Art&Science — так называется экспериментальный проект Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Выставку представили к Международному дню музеев, по сути это 18 детективных историй об экспонатах из коллекции заведения. Организаторы обещают, что это лишь первый проект из цикла «Наука об искусстве», в рамках которого будут рассказывать общественности, что происходит «за кулисами» музея.
«Такой выставки у нас еще не было, как и ни в одном музее Киева, — говорит Елена Живкова, заместитель генерального директора по научной работе Музея Ханенко. — Здесь речь идет о нашей музейной кухне, о нашей научной работе. С утра до ночи мы исследуем предметы нашей коллекции. В водовороте истории многие произведения искусства теряют имя автора, свое название, датирование и приходят в музеи без каких-либо документов — словно беженцы. Здесь и начинаются наши исследования».
Научные сотрудники Музея Ханенко готовят подробные доклады о своих открытиях, а для посетителей эти исследования представляют в виде инфографики. Истории об экспонатах, их особенностях, происхождении, значении изображенных на них таинственных символов впечатляют не меньше, чем сами раритеты.
ГОРОСКОП ОТ БАЛИЙЦЕВ
Длинный кусок ткани с пестрыми картинками — это пелелинтанган, календарь с острова Бали, созданный в период со второй половины ХІХ до середины ХХ века. Его назначение такое же причудливое, как и название: благодаря пелелинтангану объясняли судьбу. Сначала раритет атрибутировали как народную картину с мифологическими сюжетами из Индонезии, но музейщики смогли узнать его значение.
«В Индонезии был распространен календарь павукон. Его использовали не для летоисчисления, а чтобы выяснить благоприятное время для любых действий в жизни: поход на ярмарку, свадьба и тому подобное. По павукону есть десять циклов, и все они проходят одновременно. Циклы отличаются по продолжительности — от одного до десяти дней. Важны были совпадения в днях. Например, первый день однодневного цикла совпадает со вторым днем двухдневного, и это что-то означает. Что именно — это было засекреченным знанием, прописанным в сакральных текстах. Балийцы взяли из павукона два цикла — пятидневный и семидневный — и свели совпадения в днях этих циклов в табличку — это и есть пелелинтанган», — рассказывает Юлия Филь, научная сотрудница отдела искусств стран Востока Музея Ханенко.
Безголовый дух, помесь слона и рыбы, демоны и другие чудеса «населяют» календарь. Растолковать все значения сложно — слишком мало доступной литературы по теме. Но некоторые Юлия Филь смогла открыть. Например, что балийские жрецы могли сказать о человеке, который родился в день «кокосовой пальмы», совпадение второго дня семидневного цикла и первого дня пятидневного? «Кокосовая пальма — очень полезное дерево, как и человек, родившийся в этот день. Этот человек щедр, учтив, чувствителен к проблемам других, но склонен навязывать помощь. Он любит путешествовать и имеет гибкое мышление», — открыла тайну Юлия Филь.
Между прочим, пелелинтанган из Музея Ханенко — единственная реликвия такого рода в Украине.
ВЕЕР С ТЫСЯЧЕЙ ПЕРСОН
Кантонский веер ХІХ века называется «Тысяча лиц» — и это не преувеличение. На бумажном экране — сотни крошечных фигурок, и к каждому лицу приклеена пластинка из слоновой кости, раскрашенная вручную. «Когда веер двигался, мерцающий блеск создавал впечатление, что персонажей действительно тысяча и, более того, они двигаются! — восторженно рассказывает Валерия Юнда, научная сотрудница отдела искусств стран Востока Музея Ханенко. — А еще к каждой фигурке приклеен халат из шелка, и все они абсолютно разные».
Раньше экспонат атрибутировали просто как веер ХІХ века из Китая. В результате исследования Валерия Юнда узнала регион, где его создали, и другие особенности. В частности, такие веера делали на экспорт — благодаря статусной вещи китайцы представляли свою культуру в Европе. «Датируем веер ХІХ веком, потому что в Европу подобные творения попали после путешествия российского императора Николая ІІ на Дальний Восток. Такой веер он подарил своей матери Марии Федоровне, и с тех пор аксессуар стал модным среди богатых людей», — продолжает Валерия Юнда. Конечно, такую роскошь немногие могли себе позволить из-за ценных материалов и тонкой работы сразу двух мастеров. Над каждым веером работал резчик по кости и художник, который разрисовывал бумажный экран и делал аппликацию из шелка.
ДРАГОЦЕННАЯ НАВОЛОЧКА
Забавно, как иногда европейцы неверно объясняли назначение вещей из восточного быта. В коллекции Музея Ханенко есть красивая красная ткань с золотым шитьем. Раньше ее так и атрибутировали: прямоугольный кусок ткани, коврик. Куратор коллекции искусства ислама Анна Рудик выяснила, что это — турецкая наволочка, сделанная в городе Бурсе в конце XVI — начале XVII веков. Материал — шелк, хлопок, металлическая нить, бархат.
Такое творение было украшением парадных помещений дворцов на протяжении XVI — середины XVIII веков. Композиция на таких наволочках, которые называли чатма ястик юзу, не менялась на протяжении почти 150 лет. Покров на подушку имел характерную композицию: центральное поле и бордюры по краям. На бордюрах вышивали по шесть картушей (то есть украшений, похожих на щиты) с мелкими орнаментами. Между прочим, центральное поле наволочки из Музея Ханенко расшито узором чинтамани, символизирующим жемчужину, исполняющую желание.
Европейцы были поражены турецким предметом роскоши. Выразили восторг специфически: перешивали ценные наволочки на церковные одеяния. А французский художник Леконт дю Нуи на картине «Белая рабыня» нарисовал одалиску в хамаме, сидящую на шитой золотом наволочке. Валерия Юнда комментирует: «Такого не могло быть, потому что это очень дорогая вещь, ее держали только в парадных комнатах».
КУДА НЕВЕСТА ПРЯТАЛА ПОДАРКИ?
Свадьба — событие, издавна требовавшее красивых атрибутов. Платье, украшения, букеты — иногда такой праздник стоит целое состояние (целесообразность таких расходов — это уже другая тема). В коллекции Музея Ханенко хранится шкатулка для свадебных подарков, созданная в первой половине XVI века, скорее всего, в Венеции. Раньше это считалось просто прямоугольной шкатулкой, но Юлия Самойлова, старшая научная сотрудница отдела учета и сохранения, раскрыла тайну экспоната.
Подсказкой для исследовательницы стали орнаменты на шкатулке. Например, пара горлиц, эмблема верности и семейного счастья. А дельфины, розы, тюльпаны и особенные раковины связывали с Венерой, богиней любви. Крышку шкатулки обрамляет гирлянда из персиков, огурцов, баклажанов, инжира — украшение с эротическим подтекстом, символизирующее брак и плодовитость.
Кстати, о Венеции. Другое интересное исследование связано не с раритетами, а с историей Богдана Ханенко, основателя музея. Исследование провела Марьяна Варчук, научная сотрудница отдела западноевропейского искусства. Оказывается, один из павильонов на Венецианской биеннале, где до сих пор выставляют произведения российского искусства, в свое время построили на средства Богдана Ханенко. Сооружение возвели в 1914 году как павильон Российской империи. Упоминание об этом едва не исчезло из истории, поскольку потеряли почти все личные документы из архива Богдана и Варвары Ханенко. Но, оказывается, в одной из частных коллекций сохраняются письма Богдана Ивановича, где говорится об этом событии. Недавно корреспонденцию опубликовали, и так музейщики сделали важное открытие.
Таким образом, посетите Музей Ханенко, чтобы узнать, какие истории скрывают уникальные раритеты. Выставка Art&Science продлится по меньшей мере несколько месяцев. А 21 мая каждый посетитель также сможет стать исследователем: в музее пройдет квест «Узоры мира».