Татьяна АБРАМОВА , директор дома моды «Рито», Киев:
— То, что я женщина, мне только помогало в развитии бизнеса, а в личной жизни — мешало. У женщины, которая начинает заниматься бизнесом, появляются мужские черты характера. Она становится жестче, прагматичнее, менее компромиссной. И это не нравится мужчинам. Трудно быть ласковой и на все согласной, когда у тебя уже выработались командирские черты характера.
Татьяна КОНДРАТЮК , председатель Всеукраинского объединения «Дія», директор фирмы «Видиван»:
— Женщина в бизнесе ведет себя более гуманно, так как у нее разновекторное мышление. Она думает обо всем сразу, а отношение к собственному бизнесу у нее как к собственному ребенку. Что делают мужчина и женщина, придя с работы домой? Он — смотрит телевизор, она — идет на кухню. Женщина находится в состоянии постоянной активности, постоянной заботы и ответственности, я бы даже сказала — повышенной ответственности, которую сегодня редко можно встретить у мужчин. Главная проблема у женщин, занимающихся бизнесом, — их большая занятость. Если я хорошо умею вести бизнес, то просто не имею права тратить много времени на ведение домашних дел, потому что за это время я заработаю столько, что смогу купить услуги, которые не успела оказать дома. И этого не нужно стыдиться.
Татьяна СТАСЮК , бывший директор предприятия по переработке колбасных изделий, Ужгород:
— Моя фирма четыре года сотрудничала с иностранным инвестором. К сожалению, мне кажется, что они видят в нас дешевую рабочую силу и не уважают, хотя мы и работаем с полной отдачей. Из этого бизнеса я ушла, и со временем хочу открыть новое дело, в какой сфере — значения не имеет, так как «азами» бизнес-грамоты я уже владею. Женщине в Украине нелегко вести свое дело, потому что ей для этого нужно проникнуть в мир мужчин. А для этого она должна во много раз превосходить их в профессиональном плане. Однако когда это признание состоится, то уже разницы между мужским и женским бизнесом не будет никакой. У нас не принято воспринимать женщину как делового партнера, принято считать, что главное ее назначение — дети и семья, а потом уже, если останутся время и силы, можно заняться работой и политикой. Женщинам еще и потому труднее, что они свой бизнес начинают с нуля. Работают они в основном в малом и среднем бизнесе — в сфере обслуживания. У мужчин же больший доступ к денежным ресурсам, они сейчас чаще всего возглавляют те предприятия, которые раньше были государственными, а сейчас приватизированы.
Ирина САВЧЕНКО , хозяйка мини-пекарни, глава ассоциации «Женщины в бизнесе», Макаровский район Киевской области:
— Традиционно сложилось, что бизнесом должны заниматься мужчины и что бизнес — не женское дело. Женский бизнес в Украине делает первые шаги, еще маловато опыта, однако мы уже задумываемся о развитии бизнес-среды через общественные организации. Кроме бизнеса, женщине еще нужно овладевать основами успешной коммуникации, научиться делегировать полномочия не только на работе, но и дома. Хатидже МУСТАФАЕВА , председатель общественной организации «Женщины за интеграцию», Ялта:
— Занятие женщин бизнесом можно объяснить их стремлением к экономической независимости. Я хочу построить мини-гостиницу и заняться развитием этнотуризма, который будет связан с изучением культуры татарского народа. Уже сделала первые шаги — подготовила материал для экскурсий, научилась составлять бизнес-планы, изучаю организацию сервисных программ. Что касается женщин, занимающихся бизнесом, то, мне кажется, они более работоспособны и более уверены в себе.
Анна БОРДУНОВА, руководитель предприятия по оптовой торговле продуктами питания, Ялта:
— Моему сыну 16 лет, он меня практически не видит. Я не мама — я работник. Муж не очень согласен с моим выбором, у нас из-за этого возникает много проблем. Чтобы их было меньше, женщине нужно вовлекать в свою работу всю семью. Это улучшает взаимопонимание.
Татьяна ПУСТЫЛЬНИК , заместитель директора института менеджмента при Академии государственного управления при Президенте Украины:
— У бизнеса нет ни пола, ни национальности, есть просто отношение к бизнесу — мужское и женское. Не секрет, что у женщин и мужчин совершенно разный стиль мышления. Есть такие сферы деятельности, в которых женщина может гораздо лучше преуспевать, чем мужчина, просто далеко не весь еще женский потенциал задействован в обществе, во многих странах, в частности в Германии, в борьбе за умные головы начинают этот потенциал использовать. Мужчина решает задачу шаг за шагом, а женщина охватывает все сразу, интуиция помогает решать ей глобальные вопросы, касающиеся тех сфер, где одной информации недостаточно. Российские ученые, проводя исследования, пришли к выводу, что карьеру в бизнесе делают именно те женщины, которые счастливы в семейной жизни. Добиваются успеха те фирмы и компании, где мужчины и женщины не борются за место под солнцем, а сохраняют партнерские отношения. Всякая система, уверяют исследователи, устойчива в том случае, когда мужчины и женщины находятся в соотношении 30% к 70%, независимо от того, кого больше. Чисто мужские или чисто женские фирмы не имеют шансов на успех.