Гигантский склад с массой «мертвых» документов – примерно такая ассоциация возникает у большинства украинцев при слове «архив». А если спросить у них, что делают архивисты, то ответ будет банальным: «перекладывают бумажки». В определенной степени так и есть, но на самом деле, чтобы ответить на один запрос, архивистам приходится поднять десятки дел и путем дедуктивного метода Шерлока Холмса сопоставить догадки с архивными фактами, чтобы подтвердить или опровергнуть запрашиваемую информацию. Облегчить ситуацию могла бы глобальная государственная программа оцифровки документов. Впрочем, сегодня это не единственная проблема архивной сферы.
Во времена независимости Украины в новое, адаптированное для ведения архивного дела помещение удалось переехать только Государственному архиву в Тернопольской области. Здание строили более двух десятилетий. Сейчас большинство заведений «ютятся» в помещениях бывших партархивов, построенных еще в 1970-х годах. Но есть и такие, которые пребывают в состоянии повышенной опасности, поскольку находятся в зданиях, которым далеко за 100 лет. В итоге возникает проблема сохранности документов, ведь помещения не соответствуют температурно-влажностному режиму, что приводит к разрушению исторических документов. Значительная часть культурного достояния Украины находится в опасности, отмечает директор Государственного архива в Винницкой области, профессор Юрий ЛЕГУН. Накануне Дня архивиста он рассказал «Дню» о главных вызовах, стоящих перед украинскими архивами и винницким в частности. В следующем году заведение будет отмечать 100-летие со дня создания. Все это время оно размещалось в старейшем здании Винницы – бывшем иезуитском монастыре, построенном еще в первой четверти ХVІІІ в. Сейчас архив из-за уймы документов не просто не помещается в монастырских стенах, а вынужден время от времени бороться с грибком, который съедает стеллажи с делами в полуподвальных хранилищах.
– Об архивных проблемах можно говорить много и долго. Но есть базовые инфраструктурные вещи, без решения которых остальные вопросы уладить просто невозможно. И проблема №1 – это помещение. Поэтому главная цель архивной реформы, прежде всего, должна сводиться к обеспечению архивов помещениями. В этом я в очередной раз убедился, когда совсем недавно, в День независимости Польши, в составе делегации посещал Кельце – город-побратим Винницы. Во время визита пришлось посетить местный воеводский архив. Это, кстати, был первый архив Польши, в свое время попавший под программу реконструкции старых помещений. К тому же они располагались в старой синагоге, как наш архив в монастыре, и все те проблемы, которые сейчас у нас, были и у них. Но Польша имеет другое отношение к истории и прекрасно понимает ее значение для построения идеологической стратегии развития общества. Они теряли свое государство, они его отвоевывали, у них мощная элита и, соответственно, они знают, как строить идеологию на истории. Для этого есть соответствующее отношение политических элит, интеллигенции к истории и наследию, в том числе и архивному. У нас, к сожалению, такого отношения нет. Как следствие архивы (да и многие другие сферы, направления и исследования) остаются в забвении. И это прямо пропорционально отражается на материально-техническом обеспечении. Последнее приобретение архива в Кельце – сканер формата А0, это полкомнаты, а мы не можем найти средства на деревянные стеллажи.
– Не было обидно, чувство зависти не охватывало?
– Впервые я был в архиве Кельце в 2013 году. Они тогда только переехали в новое помещение. И директор меня водила и показывала огромные хранилища с вентиляцией. Я слушал и качал головой, соглашаясь, как все круто. А когда она спросила, можно ли приехать к пану и посмотреть на архив в Виннице? Упал в ступор, потому что вспомнил наши деревянные стеллажи и полуподвальные помещения, куда гостей лучше не водить. Понимая мою растерянность, директор ободрила, что у них тоже было позорное положение, но благодаря государственной поддержке все изменилось. Надеюсь, что и я дождусь таких изменений в Украине. Но когда? Хотя надо сказать, что сейчас наше киевское руководство прилагает большие усилия, чтобы сдвинуть инфраструктурный вопрос с мертвой точки.
«В КАЖДОМ АРХИВЕ ЕСТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ УЧАСТКИ»
– Главный корпус архива находится в иезуитском монастыре. В помещении Государственный архив Винницкой области уже 100 лет. Достаточно места?
– Вообще архивное дело в Винницкой области зародилось еще во второй половине XVI века, когда было создано Брацлавское воеводство и начали деятельность шляхетские суды: городской, земский и подкоморский. Первое конкретное указание на существование места концентрации архивных документов достигает 1580 года, когда из-за неосторожности произошел пожар Винницкого замка, в котором сгорела подавляющая часть королевских актов на имения местной шляхте, межевых обводов и других документов, переданных той же шляхтой на хранение в старостинскую администрацию и частным лицам... А Подольский губернский исторический архив для хранения дореволюционных архивных документов начал работать весной 1922 года и именно в монастырских стенах. Он был укомплектован из материалов Подольского и Каменец-Подольского архивных управлений. В частности, из Каменца в Винницу были перевезены документы губернских учреждений, а также части уездных. Именно с его основания и берет начало история современного Государственного архива Винницкой области. То есть сто лет архив находится в монастыре. Конечно, это историческая аура, архитектура, высокий потолок, и нам приятно здесь работать, но с точки зрения обеспечения архивного процесса здание не удобное, не приспособленное и самое главное – тесное, в нем просто не хватает места. Даже несмотря на то, что у нас есть корпус № 2 на улице Пирогова, места для хранения документов не хватает.
Подобная ситуация практически во всех архивных заведениях. Многие строились в советские времена, большинство остались работать в помещениях бывших партархивов. Такой ситуации, как у нас, не так много. Известен пример Одесского архива, который размещается в полуразрушенной синагоге. Наиболее яркий и болезненный пример – это Центральный государственный исторический архив во Львове. Жемчужина национального наследия! Но, несмотря на это, он расположен в здании монастыря, которое еще в худшем состоянии, чем наше.
– Как при таких обстоятельствах заботиться о фондах?
– Честно сказать, не удается. И если быть объективными, то должным образом мы не можем обеспечить уход за документами. Фактически мы все являемся соучастниками разрушения этой исторической памяти. В каждом архиве есть более или менее проблемные участки, но есть. К примеру, в главном корпусе нашего архива располагается хранилище № 2. Это полуподвальное помещение, в котором повышена влажность, а когда идут дожди, то под полом журчит вода. В свое время там был такой грибок, что «съел» деревянные стеллажи, а несколько лет назад была страшная плесень – грибок просто рос на делах. И мы всем коллективом брали перекись водорода и протирали коробки и документы, таким образом его уничтожили, а затем приобрели две инфракрасные лампы и уничтожаем эту биоживность. Но это точечные моменты, работа в полумере, дергание и спасение ситуации собственными силами. А настоящее решение проблемы – новое, специально построенное помещение, приспособленное для архива, где имеется стеллажное оборудование, система вентиляции, температурно-влажностный контроль, тогда подобных ситуаций просто не возникало бы. Плюс нужна достаточная площадь, потому что сейчас много дел находят в громадах области, в районных архивных отделах, в сельсоветах, которые стоило бы забрать, потому что они также имеют историческую ценность и должны храниться у нас, чтобы не появлялись потом на аукционах или хуже – не сжигались в печках, но куда их забрать? И сегодня отсутствие помещения – это общий ступор: у нас нет места, куда их принимать, не имеют места архивные отделы РГА, нет места в архивах при учреждениях.
«ПРОЦЕСС АДМИНРЕФОРМЫ ОБОСТРИЛ СИТУАЦИЮ»
– И вдобавок админреформа, заставившая трансформироваться и архивную сеть.
– Да, процесс админреформы обострил ситуацию и обнажил главную проблему – отсутствие мест для хранения документов. Кроме того, из-за админреформы произошла ликвидация многих структур. Если это структуры, которые входят в список №1, то их архивы должны быть сохранены. И сегодня эта волна становится все больше. Последняя экстренная ситуация – это Государственная фискальная служба, которая была ликвидирована без правопреемника. Постановлением Кабмина закрепили достаточно сомнительное решение о том, что все его документы должны перейти на хранение в архивную систему. В том числе документы личного характера: стаж работы, зарплаты и т.д. По нашему закону мы такие документы не должны принимать, ведь это полномочия архивов органов местного самоуправления. Но как прописали, так и выполняем.
– И что теперь?
– Во-первых, увеличивается нагрузка, потому что люди, работавшие в фискальной службе, будут оформляться на пенсию и обращаться к нам за справками о доходах, выписках. Это большой кусок работы и не совсем наша специализация. Во-вторых, где хранить эти документы? Поскольку это справочная работа, их нужно оставлять в главном корпусе, потому что здесь работает информационный отдел. Поэтому сейчас мы будем искать возможность, где их разместить, а потом искать доски, чтобы сбить стеллажи и сделать еще одно микрохранилище.
– Есть ли какие-либо пути решения ситуации с расширением площадей для хранения документов?
– Когда меня назначили директором архива, а было это еще в 2009 году, тогдашний глава Винницкой ОГА Александр Домбровский поручил мне поиск помещения. В Виннице, как и в других городах, нет свободных построек площадью не менее 5 тысяч квадратных метров, которые были бы приспособлены для архивов. А если и есть, то стоят они так, что приобрести их под государственное учреждение нет возможности… Однако случилась ситуация, когда в Винницу приезжал Виктор Янукович как глава государства, и ему в поручении к местным проблемам Винницкая ОГА вписала пункт: рассмотреть возможность о передаче военных складов для нужд областного архива. Соответственно, это приобрело другой статус, и меня вызвали в Минобороны на встречу с замминистра. Прочитав поручение (вероятно, было указание сверху), он сказал присутствующему генералу: «Ну, отдайте, пусть пользуются». Так архив получил два склада площадью 600 кв. м и 850 кв. м. Но процесс оформления земли, на которой они построены, продолжается до сих пор. Сейчас у нас есть поддержка на уровне Винницкой ОГА на изготовление проектно-сметной документации стоимостью 1,5 млн грн. Подготовили просьбу, чтобы их заложили в бюджет на следующий год. Наш вопрос лоббирует заместитель председателя Винницкой ОГА Сергей Здитовецкий. Он после посещения архива в Кельце активно включился в работу, потому что увидел своими глазами, как должен выглядеть современный архив и настолько это важно – иметь под руками все документы при первой необходимости.
«ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРОЗИТ СОХРАНЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ»
– Вообще, чем грозит такая ситуация с неадаптированными помещениями, пораженными грибком хранилищами, отсутствием понимания важности документов?
– Это зависит от точки зрения того, кто на эту проблему смотрит. Для кого-то архив – это макулатура, пропадет, сгниет, а что толку от нее. Я как профессиональный историк понимаю, что такое состояние грозит сохранению национальной памяти. Мы все вместе – и власть, и общество – недооцениваем роль архивов. В то же время у каждого хотя бы раз в жизни возникает ситуация, когда в архив нужно обратиться за информацией. Многие люди приходят с убеждением, что мы все должны знать. Они называют свою локальную проблему и убеждены, что у нас есть волшебная кнопочка, которую можно нажать и получить ответ. И иногда запросы приобретают абсурдный характер вроде: «Я знаю, что моя бабушка была полькой, потому что к ней ксёндз на ужин постоянно приходил, но никаких документов нет, помогите подтвердить ее происхождение». Они даже не представляют специфику и масштаб поисковой работы, как в полутора миллионах дел найти ту или иную информацию. В идеале было бы хорошо, если бы каждое имеющееся у нас дело было отработано, проиндексировано, систематизировано по ключевым словам, введя которые можно было бы получить перечень дел, где они упоминаются. Но чтобы получить такой результат, нужна коллективная работа, которая может растянуться на десятилетия.
В Польше есть хороший общегосударственный портал «Ищи в архивах». Многие из наших тоже пользуются. На ресурсе можно по географическому названию или по фамилии получить список документов разных периодов. И система продолжает наполняться. В Украине, кстати, тоже есть неплохие разработки. Столичная частная компания, возглавляемая бывшими архивистами, создала электронную систему. Ее уже приобрели отдельные архивы. Понятно, что на это нужны средства, но было бы хорошо, чтобы это была всеобщая централизованная сеть по учету и поиску. Мы могли бы заполнять эту базу, ведь картотеки уже сформированы, просто нужна плоскость, на которую можно их загрузить и сделать ее доступными для всех.
– С какими итогами встречаете День архивиста в этом году?
– Символично, что наш профессиональный праздник практически в конце года, когда принято подводить итоги. Я ценю своих коллег, которые, несмотря на ситуацию, понимают важность своей работы: если ее не делать, то общество, особенно будущее, очень пострадает. Доволен тем, что кроме собственно архивной работы, удалось сформировать команду историков, занимающихся источниковедением, которые исследуют и публикуют документы, продвигают историческое прошлое Винницкой области и популяризируют историю родного края. Такая деятельность вызывает общественный резонанс и привлекает винничан к важности архивных документов. В определенной степени именно такие моменты наполняют профессиональную жизнь смыслом.