Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На пороге «Индустрии 4.0»: не бойтесь экспериментов

Уже третий год в Харькове действует научно-демонстрационный, образовательный «Ландау-центр»
8 сентября, 2016 - 14:36
«ПРИКАСАЙСЯ К ЭКСПОНАТАМ, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙ, ПРОВОДИ ОПЫТЫ!» — ЛОЗУНГ ЦЕНТРА

Обычный будничный день, но, едва переступив порог «Ландау-центра», слышу стук... деревянных конструкций. Две семьи, папы, мамы и несколько ребятишек увлеченно решают геометрические головоломки, да так, что не замечают никого вокруг.

Стол игрушек-головоломок стал самым позитивным мини-майданчиком в «Ландау-центре» благодаря вариативности решений задач. Взрослые люди порой долго и терпеливо ищут единственный и верный вариант составления фигуры, в отличие от детей, которые интуитивно решают логическую задачу, не тратя ни одной лишней секунды. Ведь им предстоит здесь еще столько интересного узнать и сделать!

КАК НАУКА ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ «СКУЧНОЙ»

Вот уже третий год в Харькове каждый желающий может не просто познакомиться с мировыми научными достижениями, но и приобщиться к таинствам науки, приняв личное участие в увлекательных экспериментах.

По инициативе Ассоциации выпускников, преподавателей и друзей Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина в Северном корпусе одного из старейших вузов Украины действует научно-демонстрационный, образовательный «Ландау-центр».

Как рассказывает его директор Виктория Круглова, цель новой выставочной площадки для всех, кто желает провести свой досуг не только в приятных, но и полезных для ума развлечениях, — стимулировать возрождение общественного интереса к науке (прежде всего — у детей и юношества) и создать уникальный для нашей страны общедоступный университетский центр интеллектуального досуга для горожан и гостей Харькова.

При создании этой площадки Каразинский университет опирался на лучший мировой опыт: Музей науки «Эксплораториум» (Сан-Франциско, США); Центр науки «Коперник» (Варшава, Польша); Музей науки (Бостон, США); Музей популярной науки и техники «Экспериментаниум» (Киев); Центр науки и технологий «НЕМО» (Амстердам, Голландия).

«Прикасайся к экспонатам, экспериментируй, проводи опыты!» — в «Ландау-центре» все возможно. Именно благодаря этому наука перестает быть скучной, и к ней появляется интерес среди молодежи, которую, казалось бы, уже невозможно оттянуть от гаджетов и компьютеров.


ФОТО С САЙТА LANDAUCENTRE.ORG

Ведь здесь задействованы оригинальные приборы, созданные авторами-изобретателями, настоящими подвижниками и неравнодушными к науке людьми.

Вот феномен электричества. Мы к нему относимся как к чему-то обыденному, тому, что было всегда. А давайте и вы станете генератором электрической энергии, обращаются здесь к юным посетителям и их родителям, садитесь на... велосипед и крутите педали!  На специальном стенде у вас на глазах вспыхнет маленькое электрическое «солнышко». Его зажечь может даже малыш.

Кстати, некоторые родители сделали такой турбовелотренажер у себя дома. Мама крутит педали и одновременно заряжает... телефон.

А вот не менее интересный экспонат, здесь три «дорожки-горки» из разных материалов: искусственной травы, ткани и дерева. Благодаря этому можно изучать силу трения, наблюдая за тем, по какой поверхности быстрее скользит металлический диск, а еще познакомиться с азами материаловедения.

— Помните дежурную фразу — «наука вокруг нас»? — спрашивает меня Виктория. — Но часто ли мы замечаем ее плоды? Мы стремимся раскрыть людям глаза на то, что все, окружающее нас, — это результат мысли и труда человеческого гения. И если говорить о компетентностном подходе, который сейчас внедряет в школьное обучение Министерство образования и науки, то экспозиции «Ландау-центра» как раз и учат детей тому, что потом они могут использовать и в быту, и в научном творчестве.

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА

Как отмечает председатель Северо-Восточного научного центра Национальной академии наук Украины, академик Владимир Семиноженко, еще 20 лет назад основные инвестиции в мировой науке направлялись на приобретение нового оборудования и технологий; 10 лет назад деньги уже вкладывались в новые идеи или концепции, а сегодня все чаще новые инвестиции вкладываются в человеческий капитал, который и создает концепции и идеи, а затем — и оборудование и технологии, обеспечивая инновационное развитие государства.

По прогнозам 46-й ежегодной сессии Всемирного экономического форума в Давосе, в мире уже наступает четвертая индустриальная (промышленная) революция, более известная как «Индустрия 4.0». По прогнозам, до 2020 года могут стать популярными и востребованными профессии проектировщика нейроинтерфейсов по управлению роботами, проектировщика детской робототехники, инженера-композитчика, оператора многофункциональных робототехнических комплексов.

ВИКТОРИЯ КРУГЛОВА (НА ФОТО) НЕ УСТАЕТ ПОВТОРЯТЬ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ НАУКИ В «ЛАНДАУ-ЦЕНТРЕ» ОСМЫСЛИВАЕТСЯ НЕ ШАБЛОННО, А С ОГРОМНОЙ СТЕПЕНЬЮ СВОБОДЫ

В принципе, как ни парадоксально это прозвучит, у Украины есть уникальный шанс — шагнуть из второй волны индустриализации (в которой мы грустно пребываем) сразу в четвертую. Вместо того чтобы внедрять технологии и производственные модели нынешнего времени, которые стремительно уйдут в прошлое, стратегически можно сыграть на опережение и встретить новую производственную эру во всеоружии.

И вот тут, как представляется, совершенно особенной становится роль Харькова как ведущего интеллектуального центра Украины. В первую очередь — его технических вузов, выпускающих специалистов по «робототехнике» и «мехатронике», а также академических НИИ.

На ведущих харьковских заводах автору этих строк уже доводилось видеть технологические линии, управляемые компьютерными системами. Да, конечно, их пока не так много, но они есть.

Другое дело, что к меняющимся условиям производства должна быть приспособлена и структура национальной экономики, а также человеческие ресурсы, обладающие как научным знанием и опытом, так и степенью творческой свободы.

По мнению заместителя министра образования и науки Максима Стрихи, результат деятельности «Ландау-центра», станет ощутим уже лет через пять-десять, когда в технические и естественно-математические науки придут более подготовленные и творческие молодые люди.

В ЧЕМ СВОБОДА, БРАТ?

Виктория Круглова не устает повторять: представление и восприятие науки в «Ландау-центре» осмысливается не шаблонно, а с огромной степенью свободы. Ведь здесь ценится индивидуальность каждого посетителя или организатора выставки, их творческое участие в деле просветительства и результат, который часто меняет представление о науке.

К примеру, в центр приходили участники финального этапа турнира юных физиков из Львова, Киева, Ривного, Сум, Харькова, Ивано-Франковска и других городов Украины. Дети, которые еще недавно выступали с научными докладами, очутились в совершенно ином измерении научных знаний, где наука представлена не в теории, а на практике, где никто не подскажет решения, а тебе нужно найти свое собственное.

Так, один из львовских учеников сразу же провел для своих однолеток мастер-класс на тему «фигуры Лиссажу» (кстати, это и была тема его доклада на физическом турнире). Фигуры Лиссажу (названные так в честь французского ученого, который впервые их изучил) — это замкнутые траектории, прочерчиваемые точкой, совершающей одновременно два гармонических колебания в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Звучит сложно, непонятно? Но после его мини-лекции каждый посетитель нарисовал собственную фигуру Лиссажу...песком.

Методы интерактивного обучения и воспитания обсуждаются в научных кругах весьма активно.

— Мы с детьми занимались археологией, — приводит еще пример Виктория Круглова. — Наши коллеги из университетской научно-исследовательской лаборатории германо-славянской археологической экспедиции принесли в «Ландау-центр» ящик с разнообразными черепками глиняной посуды, которым, между прочим, было полторы тысячи лет. Это были своего рода «отходы» археологических раскопок. Дети из этого ящика выбирали для себя наиболее красивый, с их точки зрения, черепок, с помощью сверла под наблюдением сотрудника центра просверливали дырочку, протягивали в нее ниточку из мешковины, и получался кулон. И называли это «кулон удачи», которому полторы тысячи лет.

Прекрасный пример интерактивности. К тому же действо происходит фактически из «ничего». Однако сколько эмоций в момент получения результата! И какой воспитательный эффект: уважение к истории в целом, к истории своего народа, а также надежда на удачу, которую обязательно принесет древний осколок творения рук человеческих.

Поэтому в который раз хочется подчеркнуть: не бойтесь экспериментов, есть смысл избегать шаблонов и двигаться вперед. Ведь самое ценное в нашей деятельности — процесс созидания и творчества, что является наивысшим проявлением свободы.

Елена ЗЕЛЕНИНА, Харьков, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ