Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музей Павла Тычины хотят выселить

Стремительно возросло количество посетителей, но среди них ни одного чиновника или депутата
2 июля, 1996 - 18:53
А СЕГОДНЯ ОТКРЫВАЮТ ВЫСТАВКУ САМОДЕЛЬНЫХ КУКОЛ / НЕСМОТРЯ НА УГРОЗУ ВЫСЕЛЕНИЯ, В МУЗЕЕ РАБОТАЮТ ПО ОБЫЧНОМУ ГРАФИКУ: ПРИНИМАЮТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ, ПОПОЛНЯЮТ КОЛЛЕКЦИИ...

Центр Киева всегда был лакомым кусочком для желающих и жить в сердце столицы, и строить там офисные помещения. Сейчас объектом посягательств стал Литературно-мемориальный музей-квартира Павла Тычины, находящийся на улице Терещенковской, 5. Приблизительно месяц назад он получил от Фонда государственного имущества ордер о принудительном выселении. Причина — музей не заплатил ему 16 тысяч гривен за аренду помещения. Руководство музея считает, что кому-то просто приглянулись музейные комнаты, а долг называют искусственно созданным, поскольку средства на аренду в бюджете Киева на 2009 год были предусмотрены, но Киевская городская государственная администрация их почему-то не выделила. Поэтому музей-квартира, созданный в Украине первым, оказался под угрозой существования. На прошлой неделе, по этому поводу состоялся суд, но окончательного вердикта он так и не вынес: взял перерыв на три недели. Единственный плюс, который получил музей от этого конфликта, — возросшее количество посетителей. Как сохранить Литературно-мемориальный музей-квартиру Павла Тычины от закрытия, «День» поинтересовался у его директора Татьяны СОСНОВСКОЙ.

— Татьяна Викторовна, почему суд так и не вынес окончательное решение и что это может значить для музея?

— Меня и наших адвокатов очень настораживает, что суд взял так много времени для обдумывания. Такой длительный перерыв берут в случае тяжелых преступлений, убийств, а тут — дело о принудительном выселении музея, чего нельзя допустить. Дело в том, что в августе прошлого года Фонд государственного имущества расторг с нашим музеем договор об аренде из-за долгов. Почему городская власть не нашла такую небольшую сумму, чтобы заплатить за аренду помещения, я не могу объяснить. После расторжения договора, нас несколько раз предупреждали о выселении. Я обращалась в городские органы управления культуры о помощи, но реакции от них не было. В марте региональное отделение Фонда обратилось в суд с иском о выселении музея, потому что мы якобы находимся в помещении без всяких на то оснований. А неделю назад Комитет по духовности и вопросам культуры советовал Фонду госимущества пересмотреть свою позицию и отозвать исковое заявление. Все точки над «і» должен был расставить суд, состоявшийся 25 июня. Однако он не вынес никакого решения, поскольку Фонд госимущества забрал свой иск, а руководители главного управления культуры пообещали, что на протяжении недели-двух оплатят все долги. Если они выполнят свое обещание, мы подпишем новый договор аренды. Если бы Фонд госимущества не отозвал свое исковое заявление, я не знаю, какое бы решение принял суд. Первопричиной наших проблем и этого искусственно созданного долга является то, что музей находится в престижном жилом доме прямо в центре столицы. Мы занимаем две квартиры по 180 квадратных метров. Сейчас они принадлежат Министерству культуры и туризма, которое не против, чтобы мы как заведение перешли в их подчинение. Это поможет спасти музей. Если мы останемся в подчинении КГГА и наши квартиры будут переданы городу, неизвестно, какая дальнейшая судьба ждет музей. Поэтому спасением сейчас является переход музея, как самостоятельной организации, которая существует уже 30 лет, в подчинение Министерству культуры.

— В наше время открывается не так много музеев, насколько важно сохранить музей-квартиру Павла Тычины?

— Наше заведение было первым в Украине музеем, созданным в мемориальной квартире, а не в отдельной усадьбе или доме. Эта идея принадлежала Павлу Загребельному, планировалось создать музей в том доме, где жил Тычина, чтобы сохранить атмосферу жилья литератора. Экспозиционная площадь музея — немногим более ста квадратных метров, где хранится свыше 26 тысяч экспонатов, каждый из которых принадлежал Тычине. Это его библиотека, мебель, личные вещи, картины, которые ему дарили сами художники, рукописи — все то, что было в квартире на момент смерти поэта и что еще передали музею его друзья и родственники как личные вещи. Среди уникальных экспонатов — рисунки писателя, его музыкальные инструменты, книжки с его пометками и записями. Эти вещи сохранила жена после смерти писателя. Теперь в Украине нужно сохранить память о нем. Как музейное заведение мы можем популяризировать творческое наследие и жизненный путь, в котором было много белых пятен при Советском Союзе — путем работы с посетителями, визитов в учебные заведения, где мы читаем лекции благодаря обработке новых материалов, которые к нам поступают, и опубликованию их в прессе. Если мы перейдем в подчинение министерству, мы сможем открыть филиалы или музейные комнаты в тех городах Украины, которые причастны к Тычине. Это Чернигов, село Писки, где он родился, Умань, где действует университет его имени, Черкасщина, где он был депутатом. Для популяризации творчества необходимо издать сборник его поэзий большим тиражом, потому что этого давно уже не делали.

— Был ли таким популярным ваш музей до конфликта с выселением?

— Я проводила сравнительный анализ за весь прошлый год и за четыре месяца кризисного 2009 года, в течение которых мы приняли такое количество посетителей, как за 11 месяцев прошлого года. Число финансовых поступлений также возросло: мы заработали за несколько месяцев столько же, как за весь прошлый год. Все эти средства идут на содержание музея Тычины. Нет города в Украине, который нынче не обсуждает проблему музея. Мне звонили из Крыма, Харькова, Луганска, Запорожья. Проблема объединила общественность, которая понимает — нельзя допустить надругательства над музеем. Хотелось, чтобы это же сделали чиновники. Потому что сейчас ни один из депутатов не позвонил в музей и не спросил, какая помощь нам нужна.

— Как должно реагировать государство на ситуацию с выселением музея?

— Нужно принять дополнение к закону Украины о музеях, которое бы касалось неприкосновенности помещений, в которых они находятся. В случае с нашим музеем, нужно избавиться от долгов, перевести музей в подчинение Министерства, потому что все-таки Павел Тычина столько сделал для украинской и мировой культуры, что было бы логично, чтобы музей такого человека имел государственный статус. Я не знаю, осмелился ли бы какой-то чиновник поднять вопрос о выселении государственного музея из его помещения, потому что по отношению к городским музеям такой прецедент осмелились создать. То, что мы отстояли себя, это знак для других, что нужно бороться и не бояться.

Инна ФИЛИПЕНКО, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ