Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музей на миллион

Какие всеукраинские проблемы обнажила «новая экспозиция» в Малой Виске на Кировоградщине
8 июня, 2018 - 12:59

Недавно в районном центре Малая Виска на Кировоградщине открыли после реконструкции краеведческий музей, который с перерывами действовал с 1978 года. На это выделили рекордную как для райцентра сумму — свыше миллиона бюджетных гривен. Но после первых посещений заведения местные краеведы забили тревогу: по их словам, в музее «на миллион» обновили лишь стены, однако «начинка» в отдельных местах осталась несколько советской.

Скандал начался с заметки в «Фейсбуке» учительницы истории местной гимназии, волонтера Елены Мазур, которая, посетив заведение, была шокирована его концепцией. Точнее, отсутствием ее как таковой. По ее словам, кроме фактических ошибок на стендах (например, использование понятий «Голод» вместо «Голодомор», «Великая отечественная» вместо «Вторая мировая»), в музее не хватало информации о новейшей истории Украины. Зато советским временам и даже построению «социально справедливого общества» было отведено значительно больше места.

«Меня поразило то, что все стенды, посвященные новейшей истории Украины, почему-то разместили в коридоре, не был представлен украинский Рух сопротивления, ни слова о диссидентах, обошли вниманием столетие Украинской революции. Почему нигде нет информации о полковнике УНР Андрее Долуда из села Плетеный Ташлык в Маловисковском районе? А он между прочим был командиром казацкого отряда имени Ивана Гонты, начальником штаба армии УНР первого зимнего похода. Директор музея говорит, что нет источников, которые бы подтверждали участие наших земляков в тех событиях, но стоит пройтись несколько сотен метров к районной библиотеке — и вот вам источник — журнал «Незрима нація» (№9, 2012 г.). Что касается современных событий, которые однако уже стали историей, то в музее для этого отвели лишь несколько стендов. На одном повесили фото наших военных, которые погибли во время АТО, на другом фото периода Революции Достоинства, но без подписей. А где же волонтерское движение? А где информация о добровольцах из Маловисковского района? Это тоже история и этой истории не нашлось места в музее. Зато большая часть помещения посвящена «строительству общества социальной справедливости (вывеску впоследствии сняли.  — Авт.)», — делится первыми впечатлениями Елена Мазур.

Возмущение историка поддерживают и краеведы, которые организовали мощные сельские музеи в Злынке и Хмелевом Зина Шевченко и Ольга Голованова, а также лауреат нынешней премии в сфере краеведения Борис Шевченко. Они убеждены — концепция музея, в который вложены государственные средства, должна отвечать современным концепциям изучения истории, а не транслировать устаревшие советские взгляды.

Кстати, о концепции. Над ней работала рабочая группа, куда вошли чиновники из райсовета и РДА, нынешний директор музея и методист (по специальности историки), журналистка районной газеты, художник и представитель ветеранской организации. Все работали на добровольных началах.

Краеведы заверяют, что о создании рабочей группы широкой общественности не было известно, да и открывали музей почти тайком — перерезать ленту пригласили председателя ОГА, районных чиновников и городского голову, однако не тех, кто завтра поведет туда детей.

Комментируя ситуацию, директор музея Анатолий Коваленко подчеркивает, что музей не прекращал работать во время ремонта, потому ни о каком официальном открытии речь не шла, именно поэтому и не приглашали историков (однако на официальных сайтах городского совета и ОГА указано именно об открытии. — Авт.). Во время монтажных работ функционировали переносные выставки, потому о каком-то «перерезании ленты» речь не идет. Относительно самого содержания экспонатов, то готов отстаивать именно такую концепцию, которая заключается в том, чтобы «показать исторический факт».

«Районная власть поставила задачу: обновить стенды. Но никто не помогал их наполнять, никто не пришел с предложением помочь. И смех, и горе. Чуть ли не в каждом номере «районки» мы публиковали призыв: «Уважаемые граждане, продолжается усовершенствование материально-технической базы музея, пожалуйста, помогите, у кого есть предметы древности, архивные фото или документы, касающиеся истории нашего края, — приносите нам. Активности краеведов, которые сегодня начали критиковать содержание музея, тогда почему-то не наблюдалось».

В отделе культуры и туризма РГА тоже подчеркивают: экспозиции не статичные, над их содержанием будут работать, однако акценты при этом будут делать прежде всего на событиях, которые происходили на территории Маловисковского района.

В настоящее время музей занимает целый этаж (320 кв. м) районного дома культуры и объединяет три тысячи экспонатов и 22 баннера о местных общинах.

После того как его посетил заместитель председателя областного совета Игорь Степура (он назвал музей «образцом преступного саботажа указов Президента»), в районе решили вернуться к обсуждению концепции музея и прислушиваться к советам профессиональных краеведов. Рабочая группа в составе научных работников и музейщиков заработает уже на этой неделе.


КОММЕНТАРИЙ

«ВОПРОС СРЕДСТВ, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ»

Сергей СИРЕНКО, кандидат исторических наук, этнолог, член Национального союза краеведов Украины:

— История этого музея началась еще в 1970-х годах благодаря краеведу Маловисковского района Александру Ковтуну. В помещении только что построенного Дома культуры он начал собирать коллекцию, которая имеется на сегодня. Был очень активным, исследовал историю края во Второй мировой войне (конечно, освещала историю она в советском духе, но содержала значительный фактический материал, который на сегодняшний день является достаточно ценным), в поисках экспонатов переписывался с разными людьми со всего Советского союза, к нему обращались за помощью в поисках могил родных и тому подобное. Владел даром оратора, мог рассказывать и официальную, и неофициальную историю. То есть и о Голодоморе, и фактах Второй мировой войны, которые не афишировались (например, когда в 1944 году сотрудники полевого военкомата забирали людей в вищанских селах и говорили: «Оружие, ребята, добудете в бою» и тому подобное). Но все держалось на его памяти и энтузиазме, документальное описание экспонатов должным образом не велось (поэтому на сегодня много информации утрачено, но на время создания это было мотивировано, потому что тогдашняя власть не имела документов, которые бы использовали против исследователя). Но коллекция сохранилась, и на ее основе его преемники могли продолжать это дело.

Благодаря публикациям местных СМИ я сделал «виртуальную» экскурсию по обновленной экспозиции краеведческого музея Маловисковского района. Прежде всего сделал акцент на советском уклоне в ее концепции. Во-вторых, руководство музея говорит, что музей представляет историю региона. Но, к сожалению, в экспозиции я не нашел подтверждения этого тезиса. Несколько примеров. На одном из панно изображена скифская баба в степи. Но это условное изображение. Хотя известно, что в современном селе Гаевка (раньше — Ленинка, еще раньше Эрделивка) археологом и этнографом Владимиром Ястребовым еще в ХІХ веке была обнаружена скифская баба. В настоящий момент эта скульптура размещена на территории Кировоградского областного краеведческого музея. Поэтому Маловисковский музей мог разместить фотографию именно «своего» свидетеля истории. Если говорить о давнем археологическом периоде, то также есть материалы относительно раскопок в селе Краснопилка, где были найдены артефакты трипольской эпохи. На стендах это теряется, они более общеукраинские. Стенд, посвященный Голодомору, назван «Голод», и здесь размещено общеизвестное фото памятника погибшим в Киеве, хотя в Малой Виске есть свой мемориал, построенный в начале 90-х, один из первых в области, на средства самих жителей района.

Как этнолог я езжу в экспедиции по всей Украине и должен констатировать, что проблемы осовременивания экспозиций можно назвать общеукраинскими. (Хотя есть и приятные исключения, например, Маневицкий краеведческий музей Волынской области, Рипкинский краеведческий музей на Черниговщине.) Прежде всего этот вопрос средств. Местные бюджеты часто их не имеют. Во-вторых, это вопрос переосмысления, создания новой концепции экспозиции. Чтобы кардинально менять все — нужны большие средства и значительно больше количества кадров по сравнению с тем, что есть в настоящий момент. Но, конечно, очень многое зависит от конкретных личностей, которые составляют музейный коллектив. Необходимо желание осовремениваться. Также важно, чтобы существовала коммуникация с другими заведениями, например, областными, в которых можно получить профессиональную консультацию.

 Что сегодня делать маловисковскому музею? На мой взгляд, во-первых, обнародовать, а в действительности разработать, концепцию. Во-вторых, организовать деятельность заведения, опираясь на музейные, научные и законодательные стандарты. Создать действительно работающий музейный совет. Учитывать советы специалистов, потому что, насколько известно из публикаций СМИ, в музее получали советы от директора областного краеведческого музея Натальи Агапеевой, краеведов района, планировали обратиться в институты археологии и источниковедения НАН Украины, но «на выходе» ничего не учли.

Подготовила Ольга ХАРЧЕНКО, «День»

Инна ТИЛЬНОВА, Кропивницкий. Фото пресс-службы Кировоградской ОГА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ