закладів в галузі культури скоротити контингент учнів ДМШ № 2 за 1997— 1998 учбовий рік на... 12%». И так по всем музшколам.

В таких условиях быть бы живу и самим преподавателям-музыкантам, чьи реальные зарплаты зависят от количества учеников и частенько не поднимаются выше сотни. Вот данные по ДМШ № 2, где преподаватель скрипки получает 40 гривен в месяц, баяна — 55, виолончели — 63, хора — 36 и сольфеджио — 50. Особенно горько за преподавателя бандуры — инструмента уникального. Учительница-бандуристка с прекрасным голосом и консерваторским образованием (а это значит, что своей профессиональной подготовке отдала как минимум 16 лет жизни) имеет сегодня два ученика, получая всего 43 гривны. Правда, как сообщила нам начальник городского управления культуры Лидия Никитенко, недавно принято решение уменьшить взимаемую с учеников оплату за обучение на бандуре, так что есть надежда, что ситуация изменится.

И учить, и учиться музыке сегодня непросто. Удары сыплются со всех сторон: дороговизна, подчас недосягаемая, музыкальных инструментов, отсутствие нотной продукции. Книжные магазины предложат вам подержанную, отслужившую свое, но еще достаточно дорогую по цене учебную литературу или самиздатовские сборники аккордов для гитары. Каков контраст с нотными сокровищами в магазинах начала 80-х: роскошные иностранные многотомники, нежно-палевые «собр. соч.» Шопена, оптимистически мандариновый Гайдн, в темно-зеленой обложке бархатный двухтомник Бетховенских сонат! С ностальгией вспоминает прежнюю упорядоченную систему книготорговли товаровед Дома книги Елена Шпилько: «В те времена я всегда работала с издательствами «Советский композитор», «Музыка», «Музична Україна» по тематическому плану. Знала, какие сборники выйдут, поддерживала связь с музыкальными школами и библиотеками, советовалась с постоянными покупателями. Я была в курсе того, какова потребность в нотах, сколько учащихся в классе гобоя и баяна. Могла заранее заказывать литературу, зная в какой музшколе каким учебникам «Сольфеджио» отдают предпочтение преподаватели... Сейчас музыканты — и ученики и учителя — приноровились заниматься по ксерокопиям».

И все же, разве можно задавить «рублем» тягу человека к высокому искусству? Пусть не так стабильно, как, скажем, в Германии, или не так наполненно, как в России (оплата за обучение там гораздо ниже нашей и поток учащихся по-прежнему не ослабевает), но в Черкассах сейчас работает шесть школ эстетического воспитания, где занимается 3,5 тысячи детей. С 1996 года Управление культуры организовывает и проводит конкурс «Таланты твои, Черкассы», одаренные дети-победители помимо призов, которыми Управление культуры и спонсоры стараются всегда наградить ребят, еще и освобождаются от оплаты за обучение. Пожалуйста, старайся — учись и реализуй таланты! Имена «звезд» и «звездочек», как например, И. Рислинг (ДМШ № 1), Д. Дяченко (ДМШ № 2) и Н. Сотниченко (ДШИ) — хорошо известны в городе.

«Я считаю, что сохранить в таких непростых условиях контингент учеников — наше достижение, — считает Лидия Никитенко, начальник городского Управления культуры. Такой цифры — 3,5 тысячи учеников — нет ни в Полтаве, к примеру, ни в Кировограде. Там всего 1200 — 1500 детей учатся в школах искусств. Несмотря на сложное положение с финансированием культуры, нам удалось сохранить и специалистов, и все школы эстетического воспитания, хотя их реальные нужды составляют сегодня 90% городского бюджета».

Бюджет-2000 — сейчас это самая болезненная проблема для музыкальных школ. Сэкономить на культуре — согласно «Методике подхода Минфина Украины к определению бюджета на 2000 год» — предусмотрено за счет 26859,5 единиц работников школ эстетического воспитания. Их, работников, просто предлагается исключить из общего числа работников культуры, а школы, где они работают, перевести на хозрасчет, то есть лишить поддержки из местных бюджетов. Для самих школ перевод на самоокупаемость — прямой путь к ликвидации. Ведь оплата за обучение тогда неизбежно вырастет, как минимум в два раза, и отток учащихся достигнет критической отметки. И если события развернутся так, то девять тысяч детей области будут лишены возможности обучаться азам искусства, свыше 1200 преподавателей останутся без работы. Большей экономии госсредств трудно и представить, особенно если учесть перспективу цепного паралича всей многоступенчатой (вплоть до консерваторий) системы музыкального образования в стране.

«Вспоминается последнее собрание родителей и коллектива школы, где собирали подписи в защиту нашего учебного заведения, — говорит Станислав Царинный. — Мама одного из учеников, ребенка-инвалида, в сердцах сказала: мало нам материальных проблем, так еще государство отбирает у ребенка возможность учиться музыке, как бы прибавляя к болезни физической еще и перспективу духовного увечья». Страшные слова, немузыкальные. Страшная перспектива. Тревожно ожидание ответа на этот вопрос.

Елена БУЕВИЧ, Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ