Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы должны перейти на европейские стандарты»

Обсуждаем Закон о высшем образовании
31 марта, 2000 - 00:00

Обсуждаем Закон о высшем образовании

Александр СЫРЦОВ, «День» 


Перед нынешними выпускниками стоит весьма непростая проблема
— как выбрать специальность, чтобы и обучение было по карману им и их родителям,
и чтобы, получив диплом, они не имели особых проблем с поиском оплачиваемого
места работы. К сожалению, нынешнее образование не всегда отвечает потребностям
времени, а поэтому нуждается в реформировании. Ныне Верховная Рада рассматривает
проект закона «О высшем образовании». Об этом разговор с ректором старейшего
украинского университета (год основания — 1661-й) — Львовского национального
университета имени Ивана Франко — профессором Иваном Вакарчуком и проректором
по учебной работе Марией Зубрицкой.

Иван ВАКАРЧУК: Проект Закона должен отвечать двум
важным направлениям государственной политики, а именно: условиям рыночной
экономики и европейской интеграции Украины. Следовательно, мы должны максимально
приблизиться к европейским стандартам в высшем образовании, с учетом наших
возможностей и опыта.

В случае его принятия он должен определить дальнейший прогресс
высшего образования в Украине, приблизить его к общепризнанным мировым
положениям, помочь выпускникам высших учебных заведений Украины быстрее
найти себя в новых социально-экономических реалиях. Новый закон «О высшем
образовании» должен обеспечить преподавателям высших учебных заведений
надлежащие условия труда, включая соответственно заработную плату, возможность
самоусовершенствования их и как педагогов, и как ученых, а также сохранить
наработанный несколькими поколениями научный потенциал университетов и
ведущие научные школы.

В то же время в Украине за последние годы довольно четко
прослеживается тенденция по трем (в общем негативным) явлениям в образовательной
политике в отношении университетов и других учебных заведений III—IV уровней
аккредитации, и это нашло свое яркое отражение в новом проекте Закона.
Речь идет о чрезмерной централизации управления высшего образования, усилении
бюрократизации управления высшим образованием, идеологизации высших учебных
заведений.

Хочу заметить, что высшие учебные заведения, финансирующиеся
из государственного бюджета, должны подчиняться только Министерству образования
и науки. Это ослабит влияние и давление органов местной власти на государственные
учебные заведения и их руководителей. Сейчас они имеют практически двойное
подчинение, которое состоит в том, что университеты объективно зависят
от министерства и местных органов исполнительной власти. Есть попытки прямого
вмешательства в университетскую жизнь и управление ею, что низводит университет
до уровня областного подчинения. С другой стороны, чрезмерная централизация
(отсутствует автономия высших учебных заведений) вместе с вмешательством
местных органов власти приводит к свертыванию академических (университетских)
свобод, втягивает университет в несвойственные для него сферы деятельности
(идеологизацию).

Университеты должны сами урегулировать организацию учебного
процесса, в частности, право свободного выбора студентами курсов, создание
междисциплинарных курсов и программ в соответствии с потребностями рынка.
Сегодня, чтобы открыть новую специальность, необходимо иметь разрешение
от первого лица области, справку об отсутствии задолженности высшего учебного
заведения перед государством и тому подобное.

Мария ЗУБРИЦКАЯ: Принцип академической свободы,
который, кстати, заложен в российском федеральном законе о высшем образовании
и в большинстве законов европейских государств можно прокомментировать
так: если государство, которое построено на демократических принципах,
доверяет университету как интеллектуальной совести и предоставляет ему
свободу деятельности, то университет тогда помогает в управлении государством
при помощи знаний, науки и тому подобное. Университет должен иметь возможность
высказывать свое мнение в условиях полной независимости и со всей ответственностью
по этическим и социальным проблемам, имея при этом интеллектуальную власть.
Это еще 150 лет назад предусматривал Джон Ньюмен в своей всемирно известной
«Идее университета», и именно на этом основывалась университетская реформа
Гумбольдта. Не декларируя таких принципов в украинском законопроекте, мы
опять рискуем оказаться на обочине современности, и нас с Европой будет
разделять 150 лет.

Университет должен быть основным агентом инновационного
развития общества и распространения передового научного и образовательного
опыта, поэтому социальная функция университетов заключается в том, чтобы
учитывать социальные потребности общества и трансформировать их в социальные
потребности личности.

— Одной из наиболее серьезных проблем, за которой тянется
шлейф неоднозначных разговоров, являются вступительные экзамены. Сейчас
заговорили о независимых центрах тестирования.

И.В.: Это один из ключевых вопросов в отношении
образования. Каждое высшее учебное заведение имеет свою концепцию вступительных
экзаменов. В частности, в 1992 году мы внедрили только форму тестирования.
Тогда я думал, что везде начнется процесс перехода к прозрачным формам
вступления. Но этого не произошло. Прошли годы, прежде чем другие учебные
заведения высшего образования последовали нашему примеру. Думаю, если не
в этом году, то через пять лет мы придем к идее региональных центров независимого
тестирования. Наше упрямство идет только нам во вред. По моему мнению,
такой центр необходимо создать сначала в одном регионе. Центр тестирования
должен быть независимым от любого высшего учебного заведения и от любого
руководителя. После того как ученик получит балльную оценку своих знаний
в независимом центре тестирования, он сможет сравнивать свои возможности
с проходным баллом в высших учебных заведениях региона. И если, например,
в одном проходной балл выше, по своему желанию абитуриент может подавать
документы в другое учебное заведение, где проходной балл ниже, или доучиться,
пересдать еще раз и в течение того же года поступить в желаемый для себя
университет. Я, как ректор, готов принимать таких абитуриентов в Львовский
национальный университет. В этом случае все проблемы, все разговоры, которые
ведутся вокруг вступительных экзаменов, будут сняты. А если кто-то отказывается
от такого метода приема абитуриентов, то интересно выслушать обоснование
— почему?

— Несмотря на это, существует проблема поступления талантливой
молодежи из села...

И.В.: Уже много лет в нашем университете работает
программа «Одаренные дети из села». Я не хочу обидеть сельских учителей,
но из-за большого информационно-технологического и социального разрыва
между городом и селом сельские дети не имеют надлежащих условий для получения
знаний, чтобы конкурировать на вступительных экзаменах с городскими выпускниками.
Поэтому для сельских детей мы делаем тестирование заблаговременно, как
правило, в марте-апреле. Приглашаем всех выпускников, которые проживают
и учатся в селе. По этому тестированию определяются способные дети, лучших
из которых мы рекомендуем к зачислению уже без вступительных экзаменов.
У нас треть детей из села. Причем берем их без ограничения на любую специальность.

— Для нынешних выпускников проблемой номер один является
трудоустройство. Но ведь высшие учебные заведения не должны продуцировать
безработных.

И.В.: У нас есть две крайности. Первая была во времена
Союза — должен работать там, куда тебя направят. Вторая крайность — сплошной
рынок. Частично должно быть государственное регулирование. Скажем, на классическую
филологию просто никто не будет идти, ведь ее нет на рынке труда. Или естественные
и точные науки. Там трудно учиться, а потом еще сложнее трудоустроиться.
Государство должно обеспечивать хоть какую-то поддержку всех специальностей.
Остальные — должны регулироваться рынком. Вместе с тем люди в селе так
же платят налоги, их дети имеют право на хорошее образование. А в сельскую
школу не идут преподавать, ведь там тяжелые условия. Отсюда следует, что
нужно немного принуждения или формирование какой-то культуры гражданской
совести для тех, кто учится на государственном финансировании, чтобы они
поработали хотя бы два-три года в селе.

М.З.: Недавно Ассоциация ректоров европейских университетов
приняла конвенцию об ответственности университетов за трудоустройство выпускников
и их социальную защиту. Для этого, по-видимому, нужно обеспечить студентам
большую свободу в учебном процессе, обеспечить более широким арсеналом
знаний, чтобы в будущем они имели выбор на рынке труда.

— Если я вас правильно понял, речь идет о реформировании
всего звена высшего образования, включительно с аспирантурой?

И.В.: Нужно начать с того, что называют многоступенчатой
подготовкой. В Законе есть степени: младший специалист, бакалавр, специалист,
магистр. Причем, что такое специалист, что такое магистр — ясности нет.
На протяжении последних лет Украина на всех уровнях декларирует вхождение
в европейское политико-правовое, экономическое, культурное и образовательное
пространство. В частности, Верховная Рада ратифицировала Лиссабонскую конвенцию.
Интеграционные процессы требуют прежде всего согласования стандартов и
норм, а это нуждается, с одной стороны, в кропотливой работе над проблемой
соотношения международных стандартов, а с другой — динамичной культуры
диалога: участие в международных форумах, совещаниях, программах, членство
в солидных международных образовательных организациях.

Для многих в Европе является непонятным образовательно-квалификационный
уровень «специалист». Такого уровня не существует в международной градации.
Поэтому представляется логичным и целесообразным переход на общепринятую
систему: бакалавр, магистр и научная степень — доктор. Сегодня сам принцип
построения обучения в аспирантуре не выдерживает никакой критики. Речь
идет и о вступительных экзаменах и о школярском принципе обучения, особенно
в первый год.

М.З.: В то же время настораживает высокий процент
незащищенных аспирантских работ, что с, одной стороны, свидетельствует
о том, что аспирантура превращается в разновидность социальной защиты,
а с другой — о чрезвычайном усложнении механизма защиты аспирантских работ.
Вы три года получаете довольно высокую стипендию, и это ни к чему не обязывает...

— Из вашего ответа выпало научное звание кандидата...

И.В.: Вместо существующей сегодня системы двух научных
степеней: кандидат и доктор наук необходимо ввести одну — доктор. Это мировая
практика. Но, поскольку такой переход является делом не одного дня, поэтому
в законе необходимо хотя бы зафиксировать или создать условия для формирования
тенденции перехода приближения к европейским стандартам. Например, с 2000
года перейти на мировую практику в этом вопросе. Так, лица, которые раньше
получили степень кандидата наук, должны иметь возможность в облегченном
порядке получить степень доктора. Начиная с отдельно определенного года,
при всех защитах присваивать степень — доктор наук. Тем, кто на данное
время имеет степень доктора наук, процедура присвоения степени является
автоматической.

— Платное и частное обучение хотя и прочно вошло в нашу
жизнь, все же вызывает слишком много разных разговоров.

И.В.: У нас в университете есть небольшой процент
платного обучения — государство нам не обеспечивает полного финансирования.
Лишать государственные заведения платной формы — это разрушать высшее образование.
То, что левые предлагают каждый год уменьшать платное обучение в государственных
заведениях, а оставлять платными только частные, является проявлением антиполитики
в отношении государственных вузов. Что же касается частных вузов, то очевидно
то, что они имеют такое же право на существование, как и государственные.
У нас есть хорошие частные заведения, и их нужно поддерживать. Другой вопрос,
что частные заведения не должны создаваться в пределах государственного
заведения и паразитировать на нем.

Совсем другая вещь — приуниверситетские колледжи. Изменения,
которые произошли в Украине за последние годы, объективно требуют пересмотра
места колледжей в образовательной системе государства (речь идет о бывших
техникумах, педагогических, музыкальных, медицинских училищах). Колледжи
должны быть в структуре ведущих высших учебных заведений III-IV уровня
аккредитации и готовить бакалавров. Лучшие выпускники колледжей могли бы
продолжать обучение в университетах на стационаре, другие — на заочной
или экстернатной формах. Учитывая резкое сокращение в государстве рабочих
мест, в частности, для бывших выпускников техникумов, различных училищ,
введение колледжей в структуру университетов является едва ли не единственной
из реальных возможностей сохранения их учебно-образовательного и материального
потенциала.

М.З: Если руководители частных вузов ставят себе
цель только зарабатывать деньги и спекулировать на растущем спросе на образование
— это безответственно и на это нужно адекватно реагировать. Но это не должно
подрывать основы самой идеи частных образовательных заведений.

— Университетская жизнь — это не только обучение, но
и активная издательская деятельность. Возникают ли у вас в этой сфере проблемы?

И.В.: Традиционно жизнь европейских университетов
имеет три органически связанные составные части: учебная работа, издательства,
библиотеки. Сегодняшние обстоятельства в Украине не позволяют университетам
развивать собственные издательства и содействовать реализации издательской
продукции. Это отразилось в проекте нового Закона, но это не значит, что
так должно быть. Научно-образовательная украинская книга должна быть максимально
выведена из-под существующего сегодня налогового пресса. Государство должно
определить свои приоритеты на будущее — образование и науку.

Несмотря ни на что, регулярно выходит «Вісник Львівського
національного університету». Мы организовали несколько журналов «Математичні
студії», «Журнал фізичних досліджень», для учителей и детей — научно-популярный
«Світ фізики». У нас длительное время проходит философский семинар с междисциплинарными
докладами. В июне совместно с Варшавским университетом будет создана летняя
школа по философии науки, где будут слушатели из Польши и Украины. Планируем
две международные летние школы, одна из них — первая в Украине летняя школа
по переводческому мастерству. Есть ряд других крупных проектов, намерений
и идей. И во всех наших попытках мы руководствуемся убеждением, что Университет
прежде всего призван быть интеллектуальным катализатором развития нашего
государства, создавать гражданское общество в Украине.

Александр СЫРЦОВ, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ