Фотовыставка «Терновая осень»» газеты «День» в Дрогобыче подошла к концу. Ее зрителями стали не только жители Львовщины, но и гости из Луганска, Тернополя, Киева, Одессы, Ивано-Франковска, также экспозицию посетили члены дипломатических представительств из Польши, Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Чехии, Венгрии, Румынии, Литвы, среди которых и представитель ЕС в Украине Ян Томбинский, ведь в начале июня европейский город Дрогобыч праздновал Дни Европы. Работники музея рассказывают, что о выставке слышали многие люди из разных регионов, поэтому все сюда съезжались.
«Хотелось бы отметить, что фотовыставка «Дня» — это прежде всего социальный проект, актуальность которого порождена становлением нового гражданского общества, инакомыслящих людей, которые прошли сквозь глубокие изменения, — считает директор музея «Дрогобыччина» Алла ГЛАДУН, во Дворце Искусств которого проходила фотовыставка. — Эта экспозиция — словно зеркало. Глядя на фотографии, осознаем собственные душевные трансформации, анализируем, задерживаем свой взгляд на тех событиях, которые в водовороте времени так сложно было зафиксировать. Но это удалось фотографам. Фотовыставка — жизнеутверждающая. Изображает духовную силу украинской нации. И мы счастливы, что «День» был и есть в нашем городе».
«Коллектив Дрогобычского педагогического университета им. Ивана Франко выражает глубокое уважение и благодарность газете «День»! — говорит проректор по научно-педагогической работе Юрий КИШАКЕВИЧ. — В городе, территориально далеком от боевых действий, однако энергетически едином с теми, кто защищает наш сон на Востоке, эта фотовыставка стала в некотором смысле шоковым импульсом. Фотографы выхватили из вихря событий такие кадры, которые никого не оставляют спокойным. Огромное количество студентов посетили экспозицию, и мы верим, что это станет мощной мотивацией еще больше помогать родному государству всем, что в наших силах».
Какие же снимки поразили дрогобыччан и гостей города Каменяра и Котермака больше всего? Согласно подсчету голосов, первое место получил снимок Максима Люкова «Тепло человека». Эта работа теперь будет «жить» в музее «Дрогобиччина». Меценат, народный депутат Украины VII созыва Роман Илык приобрел у редакции большую копию этого фото и подарил его музею! Также вчера во время закрытия выставки состоялось символическое продолжение «разговора» дрогобычан с «Днем»: Роман Илык присоединился и к акции «Подари библиотеку «Дня» родной школе», «вооружив» специализированную СОШ №2 всеми книгами нашого издания. Его дочь Елена Илык, которая и вручила подарки заместителю директора школы, поделилась: «Мы благодарим газету «День» за эту замечательную фотовыставку. Двоякую: и радостную, и грустную одновременно. Такие события очень нужны в маленьких городах, это мотивирует людей познавать больше. Мой отец, я и сестры учились в специализированной школы №2 и мы решили сделать вот такой ценный подарок родной школе. Это качественная литература, которая должна воспитывать молодое поколение. Пусть «Бронебойная публицистика» станет хорошей оружием в юношеских руках!»
Предлагаем вам также репортаж нашего корреспондента, который пообщался с посетителями фотовыставки в последние дни ее экспонирования в Дрогобыче.
«ФОТОГРАФИИ ПОМОГЛИ ЛУЧШЕ ПРОЧУВСТВОВАТЬ КАРТИНУ МИРА»
В зал Дворца искусств заходит женщина с 9-летним сыном. Они начинают путешествие по экспозиции разного характера украинской истории.
«Почему-то больше всего понравилась вот эта картина, — Ирина Пилипчин бросает пронзительный взгляд на фотографию бойца батальона «Киев-2», снайпера Амину Окуеву, которая чистит автомат. — Прошла все, но ее запомнила. Сильный взгляд и сильная решительность. А еще очень реалистичной картиной мне показалась вот эта, — показывает на фото, где бабушка идет вперед по разрушенной с обеих сторон местности на востоке страны, — руина. Она очень правдивая. Эти две помогли лучше всего прочувствовать эту картину мира. Вижу, что патриотизм и надежда в этой выставке проходит красной лентой. Сейчас мы в зале войны, в других — ее разные выражения лица, которые всецело характеризуют украинскую ситуацию. Вот, — показывает на очередную фотографию, — это лицо человека, который воюет, а это — результат войны, — жестикулирует, — это проявления войны, а это ее еще одна сторона...».
Мы постепенно переходим в другой зал, Ирина продолжает делиться мыслями: «Здесь так четко подмечено... — смеется над фотографией «Почему мы не в Евросоюзе?». — Она меня очень рассмешила, действительно, почему же? Красивая вот эта, такой парень мужественный и симпатичный, — показывает на соседнюю. — У меня просто сыну тоже 21 год, поэтому я на такие картины не могу спокойно смотреть». Она молча всматривается в снимок. Мальчик бегает вокруг нас. Женщина продолжает тревожным голосом: «Я думаю, надеюсь, что все скоро закончится, пройдет. Ну, а в этом зале все понятно», — проходим дальше в зал, где со всех сторон нас окружают картины кровавой зимы 2013—2014 годов.
«Марк, как тебе выставка?», — спрашиваю мальчика. Он начинает стесняться и прятаться за маму.
«Какая тебе больше всего понравилась? Я тебя привела, чтобы ты посмотрел», — спрашивает мама у сына.
«Он в таком возрасте, что такие события ему тяжело даются для понимания, — разговор подхватывает работница музея пани Любовь Василькив, которая подошла к нам. Женщины начинают разговор. — Знаете, когда на Фотовыставку приходят дети, им приходится объяснять, что такое война, потому что они ее не понимают. Для них война — это в компьютере, когда в их героя стреляют, он умирает, но через несколько секунд оживает и игра продолжается... а в действительности все не так. Когда им это объясняешь, начинают задумываться. О каждой фотографии им нужно рассказывать, что творится там на Востоке».
«ТЫ ВИДИШЬ ЦЕЛУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЭПОХУ»
Идем дальше. «А в этом зале уже более позитивные эмоции, — продолжает, смеясь, Ирина. — Здесь очень много смешных фото. Помню свою бабушку в таком же платке и платье. И это классное, — показывает на девочку, сзади которой сушатся колготы разных цветов, — все цвета радуги и даже больше. Как я рада, что сюда попала».
Просмотрев все залы, направляемся к выходу, но Ирина останавливается посреди зала, ее взгляд застыл на фото с политиками. «Я пытаюсь сейчас вообще новости не смотреть, и их фото даже не хотела видеть, — взгляд останавливается на «Характере», где Петр Порошенко неодобрительным взглядом смотрит на Путина, около них канцлер Германии — Ангела Меркель. — По поводу характера очень сомневаюсь, — смеется, — у него лицо полужертвы. Даже не знаю, какой именно характер автор имел в виду, подписывая фотографию. Я не могу на них смотреть, убрала бы их отсюда».
«Читая сегодня книгу отзывов, я наткнулась на одну очень интересную запись, — говорит пани Люба. — Мужчина написал, мол, все очень красиво, кроме фото с Путиным, не написав даже с большой буквы его фамилию. Люди не хотят видеть эти фото... В Японии есть такая традиция для работников, которые злы на своих боссов. Они идут в подвал, где висят чучела руководителей, и там их бьют. Может быть, как раз это нужно сделать и с ним?» — женщины начинают смеяться. Пани Ирина продолжает: «Почему только Януковича? По-моему, их всех нужно бить. Не только он во всем виноват».
С пани Любой мы в зале, с которого начали, нас окружают фотографии войны. Женщина берет слово, а Ирина Пилипчин и маленький Марк заполняют лист Книги отзывов.
«Фотографии, где изображены дети, очень интересные. К ним люди ищут очень много подходов. Эта фотография пользуется очень большим спросом среди людей, — пани Люба останавливается на работе, где девушка на роликах проезжает мимо разбитого от обстрелов здания. — Вроде бы страшна война и те события, но эта девочка на роликах, просто едет...».
Пани Ирина и маленький Марк с анкетами выбирают лучшую картину, хотя для мамы дело уже сделано — Окуева. Около них стоит художник Сергей Булок, который тоже пристально всматривается в картины. Завязывается разговор. «Есть такие фотографии, останавливаясь на которых, ты видишь целую историю человека. Они все несут историческую эпоху Украины, определенное время или момент становления нашей страны. Когда человек видит по ТВ — это одно, а когда она стоит на выставке и всматривается в снимок настолько, чтобы понять суть, — совсем другое. Фотовыставка — это целый фильм о становлении Украины. В фотографиях наше временное измерение, ведь борьба в мире всегда была, это философия жизни. И здесь конкретно наше государство, а не какой-то совок, который когда-то «рисовали», а реальные мы, которые защищают свое государство».
«ЛЮДИ БЕРУТ ВДОХНОВЕНИЕ ЗДЕСЬ»
«Это наш великий художник, — говорит пани Люба о мастере, который уже спускается по лестнице. — Каждая из тем выставки очень близка для наших дрогобычан, многие из них принимали участие в Майдане, многие сейчас служат на востоке. Очень мало людей в нашем городе, которых не коснулась война. У меня брат в АТО, а еще из семьи брат невестки там же. Поэтому это особенно близко для нас. Люди приходят и берут вдохновение здесь».
«Думаю, нужно давать и фото с достаточно открытыми сценами, которые немного более жестокие. Потому что те люди, которые не принимают участия в военных событиях и очень далеки от этого, имеют представление лишь благодаря ТВ, где оно промелькнуло и забылось. А здесь, когда вы долго стоите возле такой фотографии и имеете возможность рассуждать, видеть наших в плену или когда они обнимаются, отдыхают или ведут бой, — это все важно. Все-таки зрительная память у человека сильнее. Это откладывается и формирует личность», — размышляет пани Люба.
«Когда приходят дети, я им показываю каждую фотографию: «Вы видите? Вот, посмотрите сюда, здесь есть это, а здесь такая фотография. Поражают ли вас фото с Майдана? Вот как вы считаете, настоящие ли это люди, почему они там?». Есть дети, которые серьезно это воспринимают, малыши часто хорошо это комментируют. Им интересно смотреть, иногда с таким важным видом говорят: «Это война», — изменяет голос пани Люба. — Очень весело воспринимаются бытовые фото. Радостно видеть, когда они, смеясь, толкают друг друга и говорят: «Вон, посмотри какая классная». Кстати, самая интересная вон та фотография в уголке, где бойцы сидят, очень упрямо именно ее фотографируют дети, — показывает рукой на фото Евгения Малолетки из Краматорска. — Не знаю, почему она их привлекает».
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
«День» ПРЕДЛАГАЕТ КАЧЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ»
Галина МАРЧУК, заведующая городским методическим кабинетом отдела образования исполнительных органов Дрогобычского городского совета:
— Редакция газеты «День» во главе с главным редактором пани Ларисой Ившиной передала нам 20 экземпляров книги «Украина Incognita. ТОП-25» — «целебных капель в нелегкое время». Это неординарное событие для нашего города, событие, которое объединило местную интеллигенцию, студентов, школьников. Пани Лариса очень интересная личность, которая озвучивает вещи, о которых каждый думает, но не каждый осмеливается сказать. Больше всего запомнилась ее фраза с круглого стола: «Сегодня, накануне местных выборов, нужно выбирать тех людей, которые являются профессионалами в своем деле. Даже если они не собираются... Просить их идти во власть!». И это действительно так, нам нужно новое мыслящее поколение.
Нынешнее время — это период компьютеризации. В современной школе есть проблема чтения художественного, публицистического. А «День» предлагает качественную литературу. В информационном вихре нужно уметь отобрать стоящее. Об этом необходимо говорить чаще и более комплексно.
«МГНОВЕНИЯ ПРАВДЫ И КРАСОТЫ»
Анатолий ДРАГАН, фотограф:
— Выставка в Дрогобыче — это не первое мое знакомство с работой «Дня». Уже имел возможность просматривать фото и восхищаться глубинным содержанием изображаемого. В «эпоху фотографического мусора» трудно проникнуть в настоящее. Фотографии «Дня» — это мгновения правды и красоты. В трудное время люди находят в себе силы, разве это не бесценно?
«ЭТА ФОТОВЫСТАВКА УНИВЕРСАЛЬНА»
Олег ДУКАС, глава МОО «Украинский молодежный прорыв»:
— Эта фотовыставка для всех, она универсальна. Во время, когда наша повседневная жизнь превращена в борьбу, наполненную пропагандой, главное — выстоять. Мы имеем сегодня два фронта, и обязаны на местах держать фронт духовный, интеллектуальный. Движущей силой является молодежь, те побеги, которые выросли на Майдане и растут на Востоке. Те, кто готов пожертвовать душой и телом, и те, кто здесь формируют мудрую, эрудированную, высококультурную страну! Благодарим «День» за правду, и за неутомимую борьбу в информационном поле. Будущее есть!