Вне всяческих сомнений, газета «День» является очень почтенным и высокоинформативным изданием. Приятно, что газета выполняет функцию четвертой власти, надежного источника правдивой информации, предоставляет трибуну гражданам с разнополярными взглядами. И это очень полезно для построения действительно демократического общества.
Меня больше всего волнуют острые публикации, в которых анализируются причины нашего «политического рахита», духовной деградации и экономической дистрофии. Почта «Дня» переполнена искренними переживаниями читателей относительно информационно- языковой ситуации. Приятно, что за судьбу украинского языка болеют не только «бандеры», но и люди других национальностей.
Хочу поделиться своими наблюдениями, мыслями и предложениями.
Когда дела приводят в стольный Киев, обязательно заезжаю в Канев, к «Гробу Господнему» (так называю могилу Тараса Григорьевича Шевченко). Пока разогретый безумной скоростью табун в сто сорок «лошадок» восстанавливает силы под капотом моего автомобиля, общаюсь с Пророком, воодушевляюсь могущественной благодатной энергией его души.
Так и в этот раз, постояв возле могилы нашего Учителя, спустился на смотровую площадку и любуюсь сказочным, лучшим в Украине, пейзажем. Эта красота принадлежит и не принадлежит нам. Мы на собственной, но все же не на своей земле, потому что выполнили только часть завещания Кобзаря — похоронили, но не поднялись, духовных кандалов не порвали. Да и семейку, — что словно за грушу на Кайдашевой меже, дерется то за церковь, то за властные портфели, то за немощную булаву, — семьей вольной, новой тяжело назвать.
Мои невеселые мысли прервал детский возглас: «Мама, пасматрі, как здесь красіва!» Повернувшись, вижу подростка и его родителей. «По-видимому, туристы из России», — подумалось.
Чтобы шумная троица не мешала, направился вглубь рощи слушать музыку родной природы, а после этого — на поляну, с которой видно знаменитого красавца, который разлегся посреди Украины, грея свои бока под ласковым майским солнцем.
Через час опять встречаю этих же туристов. Познакомились, немножко поговорили. Оказалось, что мужчина родом из Канева, но живет и работает сейчас в Тюмени. Правда, от главы семейства веяло не туманом с ароматами тайги и не нефтью, а местным самогоном. Жена сказала, что родом она из Запорожья. Между собой они разговаривали на русском, но с явным надднепрянским акцентом. На вопросы, что их сюда привело, объяснили, что «мєста здєся красівиє» и что здесь, в охране парка, работает их родственник. О Шевченко не вспомнили ни единым словом, очевидно приняв Кобзаря за не самый важный объект «ахраняємой мєстності». Последним штрихом кисти в описанной картине было приглашение на обед тучной администраторши ресторана «Тарасова гора»: «Захадітє, пожалуйста, борщика украінского покушать!»
Вспомнился урок биологии, где учительница рассказывала нам о явлениях мимикрии, метаморфозы и мутации. Они происходят тогда, когда какой-то вид фауны или флоры оказывается в неблагоприятных условиях. Вследствие этого происходят изменения в организме. Первые два процесса обратимые, а третий — нет. По Дарвину, процесс мутации ведет к исчезновению вида или превращению в другой. Досадно, что эти процессы характерны и для рода человеческого. Здесь не происходит анатомо-физиологических изменений, но наблюдается явная деформация ментальности, духа, характера и психологии людей.
После варварского разрушения Киева в 1169 году ростово-суздальской ордой под руководством Андрея Боголюбского, наша прадержава перестала существовать. Киеворусичи (украинцы) в течение долгих галерных веков не имели возможности нормально воспроизводить свою популяцию. Под жестоким давлением чужого этноса происходили рецессивные процессы денационализации, ассимиляции и атрофии родного духа, которые постепенно, из поколения в поколение, поражали все больше и больше наших людей. Царизмом и большевизмом проводилась политика москвинизации Руси- Украины, начиная от обязательных молитв на русском языке и заканчивая этноцидом, голодоморами, принудительными переселениями. Те, кто выжили, поверив сказочкам «дєдушкi» Ленина о дармовых обедах светлого будущего, вынуждены были даже внешне перекраситься под цвет революционных знамен, да и на собственную национальность нанести некоторый макияж, чтобы быть больше похожими на ту народность, что «всєх румянєй и бєлєє».
Вот красноречивый факт. В 1929 году во время переписи населения в реставрированной красной империи украинцев было на 3,5 млн. больше, чем россиян, то есть 81,195 млн. Это без учета украинцев Кубани, Западной Украины, Буковины и Закарпатья. А через 50 лет во время очередной переписи россиян уже было 137,391 млн., а нас — 36,489 млн. То есть украинцев стало приблизительно вдвое меньше, а россиян в столько же раз больше. («Население СССР»,М., Политиздат, 1989 г.). Кремлевские «мичуринцы» успешно проводили креативную мутацию порабощенных народов. За период существования страны Советов навеки исчезли 80 малочисленных народов. Такая же судьба ждала и украинцев.
Важная роль в процессе мутации отводилась смешанным бракам, в которых дети и внуки вырастали, преимущественно, с неукраинской, а то и с антиукраинской психологией. Миллионы украинцев-киеворусичей покалечили себе судьбы, воспитав детей и внуков в условиях силового поля чужого менталитета. В ловушку попадали преимущественно способные, талантливые и перспективные украинцы, которым предки не растолковали предостережение Пророка: «Кохайтеся чорнобриві, та не з..» Страшно подумать, что в этой толпе когда-то был и я, отрабатывая карму своего народа. Оставался бы там и до сих пор, если бы не сработало здоровое неприятие неправды и зла, которое подсознательно ощущал всегда, и целебное воздействие новой, раньше недоступной, информации.
К сожалению, и до сих пор продолжается самое опасное — мутация этнического киеворуского духа. Продолжается русификация украинцев. Украинский язык с каждым годом все меньше и меньше становится разговорным. Информационное пространство почти на 80% русифицировано. В условиях безумного развития кибернетики и коммуникаций это положение становится фатальным. Отсутствие единства и родства делает наш народ политически недееспособным, с низким коэффициентом полезного действия. Ведь известно, что нация без пассионарного духа — полутруп, который не в состоянии быть архитектором собственной судьбы. Это тождественно тому, когда тяжелобольного человека заставляют установить новый олимпийский рекорд. Производительной силой остаются только сознательные патриотически настроенные граждане, количество которых недостаточно.
Проблема возвращения украинского народа к своим духовным источникам становится Гамлетовской дилеммой — быть или не быть, жить или умереть. Если не покончить с денационализацией, которая уничтожает украинский этнос и плодит легионы моральных уродов и мутантов, то Русь- Украина никогда не станет нормальным государством, а будет вечным аутсайдером на всемирных соревнованиях наций. Единственная альтернатива для мутации — реукраинизация. Спасти ситуацию может только немедленная консолидация всех прогрессивных проукраинских сил вокруг новой национальной идеи, суть которой в новом украинском патриотизме на многоэтничной основе.